МААМ-картинки

Использование метода интеллект-карт в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Мария Сергеевна Рябуха
Использование метода интеллект-карт в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Рябуха Мария Сергеевна

Использование метода интеллект - карт

в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

“Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире”.

В. А. Сухомлинский.

В современном мире дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях стремительно меняющейся жизни, человеку необходимо обладать знаниями, а самое главное уметь добывать эти знания и владеть ими, мыслить самостоятельно и творчески. Любой из нас, будь то педагог или родитель, стремиться к тому, чтобы их воспитанники могли без особых причин общаться с окружающими его людьми, ориентироваться в любой окружающей ситуации, разрешать возникающие трудности, быть самостоятельными и творческими личностями. В работе с дошкольниками всегда было важно уделять внимание всестороннему развитию личности ребёнка, а также его готовности к обучению в школе.

Публикация «Использование метода интеллект-карт в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Реализация новых образовательных задач, определённые Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДОО, предусматривает соблюдение ряда психолого-педагогических условий, направленных на создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, а также развитию способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром. Поэтому возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств как личность, любознательность, самостоятельность, активность, инициативность.

Помимо разнообразных общепринятых активных средств и методов обучения в организованной образовательной деятельности с дошкольниками, в своей работе я использую ещё один метод, метод интеллект-карта. Этот метод я начала применять год назад, после прохождения обучающего курса «Интеллектуальные карты в ДОУ» в ЦИТ. После недолгой работы с детьми по интеллект – картам я поняла, что этот метод обеспечивает высокую познавательную активность детей, способствует развитию связной речи.

Интеллект - карты (в оригинале Mind maps) это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Интеллект – карта (или карта ума) – это метод запоминания предоставляемой информации, с помощью которой у детей развиваются творческие, речевые способности, а также активируется мышление. Метод интеллект – карта помогает детям более чётко увидеть и понять окружающий мир, помогает упорядочить информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы.

Метод интеллект - карт основывается на наглядно-образном мышлении детей, который является основным в дошкольном возрасте.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Результативность использования метода интеллект - карт в образовательном процессе связана со структурой головного мозга у человека, отвечающего за целостное мышление. Целостное мышление в головном мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно.

Информация на интеллект - карте представлена для детей в виде картинок, ее можно просмотреть «одним взглядом». При получении информации по интеллект – карте у детей возникает радиантное мышление (процесс мышления осуществляется в образах или ключевых словах). При запоминании информации – возникает ассоциативное мышление, именно ассоциативное мышление является основой творческого процесса, который происходит в голове человека. Мышление образами преобладает в дошкольном возрасте.

Метод интеллект - карты в образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование таких карт позволяет осуществлять интеграцию областей : социально - коммуникативную, познавательную, художественно- эстетическую, а также развивает связную речь у детей.

Правила использования интеллект – карты в образовательном процессе с дошкольниками

При использовании метода интеллект - карты в образовательном процессе с дошкольниками, существуют следующие ключевые моменты, без которых этот метод не будет эффективным:

1. Наглядность. Непосредственное восприятие предметов и явлений облегчает усвоение материалов.

2. Привлекательность. Каждая интеллект-карта должна иметь свою эстетику, чтобы её хотелось рассматривать не только с интересом, но и приятно.

3. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект - карта легко запоминается.

При составлении любой интеллект – карты есть определё нные требования:

• Для создания интеллект - карт используются только цветные карандаши, фломастеры и т. д.

• Данная тема или главная идея обводится в центре страницы. Для её изображения можно использовать рисунки, картинки.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра

ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

• Над каждой линией – ветвью пишется одно ключевое слово.

• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Наглядность для детей представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.

Существует последовательность работы при составлении интеллект - карты :

1. Обозначается тема (мебель, посуда, домашние животные и. т. п.)

Дети называют слова-существительные, находят подходящие картинки. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2. К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.

Дети по составленной интеллект - карте при любом варианте составляют предложения.

В своей педагогической практике интеллект - карты применяю в направлениях:

1. В развитии связной речи. Составление рассказов по интеллект – карте. При составлении рассказов дети самостоятельно и последовательно выражают свои мысли, становятся более активными при разговоре, также у деток формируется умение отвечать на вопросы распространённо, словарный запас слов превращается из пассивного в более активный, он точен и разнообразен.

2. В закреплении и обобщении изученного материала (темы). Создание обобщённой интеллект – карты. Составление интеллект - карт может быть как индивидуальной работой, так и коллективной.

3. В проектной деятельности. Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание, у детей развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и коллективно.

При использовании метода интеллект – карты в образовательном процессе с дошкольниками всегда есть цель :

Развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей в процессе изготовления интеллект – карты.

А также имеются три важных задачи:

1. Образовательная :

- Создание благоприятных условий способствующих наиболее полному раскрытию речевых и познавательных способностей ребёнка.

- Формирование грамматического строя речи, связной и звуковой культуры речи.

2. Развивающая: развитие познавательного интереса у ребёнка, логического мышления, памяти, творческого воображения.

3. Воспитывающая: воспитывать в детях самостоятельность, трудолюбие, любовь создавать что-то новое, интерес к творчеству.

Создание интеллект – карты с детьми.

Вместе с детьми составляем из картинок небольшую по содержанию интеллект – карту, отражающую одну тему, имеющую небольшое направление, либо квалификацию. После пытаемся собрать сложнее интеллект - карту, где дети сравнивают, сопоставляют предметы, располагают в пространстве, ищут количественное определение общих частей, учатся анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

При создании интеллект – карты у детей, наблюдаются положительные показатели, такие как:

- Живой интерес к самостоятельному размышлению, к познанию;

- Речевая активность, требующая общение;

- Дети стали более осознанно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей;

- Обогащение детских ассоциаций, развитие воображения;

- Пополнение и активизация словарного запаса.

Кроме того в этом виде деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, творческие способности.

Безусловно, я планирую продолжать работу с детками в данном направлении.

Список литературы

1. Копыл В. И. Карты ума. Издательство: Харвест 2006, 64с.

2. Тони и Барри Бьюзен. Супермышление. Издательство: «Попурри» 2014

3. Сохина, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / – М., 1984.

4. https://www.mind-map.ru/

5. https://bershadskiy.ru/index/intellekt_karty_v_obrazovanii/0-33

6. https://festival.1september.ru/articles/602963/

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста «Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Человек по натуре своей – художник. Он.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Исследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-картИсследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-карт План работы исследовательской деятельности по теме «Осень" на месяц октябрь во второй младшей группе № 8,в рамках сотрудничества со старшими.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование картонной упаковки для яиц в творческой деятельности с детьми дошкольного возрастаИспользование картонной упаковки для яиц в творческой деятельности с детьми дошкольного возраста Существует несколько видов упаковки для яиц. Но особую популярность приобрела картонная упаковка. Её изготавливают из формованного картонного.

Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возрастаИспользование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы).

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаПесочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода интеллект-карт в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 14 февраля 2021 в 12:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД