Лучший педагог года

Дидактические игры как важное средство воспитания умственной активности дошкольников

Зульфия Гараева
Дидактические игры как важное средство воспитания умственной активности дошкольников

Тема: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Описание процесса исследования дидактической игры как средства воспитания умственной деятельности дошкольников

1.2 Анализ полученных данных

Публикация «Дидактические игры как важное средство воспитания умственной активности дошкольников» размещена в разделах

1.3 Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства воспитания умственной активности дошкольников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирам для учредителей ДО, специалистов системы образования, родителей воспитанников и общественности. ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего». Игра это такой вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности, деятельность, которая служит усвоению социального опыта. «Игра есть, в сущности, рост организма», утверждал американский пионер и учитель Грэнвилл Стэнли Холл еще в XХ веке. Его интересы были сосредоточены на развитии детей и эволюционной теории. Игра в воспитательном и образовательном процессе всегда играла важную роль, так как она помогает детям развиваться как физически, так и умственно. Благодаря игре ребенок учится преодолевать трудности, барьеры, через игру ребенок познает жизнь, самого себя. Работая в детском саду и осознавая то, что дидактическим играм уделяется огромное внимание, я посчитала эту тему актуальной для меня, требующей анализа. Я намереваюсь, выполнив данное исследование, обогатить свои знания и педагогический опыт. Огромный вклад в изучение дидактических игр внесла Н. К. Крупская, она утверждала то, что «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – обучение, труд, серьезная форма воспитания». [42; 478]У Крупской много работ, касающихся дошкольного воспитания, среди них : сборники статей и речей «О дошкольном воспитании», «Дети — наше будущее», «О дошкольном воспитании в деревне» и др. Также изучением дидактических игр занимались : К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой, Е. И. Тихеева, Л. А, Венгер, А. П, Усова, В. Н. Аванесова и др. Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, мы сталкиваемся с проблемой - в практике современных дошкольных учреждений априори признается, что процесс обучения дошкольников является одним из самых неразработанных и трудоемких в воспитательно-образовательной работе; у некоторых воспитателей присутствует недостаточная осведомленность о видах игр, их разнообразии, вариантах использования, неумение применять для развития детей в ежедневном общении. Это объясняется, тем, что в истории дошкольной педагогики на различных ее этапах преобладали разнообразные и зачастую прямо противоположные методологические подходы, предлагались самые противоречивые авторские концепции и теории обучения дошкольников.

Цель моей работы - анализ дидактической игры, научное обоснование эффективности применения дидактических игр как средства воспитания умственной активности дошкольников.

Задачи моей работы: - изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования; -рассмотреть классификацию дидактических игр; -изучить значение дидактических игр на умственное развитие дошкольников; -экспериментально проверить эффективность применения дидактических игр в воспитании детей. Объект исследования – дидактические игры как важное средство воспитания умственной активности дошкольников.

Предмет исследования – игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию умственных способностей детей в процессе воспитания. Выполняя данную работу, руководствовались гипотезой (предположением) о том, что у детей методическая система воспитания с использованием дидактических игр, обеспечивает эффективное развитие умственной деятельности.

Базой исследования, где проводилось исследование, является детский сад, подготовительная группа. Имена детей изменены. Для решения поставленных задач и проведения исследования использованы следующие методы исследования: -теоретический анализ;

-обобщение педагогической, психологической и методической литературы; -социально-педагогический анализ (анализ программ и учебников; -методы опроса (беседы, анкетирование); -педагогический эксперимент, включенный в учебно-воспитательный процесс.

1.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫКАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Описание процесса исследования дидактической игры как средства воспитания умственной деятельности дошкольников. Экспериментальное исследование проводилось нами в течение 6 месяцев с сентября 2019 года по февраль 2020, в детском саду, в г. Сургуте. Проводилось в подготовительной группе. В эксперименте участвовало 34 ребенка в возрасте от 6 до 7 лет.

Программа экспериментальной работы предусматривала 3 этапа:

1 этап - констатирующий эксперимент.

2 этап - формирующий эксперимент.

3 этап – контрольный эксперимент.

1 этап. Цель констатирующего эксперимента: обследовать умственное развитие детей дошкольного возраста.

Для начала мы провели оценку умственного развития детей. Диагностику мышления удобно проводить с помощью игры "Четвертый лишний", которая предполагает исключение по родовой категории. Ребенку дали карточку с 4 картинками: мяч, плюшевый заяц, пирамида и сапоги. Ребенок должен сказать, что лишнее на картинке. Данная игра выступила как диагностика, направленная на выявление умения определять взаимосвязь предметов и объектов. Благодаря данной игре можно выявить уровень течения мыслительных процессов, способности к обобщению и отвлечению, выделению существенных признаков развития логического мышления. Для данной игры использовалось 7 карточек, правильный ответ к каждой может быть только один. Успешность выполнения оценивается в бальной системе, за каждый правильный ответ присваивается 1 балл, максимально возможное количество баллов - 7.

Уровень развития внимания ребенка определяли по двум схожим картинкам с небольшими различиями. Задачей дошкольника является - нахождение различий. Оценка результатов:

10 баллов - ребенок справился с заданием за время, меньше чем 25 секунд, назвав 5 отличий (очень высокий уровень)

8-9 баллов - время отведено на задачу составляет от 25 до 30 секунд (высокий)

6-7 баллов - от 36 до 40 сек (средний)

4-5 балла - время в пределах 41-45 секунд (низкий)

0-1 балл - время составило больше 45 секунд или ребенок не нашел все отличия (очень низкий)

2 этап - формирующий эксперимент.

В ходе формирующего этапа экспериментальной работы проводились различные дидактические игры на занятиях, благодаря которым легче достигается цель развития умственной деятельности дошкольников. Благодаря играм дети получают удовольствие, и в том же время учатся чему-то новому, закрепляют новые знания в своей памяти.

1.2 Анализ полученных результатов.

Таблица 1.

Экспериментальная группа:

№п/п Имя ребенка

1 А. Азалия

2 А. Малика

3 В. Тимур

4 Г. Руслан

5 Г. Екатерина

6 Г. Аскар

7 Д. Виктория

8 И. Никита

9 И. Жасмин

10 К. Виктор

11 К. Самир

12 К. Камилла

13 Л. Серафима

14 М. Аделия

15 М. Родион

16 М. Ярослав

17 М. Карим

Таблица 2.

Контрольная группа:

№п/п Имя ребенка

1 М. Марат

2 Н. Амина

3 Н. Артур

4 Р. Виктория

5 С. Дарья

6 С. Радмир

7 С. Ксения

8 Х. Сабрина

9 Х. Ирина

10 Х. Руслан

11 Х. Амелия

12 Х. Диана

13 Ч. Тимур

14 Ш. Адель

15 Ш. Булат

16 Ш. Ярослав

17 Ш. Денис

Исследование проводилось в подготовительной группе № 7 в течении 6 месяцев. Сначала был проведен констатирующий эксперимент для определения уровня умственного развития дошкольников. Затем, в течение полугода на занятиях активно использовались дидактические игры и упражнения. Некоторые из них предоставлены в приложении, также приложены фотографии занятий. Результаты проведенного констатирующего исследования представлены в таблице № 3.

Таблица 3. «Результаты оценки умственного развития детей экспериментальной группы». (на сентябрь 2019 года)

№п/п Имя. ребенка 1 2 средний балл

1 А. Азалия 3 5 4

2 А. Малика 5 6 7

3 В. Тимур 7 8 7

4 Г. Руслан 4 6 5

5 Г. Екатерина 4 5 5

6 Г. Аскар 5 5 5

7 Д. Виктория 2 4 3

8 И. Никита 6 8 7

9 И. Жасмин 4 7 6

10 К. Виктор 7 10 8

11 К. Самир 6 8 7

12 К. Камилла 4 6 5

13 Л. Серафима 3 5 4

14 М. Аделия 5 7 6

15 М. Родион 5 6 6

16 М. Ярослав 6 4 5

17 М. Карим 4 5 5

8-10 баллов- высокий показатель уровня умственных способностей

5-7- средний показатель

0-4- низкий показатель

Высокий - 1 человек

Средний - 13 человек

Низкий - 3 человека

Рис. 1 «Результаты оценки умственного развития детей экспериментальной группы». (на сентябрь 2019 года)

Таблица 4. «Результаты оценки умственного развития детей контрольной группы». (на сентябрь 2019 года)

№ п/п Имя ребенка 1 2 средний балл

1 М. Марат 4 5 5

2 Н. Амина 4 6 5

3. Н. Артур 2 4 3

4. Р. Виктория 7 9 8

5. С. Дарья 3 5 4

6. С. Радмир 7 10 8

7. С. Ксения 5 8 6

8. Х. Сабрина. 7 8 7

9. Х. Ирина 4 7 5

10. Х. Руслан 7 9 8

11. Х. Амелия 2 4 3

12. Х. Диана 0 4 2

13. Ч. Тимур 6 9 7

14. Ш. Адель 6 6 6

15. Ш. Булат 6 8 7

16. Ш. Ярослав 5 8 6

17. Ш. Денис 4 6 5

8-10 баллов - высокий показатель уровня умственных способностей

5-7 - средний показатель

0-4 - низкий показатель

Высокий - 3 человека

Средний - 12 человек

Низкий - 4 человека

Рис. 2. Результаты оценки умственного развития детей контрольной группы». (на сентябрь 2019 года)

Полученные данные свидетельствуют о том, что тестовые задания выполнены в пределах нормы в контрольной группе - 12 человек и в экспериментальной 13 человек. Таким образом, результаты исследования показывают, что дети всех групп имели приблизительно один уровень умственного развития.

2.2 Методика проведения формирующего эксперимента.

Главная цель на втором этапе - проверка эффективности применения дидактических игр для развития умственных способностей дошкольников. В процессе проведения формирующего эксперимента дошкольники в экспериментальной и контрольной группах обучались по одной программе, но к испытуемым экспериментальной группы были применены методы и приёмы по повышению умственных способностей посредством дидактических игр. Для формирующего эксперимента была разработана программа по целенаправленному использованию дидактических игр для развития умственных способностей дошкольников. Дидактические игры на развитие мышления, памяти, воображения, восприятия использовались ежедневно, на каждом занятии. Проводилось довольно большое количество игр за время исследования, каждая из игр использовалась по два-три раза, с перерывом в два-три занятия. Наряду с дидактическими играми использовались упражнения на развитие логического мышления, сообразительности, воображения, интеллекта. Эти упражнения использовались на каждом занятии, в начале или в конце занятия. Проводимые игры и упражнения способствовали умственному развитию дошкольников, развивали внимание, память, речь, воображение, логическое мышление детей. Данный эксперимент продолжался на протяжении 6 месяцев, после проведения констатирующего эксперимента. В приложении приведены примеры игр, которые использовались нами во время исследования. Подводя итог второго этапа исследования, можно сказать то, что дети из экспериментальной группы с интересом выполняли предложенные им задания. За время проведения формирующего эксперимента был установлен положительный, эмоционально-психологический контакт с испытуемыми. Но для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта надо прикладывать усилия на протяжении длительного времени.

2.4 Контрольный эксперимент, подведение итогов.

Третьим этапом нашего исследования был контрольный эксперимент, который мы проводили с целью проверки эффективности занятий с использованием дидактических игр как средства воспитания умственной деятельности дошкольников. Данные формирующего эксперимента показали, что после целенаправленного применения дидактических игр уровень умственного развития в экспериментальной группе повысился. Результаты опытно-педагогической работы по развитию интеллектуальных способностей дошкольников доказали эффективность целенаправленного применения дидактических игр, позволяют говорить о целесообразности их дальнейшего использования в учебно-воспитательном процессе. Для определения умственного развития дошкольников подготовительной группы № 7 были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте, т. к. для измерения были необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику развития умственных способностей дошкольников в группе. В таблице 5 отображены результаты проведения тех же заданий, что и в констатирующем эксперименте, только после формирующего эксперимента.

Таблица 5. «Результаты оценки умственного развития детей экспериментальной группы». (на февраль 2020 года)

№п/п Имя ребенка 1 2 средний балл

1. А. Азалия 7 10 9

2 А. Малика 7 9 8

3. В. Тимур 7 10 9

4. Г. Руслан 6 9 7

5. Г. Екатерина 6 8 7

6. Г. Аскар 7 9 8

7. Д. Виктория 5 8 7

8. И. Никита 7 10 9

9. И. Жасмин 6 9 8

10 К. Виктор 7 10 9

11 К. Самир 7 9 9

12 К. Камилла 6 9 8

13 Л. Серафима 6 9 8

14 М. Аделия 7 10 9

15 М. Родион 7 9 8

16 М. Ярослав 7 8 8

17 М. Карим 6 8 7

8-10 баллов- высокий показатель уровня умственных способностей

5-7- средний показатель

0-4- низкий показатель

Высокий-13 человек

Средний- 4 человека

Низкий- 0 человек

Рис. 3 «Результаты оценки умственного развития детей экспериментальной группы». (на февраль 2020 года)

Таблица 6. «Результаты оценки умственного развития детей экспериментальной группы». (на февраль 2020 года)

№п/п Имя ребенка 1 2 средний балл

1. М. Марат 4 7 6

2. Н. Амина 4 8 6

3. Н. Артур 3 4 4

4. Р. Виктория 7 9 8

5. С. Дарья 5 10 8

6. С. Радмир 7 9 8

7. С. Ксения 5 8 7

8. Х. Сабрина 7 10 9

9. Х. Ирина 5 6 6

10 Х. Руслан 7 8 8

11 Х. Амелия 5 7 6

12 Х. Диана 3 9 6

13 Ч. Тимур 7 5 6

14 Ш. Адель 7 9 8

15 Ш. Булат 5 7 6

16 Ш. Ярослав 5 8 7

17 Ш. Денис 6 10 8

8-10 баллов- высокий показатель уровня умственных способностей

5-7- средний показатель

0-4- низкий показатель

Высокий - 7 человек

Средний - 9 человек

Низкий - 1 человек

Рис. 4 «Результаты оценки умственного развития детей экспериментальной группы». (на февраль 2020 года).

Полученные данные свидетельствуют о том, что в обеих группах показатель умственного развития повысился, однако, в экспериментальной группе этот показатель выше. Также, в контрольной группе все еще есть показатель низкого уровня интеллекта, а в экспериментальной этот показатель равен нулю. Результаты опытно-педагогической работы по целенаправленному применению дидактических игр как средства воспитания умственной деятельности дошкольников доказывают эффективность проведения методики, что позволяет говорить о целесообразности её дальнейшего использования в учебно-воспитательном процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Н. К. Крупская утверждала то, что «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания», с этим нельзя не согласиться. С рождения ребенок учится первым игровым действиям, ему нравится играть и позже. Поэтому, в детском саду используются игровые методики. Дидактическая игра может быть как составной частью занятия, так и использоваться самостоятельно. А в группах раннего возраста дидактические игры вообще являются основной формой учебного процесса. В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать мыслительные задачи, описывать, отгадывать предметы и их действия по признаку, придумывать рассказы, находить правильные ответы, догадываться, сравнивать, делать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом они проявляют умственную активность, память, внимание, сообразительность, умение самостоятельно решать задачи. Таким образом, исходя из вышесказанного, можно считать то, что дидактическая игра является одним из важнейших средств воспитания умственной активности и ее необходимо использовать в обучении дошкольников, что нами и было доказано при проведении нашего исследования.

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников»Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников» Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспитательная функция.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры как важное средство воспитания умственной активности дошкольников
Опубликовано: 9 января 2021 в 00:08
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД