МААМ-картинки

Интеллектуальное и познавательное развитие у детей младшего дошкольного возраста

Алла Чигвинцева
Интеллектуальное и познавательное развитие у детей младшего дошкольного возраста

За последние десятилетия интеллектуальное и познавательное

развитие у детей младшего дошкольного возраста становится одной из актуальнейших проблем современной педагогики и психологии. Развитие речи и мышления - один из важнейших разделов педагогики раннего детства, направленный на умственное развитие ребенка, которому предстоит жить в третьем тысячелетии. Это ко многому нас обязывает: мы должны обеспечить ребенку возможности для овладения технологиями, базирующимися на новейших достижениях науки и рассчитанными на развитый человеческий интеллект.

Публикация «Интеллектуальное и познавательное развитие у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Мы, педагоги и родители, должны помнить, что формирование мышления начинается с первых лет жизни. Это непрерывный процесс, в котором первые 2- 4 года играют стратегически важную роль как стартовый период, период интенсивного развития мозга ребенка. Мышление детей младшего дошкольного возраста привлекает к себе внимание представителей самых разных областей знаний, таких как педагогика, психология, физиология, общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика. При решении своих специфических задач каждая наука в то же время затрагивает и общие вопросы.

Решающую роль в формировании первых детских обобщений играет усвоение названий окружающих предметов и явлений. Характерным для детей 2 лет является то, что они мыслят, главным образом, о вещах, которые ими воспринимаются в данный момент и с которыми они действуют в настоящее время. Анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы еще неотделимы от практических действий с самим предметом, фактическим расчленением его на части, соединением элементов в одно целое.

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве, и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.

Целенаправленные занятия по ознакомлению с окружающими предметами приучают ребенка младшего дошкольного возраста ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Поэтому изучение этой проблемы имеет большое значение.

В детском мышлении есть особенность - синкретизм, дающая возможность ребенку мыслить целыми глыбами, не расчленяя и не отделяя один предмет от другого. Синкретический характер детского мышления, то есть мышления целыми ситуациями, целыми связными частями, настолько силен, что он держится еще в области словесного мышления у школьника и является преобразующей формой мышления у ребенка дошкольного возраста.

Отсюда вытекает проблема необходимости формирования мышления, и наглядно-образного в частности, с первых лет жизни. Значит, развитие речи ребенка влияет на мышление и перестраивает его. Главное в деятельности педагога - обогащение умственного и речевого развития детей с первых лет жизни.

Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать интегрированные занятия с множеством наглядных пособий - сюжетных картин и предметных картинок, дидактических игр, дидактических кукол, предметных игрушек, настоящих овощей, фруктов и их муляжей.

При подготовке к организованной образовательной деятельности нужно исходить из ведущих идей современной педагогики (речь не только служит познанию, но и является необходимым средством, орудием человеческого мышления) и современной психологии (у двух- трехлетних детей анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще неотделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое).

Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно.

Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребенка, воспитатели и родители передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.

Дети младшего дошкольного возраста не только накапливают впечатления и расширяют свой чувственный опыт. Главное, они учатся ориентироваться в окружающем мире, у них начинает формироваться система знаний. Первые знания являются стержневыми в познании окружающего мира.

Публикации по теме:

«Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша» Актуальность. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Интеллектуальное и творческое развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартных игровых технологий Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка,.

«Муравьи-санитары леса». Конспект ООД по ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» по теме\r\n «Муравьи – санитары.

Конспект экскурсии «Сокровище матушки Земли» для детей старшего дошкольного возраста по ОО «Познавательное развитие» Мы с детьми решили подробно изучить, что такое почва, почему на ней растут растения, узнать, живет ли кто-нибудь в земле? Ждем, когда наступит.

Опыт работы по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание» На формирование моего опыта оказали влияние следующие факторы: - изучение методической литературы - изучение опыта коллег - посещение занятий.

Проект «Смотри во все глаза». Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста из цикла «Познай себя» Цель: продолжать формировать познавательный интерес к человеку. Задачи: • Дать представления о том, что глаза являются одним из основных.

Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста Эмоция — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором.

Статья «Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста» Интеллектуальное развитие — непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно.

Социокультурное развитие детей младшего дошкольного возраста Социокультурное развитие детей младшего дошкольного возраста. Что такое доброта? Что это такое доброта? И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.

Тема: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.» Василий Александрович Сухомлинский  «Маленький ребенок по сути.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуальное и познавательное развитие у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 июля 2017 в 22:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД