МААМ-картинки

Исследовательско-творческий проект в подготовительной группе «Мини-музей русского народного костюма»

Ирина Ермакова
Исследовательско-творческий проект в подготовительной группе «Мини-музей русского народного костюма»

Исследовательско творческий проект в подготовительной группе

Тема: «Мини-музей русского народного костюма».

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежду,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим русскую одежду :

Не правда ли проста и хороша!

Публикация «Исследовательско-творческий проект в подготовительной группе „Мини-музей русского народного костюма“» размещена в разделах

Тип проекта : исследовательско — творческий.

По времени проведения: краткосрочный

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

По числу участников: групповой.

Цель: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом

Актуальность.

Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, и особую значимость она приобрела и в настоящее время. Идея воспитания патриотизма приобретает все большое значение. Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Если обратиться к словарному определению «патриотизм» - преданность и любовь к Отечеству, к своему народу (Ожегов). Чувство патриотизма так многообразно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывно со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм - важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.

Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Гипотеза: Национальная одежда - это часть отечественной истории, отражение многовековой жизни народов нашей родины, их обычаев и традиций.

Задачи:

1. Расширять представления детей о старинном русском костюме.

2. Формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма;

3. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГА: Беседы, чтение русских народных сказок (показ одежды героев, НОД: " Традиции русского костюма", " Одежда наших предков", и т. д., экскурсии, работа в книжном уголке, организация дидактических игр, игр-драматизаций, заучивание стихов, загадывание загадок, рисование акварелью " Русский сарафан", аппликация " Кокошник", и т. д.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ: Рассматривание энциклопедии " Народы России", дидактические игры " Собери костюм", " Что лишнее", "Домино", " Подбери головной убор к сарафану", " Собери узор", раскрашивание раскрасок, рисование, лепка по теме, просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ: Заучивание стихов о русской народной одежде, поход в краеведческий музей, чтение о русском быте людей в старину, в том числе и об одежде; просмотр русских народных сказок, рисование рисунков, изготовление поделок (кокошник, лапти, сарафан, рубаха и т. д.)

Предполагаемые результаты:

- Воспитанники получат больше информации об историческом прошлом русского народа, научатся ценить русский народный костюм как необходимый элемент национального декоративно-прикладного творчества.

- Дети получат навыки украшения декоративными орнаментами предметов одежды, научатся читать семантические знаки русского народного узора.

- Развитие творческой активности детей.

- Родители - заинтересованные участники проекта, будут ориентированы на развитие у ребёнка потребности к расширению творческой деятельности детей через совместную проектную деятельность, получат возможность прикоснуться к истокам народной мудрости и к истории русского народного семейного воспитания детей.

Методы проекта :

- Беседа;

- Чтение художественной литературы;

- Просмотр презентации «Русский народный костюм»;

- НОД по рисованию, лепке и аппликации

- все виды игр (дид/и, народные, сюж/рол,);

- творческая мастерская.

Этапы проекта :

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап - подготовительный

Определение цели и задач проекта. Составление плана основного этапа проектирования. Разработка перспективного плана. Изучение необходимой литературы, поиск необходимых сведений в интернет ресурсах. Подготовка материала необходимого для проведения проекта.

Создание предметно развивающей среды по теме проекта.

Деятельность детей состоит из трех вопросов:

1. Что мы знаем?

2. Что хотим узнать?

3. Где и как это можно узнать?

2 этап - исследовательский

Рассматривание иллюстраций и фотографий, репродукций картин, просмотр презентаций. Проведение бесед по теме. Вовлечение родителей в проектную деятельность.

Дети с интересом рассматривают репродукции картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.

Дети рассматривают, читают книги по теме, разгадывают загадки, играют в народные игры, подобрали методический материал, куда вошли: различные стихи, сказки и рассказы о труде связанные с покроем одежды.

3 этап - заключительный

Итоговые мероприятия с участием детей и родителей. Мониторинг, подведение итогов проекта воспитателем.

Знают и называют детали русской народной одежды, иллюстрации, фотографии, рисунки; рассказывают о них (какой орнамент, для чего и т. д.)

План работы

Формы работы

Задачи

1. Цикл бесед:

- Беседа «Наша Родина – Россия, наш язык - русский».

- Рассказ о народных обычаях и традициях.

- «Русские народные праздники».

- «Русский национальный костюм».

Развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа, развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.

Воспитывать у детей любовь к своей родине, народному творчеству.

2. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций:

- Рассматривание иллюстраций о русском быте.

- Рассматривание репродукций картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.

- Знакомство с пословицами и поговорками;

- Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по произведению.

- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная»; «Морозко»

Расширять знания детей о русских народных традициях и быте русского народа;

-закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;

- учить детей анализировать произведения;

- учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.

Воспитательные задачи:

_ воспитывать любовь к русскому народному творчеству;

- воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;

Развивающие задачи:

- развивать интерес к русским народным традициям;

- приобщать детей к истокам русской культуры;

- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;

- развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;

- обогащать эмоции детей.

3. Просмотр презентаций из серии «Русский народный костюм».

Просмотр видео и мультипликационных фильмов:

«Морозко»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка», «Гуси – лебеди».

Продолжать знакомить детей с разнообразными одеждами русских людей прошлых веков. Ввести понятия элементов старинной одежды.

4. Дидактические игры: «Собери узор», «Сложи картинку», «Оденем куклу в русский народный костюм»

Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.

5. Народные подвижные игры : «Ручеек», «Сова», Гуси-лебеди», «Каравай», «Чурилки», «Колечко», «Цепи кованные», «У медведя во бору» и др.

Приобщать детей к народной культуре народов России. Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

- Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.

- Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.

6. НОД:

Развитие речи: «Одежда».

Рисование: «Кукла в праздничном сарафане», «Праздничный платок», «Валенки», «Кокошник», «Рукавицы» Упражнение «Придумай свой орнамент»;

Лепка: «Кукла в национальном костюме»;

Конструирование из бумаги: «Кукла Аленка».

Аппликация: «Укрась валенки»

Развивать творческие способности детей при рисовании, лепке декоративных элементов; Предоставить детям возможность проявить самостоятельность и инициативу в выборе материалов, объектов, способов и элементов украшения; а так же характерных особенностей поведения своего персонажа (куклы) в гостях.

Работа с родителями:

- проведение бесед о создании и значении проекта;

Консультации:

- «Сказки читаем — речь развиваем!»;

- «Знакомьте детей с народным фольклором»;

- приобщение родителей к пополнению мини-музея группы;

- приобщение родителей к изготовлению поделок к конкурсу «Валенки».

Расширять знания родителей о русских народных традициях и быте русского народа;

- Вовлекать родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей;

- Привлекать родителей к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества.

Результатами проведенной работы

являются:

Дети используют в речи считалки, загадки.

Умеют играть в русские народные подвижные игры.

Знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Используют атрибуты русской народной культуры в

самостоятельной деятельности.

Все участники проекта узнали много нового и интересного о том, как называлась одежда в старину, что носили наши прапрабабушки, что обозначает узор на сарафане. Дети обрели опыт работы в малых подгруппах и научились выполнять индивидуальные поручения.

Публикации по теме:

Фотоотчет об экскурсии в «Музей русского костюма»Фотоотчет об экскурсии в «Музей русского костюма» Очень часто за событиями И за сутолокою дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Стали более привычны Нам полёты на Луну. Вспомним.

Фотоотчёт «Занятие студенческого кружка по изучению русского народного костюма. Изготовление цветов из гофрированной бумаги»Фотоотчёт «Занятие студенческого кружка по изучению русского народного костюма. Изготовление цветов из гофрированной бумаги» Пояснительная записка Целью кружка является возрождение русской народной культуры. Развитие интереса молодежи к русскому народному костюму,.

Исследовательско-творческий краткосрочный проект в младшей разновозрастной группе «В гости к Дедушке Морозу»Исследовательско-творческий краткосрочный проект в младшей разновозрастной группе «В гости к Дедушке Морозу» Исследовательско - творческий краткосрочный проект в младшей разновозрастной группе «В гости к Дедушке Морозу».Автор: Лютикова Вера Владимировна.

Исследовательско-творческий проект «Как ты, осень, хороша!» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №55 "Кузнечик" Исследовательско-творческий проект «Как ты, осень, хороша!».

Исследовательско-творческий проект по ПДД в подготовительной группе «Берегись автомобиля»Исследовательско-творческий проект по ПДД в подготовительной группе «Берегись автомобиля» Название проекта: Исследовательско — творческий проект ПДД в подготовительной группе «Берегись автомобиля» Продолжительность проекта:.

Исследовательско-творческий проект «Пластилиновая сказка» Махотина Валерия Исследовательско-творческий проект "ПЛАСТИЛИНОВАЯ СКАЗКА" Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.

Исследовательско-творческий проект «Тайны камней»Исследовательско-творческий проект «Тайны камней» Паспорт проекта «Тайны камней»«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». (Р. Эмерсон) Вид проекта: исследовательско - творческий.

Мини-музей «Предметы русского быта»Мини-музей «Предметы русского быта» Всем доброго времени суток! В марте у нас проходили недели знакомства детей с русским бытом, традициями. В течении двух недель мы с ребятами.

Мини-музей «Предметы русского быта»Мини-музей «Предметы русского быта» В этом году темой для самообразования я взяла "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с историей и культурой русского.

Исследовательско-творческий проект «Волшебница вода»Исследовательско-творческий проект «Волшебница вода» ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» Автор: Кандакова Нина Александровна-воспитатель МАДОУ «Детский сад №7» г. Таганрог, 2017г. Вид проекта: исследовательско.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательско-творческий проект в подготовительной группе «Мини-музей русского народного костюма»
Опубликовано: 18 апреля 2019 в 12:01
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД