Папки-передвижки

Методическое сопровождение реализации коррекционно-развивающего процесса (часть 2)

Анна Васильевна Маркова
Методическое сопровождение реализации коррекционно-развивающего процесса (часть 2)

Часть 1

Повысить мотивационную готовность детей старшего дошкольного возраста к занятиям, поддержать положительный эмоциональный настрой и длительно удерживать интерес ребёнка помогает использование нетрадиционного метода выполнения артикуляционной гимнастики – биоэнергопластики (предложена Ястребовой А. В., Лазаренко О. И., конспекты занятий разработаны Бушляковой Р. Г. и представлены в методическом пособии «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»).

Публикация «Методическое сопровождение реализации коррекционно-развивающего процесса (часть 2)» размещена в разделах

Использование ребёнком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движением органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

При коррекции речи учителями-логопедами используется речедвигательная ритмика (Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика).

Специальные упражнения разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определённое положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. Особенно эффективно использование элементов речедвигательной ритмики в младшем дошкольном возрасте (когда произносительные навыки у детей невелики, произношение имеющихся звуков не отличается чистотой) на этапе уточнения и закрепления чёткого, правильного произнесения гласных звуков и согласных раннего генеза. В дальнейшем эти упражнения используются для вызывания, автоматизации и дифференциации звуков.

В настоящее время издано большое количество пособий по коррекции произношения. На этапах автоматизации, дифференциации звуков в самостоятельной речи важно иметь достаточное количество картинного материала, насыщенного данными звуками. Эту задачу помогают решить альбомы Соколенко Н. И. «Посмотри и назови», которые подойдут для работы с детьми всех возрастных групп. В тетрадях Новоторцевой Н. В., Коноваленко В. В., Коноваленко С. С. и др. материал подобран таким образом, что охватывает и лексико-грамматическую сторону речи, и фонетико-фонематические процессы, и связную речь. Для детей подготовительной группы интересны книги Успенского М. В. и Успенской Л. П., так как они могут поупражняться не только в правильном произнесении трудных звуков, но и в чтении.

В практике учителей-логопедов нашего ДОУ используются следующие нетрадиционные методы : мнемотехника, бионергопластика, речедвигательная ритмика, логосказки, упражнения для релаксации, дыхательные упражнения, психогимнастика, элементы логоритмики, музыкотерапии, рисование на манке, кинезиологические упражнения, современные технологии логопедического и пальцевого массажа, массаж Су-Джок приборами.

Дыхательные упражнения, упражнения для релаксации, а так же кинезиологические и логоритмические упражнения, органично вплетаются в канву любого занятия.

Специфика детского возраста такова, что всё, за что бы ни брался ребёнок, ему приходится осваивать заново. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Ведь это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твёрдым, пробуждает интерес к знаниям.

1. Технология логопедического обследования:

Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – М, 1998.

Нищева Н. В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. – СПб, 2014.

Нищева Н. В. Речевая карта ребенка

Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. - М,1994 г.

Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. -СПб. 2000.

Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М., 2005.

Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольников. – М., 2001.

Коноваленко В. В. Экспресс – обследование звукопроизношения. – М., 1999.

2. Технология формирования произносительной стороны речи:

Рау Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем. – М., 1997.

Ткаченко Т. А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 2000.

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1997.

Лопухина И. С. Логопедия. 500 занимательных упражнений для развития речи. – М., 1995.

Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учись правильно говорить. – М., 1991.

Новоторцева Н. В. Рабочие тетради по развитию реи на все звуки. – Ярославль, 1996.

Нищева Н. В. картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп. – СПб., 2013.

3. Технология развития восприятия и понимания речи:

Слепович Е. С. Исправление речи у детей. – Минск, 1983.

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление ЗРР. - М., 1993.

4. Технология исправления и развития слоговой структуры слова.

Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей.

Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. – М., 1961

Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М., 2001

Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М., 2001.

5. Технология обогащения и активизации словарного запаса:

Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. Логопедическая тетрадь. — СПб. 1999.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г.

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление ЗРР. - М. 1973г.

6. Технологии формирования грамматического строя речи:

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. — М. 2000.

Ткаченко Т. А. Формирование лексико — грамматических представлений. Логопедическая тетрадь. — СПб. 1999.

Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М,1981.

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление ЗРР. - М. 1973г

7. Технологии формирования словоизменения и словообразования:

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С — ПЛ 1999г.

8. Технологии формирования связной речи:

Ткаченко Т. А. Схемы для составлений дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. - М. 1981

Коноваленко В. В. Развитие связной речи. (Зима; Осень; Весна) - М. 2001.

Коноваленко В. В. Коноваленко СВ. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. -М. 2003.

Глухов В. П. Формирование связной речи. – М., 2004.

Воробьева В. К. Методика развития связной реи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2006.

Ткаченко Т. А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. – М., 2001.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми с ОВЗ Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми с ОВЗ. Тема: «Одежда». Тип: коррекционно-развивающее. Цель: развитие.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 4–5 лет «Чувство «Робость» Пояснительная записка. Занятие входит в коррекционно-развивающую программу для детей 4-5 лет. Целью занятия является знакомство с чувством.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие в мир эмоций» .

Конспект коррекционно-развивающего занятия по лепке для детей с ОВЗ «Самолет» Лепка из пластилина. Тема: «Самолет» Цель: формировать навыки работы с пластилином. Учить детей раскатывать на дощечке движениями вперед-назад.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Сквозь звезды» Цель: Создание благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии; развитие смелости и.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Словарик эмоций» МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка» Конспект коррекционно – развивающего занятия «Словарик эмоций».

Методическое сопровождение воспитателей в процессе организации взаимодействия с современными родителями дошкольников С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» и вступлением в силу Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Мастер-класс для педагогов «Методическое сопровождение введения ФГОС дошкольного образования» Тема: «Организация методического пространства перехода на ФГОС ДО в ДОУ» Сл 2 Для эффективной работы педагогического коллектива по реализации.

Консультация «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса» Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых.

«Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ» С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическое сопровождение реализации коррекционно-развивающего процесса (часть 2)
Опубликовано: 25 декабря 2015 в 15:02
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД