Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста

ТАТЬЯНА РАЗИНА
Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста

Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы маленького ребёнка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.

Понимая, что детское восприятие в раннем дошкольном возрасте ситуативно, считала как важно донести до малышей суть фольклорного произведения, развёртывающихся событий. Постепенно вводила детей в воображаемую ситуацию, учила выполнять действия «понарошку», понимать условное игровое взаимодействие со взрослыми. Эта способность у детей начинает формироваться к концу 2-го и на протяжении 3-го года жизни. Но элементы её следует закладывать уже в начале второго года жизни, постепенно переводя детей от натуралистичности и конкретики восприятия к образности.

Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором - принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно только эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения вовремя занятий поддерживала внимание детей. А это немаловажный фактор. Ведь, как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер. Ситуации внезапного появления или исчезновения персонажей связаны с сюрпризностью, что поддерживает непроизвольное внимание детей.

Вместе с тем, дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют чуткость ко всем действиям воспитателя, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты. Эти проявления легко копируются, поэтому для малышей они выполняют информативную роль. Следовательно, эмоциональность взрослого можно рассматривать не только как способ поддержания ориентировочной активности детей, но и как возможность удовлетворения их познавательной потребности, возникающей в процессе ознакомления с новыми произведениями.

Но самый главный принцип – это принцип наглядности, т. е. используемые наглядные средства. В своей работе использую и плоскостные и объёмные пособия. Некоторые фольклорные занятия (например, по потешкам «Вот и люди спят» или «Петушок») не предусматривают каких либо сложных наглядных средств, требуется лишь несколько видов соразмерных игрушек. Игровая ситуация имитируется тканью, бумагой, веточками и т. п. В других занятиях применяла красочные ширмы, серии картин, плоскостные фигурки. Например, «Петушок и его семья» (красочные плакатики, изображающие петуха, курицу и цыплят) оформила в ширму. Имея пособие, можно познакомить детей с десятью потешками, потому что объединены они одним содержанием.

Использовала ещё один приём – динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например, говоря о «петушке – масляна головушка», приводила в движение именно эту часть игрушки, при чтении строки «Что ты рано встаёшь? Голосисто поёшь?» - полностью приводила игрушку в движение и «подавала голос». Этот приём помогает понять смысл прочитанной строчки. От понимания первой строки зависит понимание последующего текста, поэтому так важно добиваться двусторонней связи в понимании.

Таким образом, потешка, присказка, песенки и другие малые фольклорные формы весьма динамичны: каждая строка несёт определённое смысловое содержание, лаконичная фраза рисует целую картинку. Принципы поэтапности и цикличности в проведении фольклорных занятий позволили осуществлять живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия и индивидуального реагирования.

Прикреплённые файлы:

malye-formy-folklora_ahn50.ppt | 1662 Кб | Скачан: 107
 
Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Русские народные потешки в жизни малышей» Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь.

Сенсорный модуль «Аквариум»Сенсорный модуль «Аквариум» сенсорный модуль для детей раннего возраста. Выполнен из подарочной ленты и алюминиевой проволоки. Приходит в движение от малейшего.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Здоровье, гигиена
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 января 2014 в 21:36
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Спортивный праздник с командными соревнованиями, посвященный Дню защитника Отечества
Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отметить день рождения Российской армии. Празднуют свой день моряки! ( Салют им) Празднуют свой день летчики( Салют...
Фоторепортаж «Масленичный разгуляй в Канавино»
Масленичный разгуляй 18 февраля в Канавинском районе г. Нижнего Новгорода– это замечательный повод собраться всем педагогическим коллективом на...
Оформление группы к Новому году
Если спросить у детей, какого праздника они больше всего ждут? Они ответят Новый год. А почему? Все просто. Новый год – это волшебный праздник, эта сказка....
Фотоотчет «Праздник «Широкая Масленица!» в подготовительной группе»
В России отмечают множество различных праздников. Но есть один, доставшийся нам от предков и особо любимый – это Масленица! Масленицу празднуют целую...
Мастер-класс «Букет для мамочки любимой»
Каждый ребенок хочет радовать свою маму подарком Мы подарок маме Покупать не станем. Приготовим сами Своими руками. В этом году мы будем дарить букеты из...