МААМ-картинки

Использование ИКТ при взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-развивающего процесса

Лариса Фёдорова
Использование ИКТ при взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-развивающего процесса

В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.

Публикация «Использование ИКТ при взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-развивающего процесса» размещена в разделах

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, использование специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к образовательной деятельности в настоящее время особо актуальна.

Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед.

Применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционно – развивающего обучения весьма эффективны. Еще К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

Таким образом, презентация:

· Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами

· Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Целью работы с родителями является достижение партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи.

Современным и наиболее эффективным взаимодействием является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями. Компьютер позволяет:

· расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с нарушениями речи;

· реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;

· применить индивидуальный подход к ребенку;

· сформировать в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями;

· повысить компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего нарушение речи.

Информационно-коммуникационные технологии помогают решить целый ряд коррекционных целей и задач. Одна или несколько из этих целей и задач выдвигаются в качестве ведущих, первостепенных.

Основные задачи:

1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

2. Уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе, знакомство с новыми словами, овладение способами употребления новой лексики.

3. Уточнение значений имеющихся в речи детей грамматических форм, овладение новыми грамматическими формами и конструкциями.

4. Формирование навыка связной диалогической и монологической речи.

5. Формирование и совершенствование звуковой стороны речи.

ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ учителя – логопеда в работе с родителями по использованию ИКТ :

- нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;

- создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с родителями;

- самостоятельное создание фотогаллерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения;

- консультирование родителей, используя возможности Интернета, повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);

- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов; повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала); повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей : зрительная, слуховая, моторная);

- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;

- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни); подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Сроки же преодоления речевых нарушений зависят: от степени сложности нарушения; от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; от регулярности проведения занятий; от участия родителей в коррекционном процессе.

Каждый из родителей понимает о необходимости систематической, длительной работы с ребенком. Сотрудничество логопеда с родителями включает в себя разнообразные формы: проводятся консультации, беседы, открытая непосредственно – образовательная деятельность, праздники, тематические встречи в родительском клубе, круглые столы. Безусловно, участие ИКТ во всех этих разнообразных формах работы логопеда с родителями активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне.

Это могут быть различные логопедические странички, статьи-консультации, советы, рекомендации, подсказки родителям, размещенные на персональном сайте учителя - логопеда. Здесь можно с целью профилактики речевых нарушений размещать материал для родителей детей младшего возраста, которые только начинают говорить. А для родителей детей – логопатов, посещающих речевые группы активно использовать ИКТ при выполнении домашних заданий.

Наблюдая за тем, как родители не обращают внимание на информацию, размещенную в информационных уголках, не находят времени для общения с воспитателем и логопедом, а так же другими специалистами, но, находятся в социальных сетях, я подумала: если родители находят время для общения в социальных сетях, то может они смогут находить время и для занятий с ребёнком с ИКТ в домашних условиях, найдут там много полезного.

На электронных носителях я стараюсь размещать информацию, чтобы она была полезна родителям : упражнения, которые использовала на занятии, презентации, логопедические игры, различные практические задания. Наличие дисков даёт возможность родителям повысить свою педагогическую компетентность в общении с детьми, сделать их активными участниками коррекционно – развивающего процесса.

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФОРМЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.

Индивидуальные формы работы

(материал для родителей на диске)

Компьютерные презентации:

Артикуляционная гимнастика :

· «Сказка о Веселом Язычке».

· «Лягушка – зелёное брюшко».

. «Весёлая артикуляционная гимнастика»

Картотека компьютерных и мультимедийных презентаций по темам:

Работа над звукопроизношением: Игры по автоматизации различных звуков: «Поймай звук Р», «Звукарик», «Различаем звуки Р-Л».

Картотека презентаций по всем лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Одежда», «Посуда», «Весна», «Птицы» и др.

Развитие связной речи:

· составление рассказа-описания с опорой на картинки-символы по заданной теме;

· пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок;

· презентации рассказов с продолжением.

Подготовка к обучению грамоте:

· «Распредели картинки по наличию звука».

· «Посчитай слоги».

· «Веселый поезд».

· «Поиграем».

· «Вставь пропущенную букву»

. «Весёлые звуки»

. «От звука к букве»

Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет сделать следующие выводы:

– компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;

использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедической непосредственно – образовательной деятельности, способствует повышению речевой и познавательной активности;

произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, творческого воображения, словарного запаса.

--способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений);

повышает компетентность родителей в коррекционной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего нарушение речи.

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе. Безусловно, участие ИКТ во всех этих разнообразных формах работы логопеда с родителями активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование ИКТ как средства оптимизации коррекционно-педагогического процесса «Использование ИКТ как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса» Информационная карта проекта Название проекта «Развитие.

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с родителями» «Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущимили вышагивать пятками назад» Анатолий Гин. Любой современный.

«Путешествие в сказку». Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста [Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников. Задачи: • продолжать обучать детей навыкам взаимодействия,.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии семьи и ДОУ В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственных качеств личности уже с дошкольного возраста. Современное российское.

Использование релаксационных игр во взаимодействии с детьми дошкольного возрастаИспользование релаксационных игр во взаимодействии с детьми дошкольного возраста Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое.

Использование во взаимодействии с детьми дошкольного возраста коммуникативных игрИспользование во взаимодействии с детьми дошкольного возраста коммуникативных игр Рада приветствовать всех на своей страничке! Ни для кого не секрет, что у современных детей недостаточно развиты навыки общения. Чтобы помочь.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей раннего возраста с ОВЗ в лекотекеКонспект коррекционно-развивающего занятия для детей раннего возраста с ОВЗ в лекотеке Задачи занятия:1. Развитие мелкой моторики. 2. Развитие речи: учить понимать обращенную речь, мотивация речи. 3. Учить показывать части.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «Проделки пиратов»Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «Проделки пиратов» Цель: -развитие мелкой моторики; -профилактика оптико - пространственных отношений; -развитие зрительного внимания, памяти, мышления и воображения;.

Методическое сопровождение реализации коррекционно-развивающего процесса (чаcть 1) Часть 2 Одна из основных задач, стоящих перед логопедом, работающим с дошкольниками с общим недоразвитием речи – овладение детьми самостоятельной,.

Методическое сопровождение реализации коррекционно-развивающего процесса (часть 2) Часть 1 Повысить мотивационную готовность детей старшего дошкольного возраста к занятиям, поддержать положительный эмоциональный настрой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ при взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-развивающего процесса
Опубликовано: 13 января 2016 в 12:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД