Папки-передвижки

Использование метода проектов для обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о водосбережении

Вероника Кравченко
Использование метода проектов для обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о водосбережении

Кравченко В. А

Ерёмина Е. А.

(поселок Щеглово, Всеволожский район, Россия)

(МДОУ «ДСКВ № 13» п. Щеглово)

Использование метода проектов для обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о водосбережении

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важным содержанием образовательной области «Познавательное развитие».

Публикация «Использование метода проектов для обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о водосбережении» размещена в разделах

Оно направлено на приобщение ребенка к экологической культуре, развитие умений взаимодействовать с природой, освоение правил рационального природопользования. (5. с. 154-155);(4. с. 5-5). Рыжова Н. А (8. с. 63-64]) отстаивает непрерывность экологического развития личности, начиная с дошкольного детства, в процессе которого воспитывается эмоционально – положительное отношение ребенка к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдение определенных моральных норм, развивается система первичных ценностных ориентаций.

Водосбережение – актуальная проблема современности на уровне планеты Земля, поэтому содержание представлений о водосбережении является важным содержанием экологического воспитания детей.

Вода имеет важное значение в жизни человека. Ознакомление детей со стихией воды и особенностями водосбережения может быть увлекательной темой для проявления детской любознательности, творчества, освоения правил рационального использования природных ресурсов.

Наибольшим потенциалом для развития познавательной активности ребенка является метод проектов, позволяющий реализовать ребенку самостоятельность, собственные интересы, вовлечь родителей в образовательную деятельность детей.

Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста являются основой для разработки методики работы с детьми по теме «Водосбережение». В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Поэтому современная образовательная деятельность детей строится с учетом их интересов, склонностей в рамках деятельностного подхода, согласно которому детская деятельность организуется как самостоятельная деятельность детей.

Сегодня актуальным является поиск форм и методов образования, отвечающих современным требованиям, позволяющих ребенку реализовать свои интересы и потребности, проявить себя как субъект деятельности. Особый акцент делается на активизацию процесса обучения.

Активное обучение – это не набор видов деятельности, а результат совместной работы педагога и обучающихся. Только доверительные демократические отношения между всеми участниками образовательного процесса создадут благоприятные условия для реализации поставленных задач. Активизация обучения предполагает использование разных методических приемов и технологий: проблемных и игровых ситуаций, театрализованных игр, обсуждение поставленных вопросов с использованием стимульного материала, изготовление общего творческого продукта, экспериментирование, проектная деятельность.

Широкие возможности для развития исследовательской активности старшего дошкольника открывает экспериментирование с различными объектами и материалами. В современных исследованиях (Н. Н. Поддьяков,

С. Н Николаева, Н. А. Рыжова, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, Т. М Бондаренко, Н. Н. Совгир, Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, В. В. Щетинина) детское экспериментирование рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание дошкольником свойств, качеств предметов и материалов; связей и зависимостей явлений. Особое внимание уделяют поисковому наблюдению и экспериментированию; придают огромное психолого – педагогическое значение развитию наблюдательности как одному из средств интеллектуального развития личности ребенка.

Экспериментаторская деятельность включает ряд качеств, обеспечивающих результативность, - это умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, умение отвечать на вопросы, самостоятельно ставить цель наблюдения, видеть изменения и делать соответствующие выводы. (9. с. 5) В экспериментировании ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, используя разнообразные способы воздействия на него. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности – экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка. (6. с. 3-4)

Стержнем экспериментирования является исследовательская активность ребенка, которая дает направление исследовательского поиска и настойчивость в достижении значимой для него цели. Исследовательская активность позволяет дошкольнику получить ответы на множество «почему», которые его волнуют.

Особая ценность экспериментирования состоит в активно-преобразующей деятельности ребенка. Процесс самостоятельного исследования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно тогда, когда они могут преобразовывать, изменять объекты с целью познания внутренних связей и отношений. Мотивом детского экспериментирования является получение новых знаний и сведений.

Наибольший развивающий эффект имеет свободное экспериментирование, которое не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Мотивом детского экспериментирования является получение новых знаний и сведений.

Исследовательская активность старшего дошкольника развивается в процессе экспериментирования и представляет собой самостоятельную, инициативную деятельность, которую ребенок предпринимает для познания новых для него свойств и качеств объектов окружающего мира и настойчивого поиска решения, значимых для него проблем (А. Н. Поддъяков, О. Л. Князева, Н. Е. Веракса). Основная особенность детского экспериментирования состоит в том, что ребенок познает заинтересовавшие его объекты в ходе практической деятельности с ними.

В условиях экспериментирования ребенок сам ищет и создает проблемные ситуации. Процесс накопления исследовательского опыта связан с практическим освоением дошкольником многообразных способов познания объектов, их свойств и отношений.

Собственная исследовательская практика дошкольника чаще всего разворачивается в экспериментировании. Экспериментирование является средством, помогающим ребенку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность. Именно в экспериментировании отрабатываются механизмы исследовательской активности.

Открытия, которые совершает дошкольник, всегда сопровождаются яркими эмоциональными переживаниями. Наряду с радостью решения конкретной проблемы ребенок переживает радость познания своих возможностей, что придает ему уверенность в своих силах и побуждает к новым исследованиям. (7. с. 10-11)

Особой формой образовательной деятельности является – совместная со взрослым проектная деятельность. Она позволяет интегрировать разные активные методы воспитания и обучения детей. (2. с. 6-7)

Как любая педагогическая технология, проектная деятельность имеет строгий алгоритм. Специалисты определяют основные этапы проекта :

1 этап: организационный, в процессе которого педагоги тщательно готовятся к проведению проекта : разрабатывают идею и ставят задачи проекта, планируют основные этапы и структуру проекта, предварительно формулируют проблему, выдвигаемую для решения,- подбирают литературу, наглядный и дидактический материал, проводят опрос и оценку уровня знаний детей по тематике проекта.

2 этап: продуктивный, представляющий совместную деятельность детей и взрослых по решению проблемы и задач проекта : введение в проблему («вживание» в «сюжетную» ситуацию, формулирование проблемы, совместное планирование и обсуждение предстоящей совместной или индивидуальной деятельности, непосредственное поэтапное решение проблемы в соответствии с установленным планом;

3этап: презентативный (подготовка и представление результатов деятельности);

4этап: итоговый, на котором происходит совместное обсуждение хода и результатов проекта, постановка новой проблемы.

Проект, являясь одной из форм совместной деятельности, выступает технологией развития самостоятельности, исследовательского поведения, познавательной, творческой активности детей. В тоже время, данный вид деятельности позволяет интегрировать различные формы и методы в процесс его реализации. При реализации проекта могут использоваться разные формы и виды деятельности: экскурсии, творческая деятельность, совместная деятельность, проведение сюжетно – ролевых игр, организация праздников.

Таким образом, активное обучение создает условия для проявления активной позиции ребенка, реализации его интересов и познавательных возможностей. Среди методов активного обучения особое место занимает метод проектов, как способ организации исследовательской деятельности ребенка, в которой он может проявлять самостоятельность в выборе способов решения проблемы, выбирать партнеров, содержание и деятельность со своими интересами и потребностями.

Литература

1. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис – пресс, 2008.– 208 с.

2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2012. – 144 с

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 128с.

4. Маханева М. Д Экологическое развитие детей дошкольного возраста : Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М. : АРКТИ, 2004. – 320.

5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : Учебное пособие для студ. Сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 184с.

6. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель,2013. – 333с.

7. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015.-392

8. Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы – составители: З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова – СПб. : ООО Издательство Детство – Пресс, 2012. – 160с.

9. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.

10. Рыжова. Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2014. –208с.

Публикации по теме:

Использование метода проектов в организации самостоятельной деятельности дошкольников Подготовила воспитатель МАДОУ№10 Г Ленинск-кузнецкий Пронькина Н. П. Использование метода проектов в организации самостоятельной деятельности.

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире через использование метода моделирования Формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о о животном мире через использование метода моделирования. Проблемой экологического.

Игры и упражнения с использованием верботонального метода для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Игры и упражнения с использованием верботонального метода для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 1. Игра «Угадай.

Использование метода проектов в деятельности дошкольного образовательного учреждения В 2013 г. утвержден Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования, который предоставил возможность перехода на более качественный.

Использование метода проектов в формировании творческих способностей детей старшего дошкольного возраста В своей работе я часто использую творческие проекты. Стараюсь чтобы они были долгосрочные, так как у детей старшего дошкольного возраста.

Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детейИспользование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.

Использование верботонального метода в обучении детей младшего дошкольного возраста с нарушением речи Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их интеллектуального, личностного и физического развития, осуществление необходимой коррекции.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования. Дошкольное детство.

Викторина по любимым сказкам с использованием метода моделирования для детей старшего дошкольного возраста Предварительная работа: Рассказывание сказок с использованием метода моделирования: «Колобок», «Три медведя», «Репка», «Заюшкина избушка».

Использование метода проектов в практике работы в ДОУ 1 слайд: Тема моей консультации «Использование метода проектов в практике работы в ДОУ». 2 слайд: В связи с введением ФГОС к структуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода проектов для обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о водосбережении
Опубликовано: 14 июля 2016 в 12:53
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД