Использование методов коррекции и профилактики нарушения осанки и плоскостопия в учебно-воспитательном процессе

Светлана Петровна Криницына
Использование методов коррекции и профилактики нарушения осанки и плоскостопия в учебно-воспитательном процессе

Использование методов коррекции и профилактики нарушения осанки и плоскостопия в учебно-воспитательном процессе.

Физическое воспитание в ДОУ № 43 с детьми старшего дошкольного возраста ведется по программе Л. В. Яковлевой и Р. Ю. Юдиной «Старт», которая предусматривает оздоровительно-профилактическую работу с детьми.

Профилактику нарушений осанки у дошкольников я осуществляю коррегирующей гимнастикой, которую включаю в занятия по физической культуре, утреннюю гимнастику, на занятиях по плаванию, на занятиях на свежем воздухе и т. д.

Коррегирующая гимнастика – ведущее средство устранения нарушения осанки. Общеразвивавающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушения осанки и вызывают улучшение кровообращения и дыхания, улучшают трофические процессы. Упражнения, обеспечивающие коррекцию имеющегося нарушения осанки, называются коррегирующими, их выполнение приводит к устранению дефекта.

Для устранения нарушений осанки я использовала среднее (5-6 раз) и большое (8-12 раз) количество повторений каждого специального упражнения. Не менее важным является и учет соматотипа ребенка при определении программы профилактического или лечебного воздействия.

Основой лечения нарушений осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ребенка. Она должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушения опорно-двигательного аппарата ребенка, его возраста. Учитывая индивидуальные особенности детей, вызванные заболеваниями опорно-двигательного аппарата, следует придерживаться принципа близкой замены. Если у ребенка есть противопоказания к выполнению упражнений в каком-либо положении, ему следует предложить аналогичное упражнение, но с нагрузкой на здоровую часть тела.

Основные принципы подбора упражнений, которые я использовала для комплексов утренней и коррегирующей гимнастики:

- постепенное увеличение нагрузки;

- постепенный переход от простых упражнений к более сложным.

Рассеивание нагрузки (чередование упражнений, воздействующих на различные мышечные группы: для верхних и нижних конечностей, мышц спины и брюшного пресса, мышц шеи и груди и т. д.).

Использование дыхательных упражнений после интенсивных, трудных упражнений.

После того как разминка всех мышечных групп проведена и физиологическая нагрузка повысилась, наступает пик физиологической кривой, который приходится на прыжки на месте и быстрый бег. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой, а также дыхательными упражнениями.

Основными отличиями в организации утренней и коррекционной гимнастики являются:

ТЕМП проведения упражнений. Во время коррекционной гимнастики он более спокойный.

ПОДБОР упражнений для комплекса. Для комплекса коррекционной гимнастики следует подбирать упражнения, направленные на развитие больших мышечных групп (особенно мышц спины и живота) для укрепления мышечного корсета позвоночника, формирующего правильную осанку. Вместо бега в заключительную часть комплекса можно ввести упражнения с использованием тренажеров (бегущая дорожка, велотренажер и др.) и массажеров.

При использовании в комплексе статических упражнений (поз) происходит фиксация определенного положения тела в течение нескольких секунд. Статические упражнения (поза «ласточки», «сердитой и ласковой кошечки», «корзиночки». «льва», «рыбы», «змеи», «цапли» и т. д.) способствуют усилению притока крови к органам и мышцам, улучшению работы суставов и связок, развитию гибкости движений и силы мышц дошкольников.

Комплекс статических упражнений для дошкольников строила в четкой последовательности: сначала упражнения выполняются лежа, затем сидя и стоя.

Особенности выполнения упражнений дошкольниками: большинство упражнений выполняется с произвольным дыханием; в отдельных случаях следует фиксировать внимание на длительность выдоха, тогда последующий вдох будет естественным и более глубоким. Наклонные позы выполняются без резких движений и покачиваний.

После упражнений с наклоном или прогибом туловища назад желательно выполнять упражнение с прогибом или наклоном вперед; аналогично подбираются позы, в которых используются повороты туловища в обе стороны

Если дети возбуждены, то прежде чем приступить к выполнению комплекса, целесообразно выполнить упражнение на восстановление дыхания. Детям предлагается представить животное или предмет, отраженный в названии упражнения, передать его характер или свойство движения (Мостик – крепкий и прямой; рыбка – гибкая и изящная).

Требования к качеству выполнения упражнения.

Я включала упражнения с массажерами в коррекционную гимнастику для стимуляции рефлексогенных зон стопы, кистей рук и кровообращения.

Как и при любом методе лечения, проведению корректирующей гимнастики есть противопоказания: высокая температура, болевой синдром, опасность кровотечения, повышенное или пониженное артериальное давление, перевозбужденное эмоциональное состояние.

Первые заметные результаты занятий гимнастикой увидела не ранее чем через три – четыре месяца после начала занятий. Для закрепления достигнутых результатов заниматься следует не менее года, причем, только в условиях взаимодействия педагогов и семьи. В дальнейшем для закрепления полученных результатов необходимо проводить профилактические мероприятия и ввести некоторые корригирующие упражнения в комплексе ежедневной утренней гимнастики ребенка.

Упражнения на тренажерах.

Детям с нарушением осанки целесообразно выполнять упражнения на тренажерах. При уменьшенных физиологических изгибах используются гребной тренажер (академическая гребля, беговая дорожка. При увеличении физиологических изгибов используется велотренажер (тренировка кардиореспираторной системы) с высоко поднятым рулем (руки параллельно полу) – гимнастический комплекс «Здоровье».

Гидрокинезотерапия при нарушении осанки.

Занятия в воде – мощный положительно-эмоциональный фактор. Большинство детей адаптируются к воде в период новорожденности, что дает возможность широко использовать занятия лечебной гимнастикой в воде.

Гидрокинезотерапия позволяет решать две большие задачи: осуществление коррекции нарушения осанки в разгрузочном положении позвоночника, закаливающее действие.

Решение второй задачи в условиях детского сада очень важно, так как большинство детей с нарушением осанки относятся к ослабленным, часто болеющим. Длительная разгрузка позвоночника в водной среде позволяет выполнять самые разнообразные упражнения в сочетании с основными навыками различных стилей плавания.

Анализ результатов деятельности по профилактике нарушений осанки и плоскостопия.

Исследование проводилось с 20 детьми старшего дошкольного возраста 2007 года рождения. Исследование проводилось в три этапа.

На первом (предварительном) этапе (апрель-май) были обоснованы гипотеза, цель и задачи исследования, проведены анализ и обработка данных научно-методической литературы, тестирование для выявления нарушения осанки и плоскостопия, а также был проведен анализ существующих условий в ДОУ для решения данных задач:

- наличие спортивного зала

- наличие спортивного инвентаря и оборудования

- наличие технических средств

- наличие методических средств (дидактических пособий для детей).

На втором этапе (апрель-октябрь) с целью предотвращения нарушения осанки и плоскостопия на занятиях ФК проводились комплексы коррекционно- профилактических упражнений

На третьем этапе (октябрь) проводилось повторное тестирование для выявления нарушения осанки и плоскостопия, проводилась обработка результатов, делались определенные выводы.

Основные контролируемые показатели на первом этапе исследования были следующими:

- из 20 обследуемых детей, только 5 были абсолютно здоровыми - 25% (другие медицинские параметры обследования не брались в учет);

- у 14 детей были выявлены те или иные виды нарушения осанки – 70%

нормальная стопа у 12 человек - 60%;

- уплощенная стопа (5 человек) и плоскостопие (3 человека) – 40%.

После проведенной работы второго этапа повторные исследования контролируемых медицинских показателей выявились следующие результаты:

- нормальная осанка – 10 человек (50%);

- те или иные нарушения осанки были выявлены у 10 человек (50%) (диагноз «вялая осанка» уже не выявлен у 4 детей по сравнению с 1 этапом обследования);

- у трех человек диагноз плоскостопие перешел в более легкую форму – уплощенная стопа, у двух детей уплощенная стопа перешла в норму, у одного ребенка диагноз уплощенная стопа перешел в более тяжелый диагноз плоскостопие.

Анализируя полученные результаты, можно отметить небольшую, но положительную динамику контролируемых медицинских показателей. В ходе работы удалось подтвердить зависимость между здоровьесберегающими технологиями воспитания детей в детском саду и их здоровьем.

Предложенные формы и методы коррекционно- профилактических мероприятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия оправдали себя, дали положительные результаты. Полученные в ходе экспериментальной деятельности результаты свидетельствуют о положительном влиянии и целесообразности системы оздоровления применительно к детскому саду.

Система воспитательно-образовательной работы способствовала совершенствованию здоровья детей старшего дошкольного возраста ДОУ № 43, подтверждена эффективность используемых направлений, однако процент детей, улучшивших свое здоровье, остается все-таки очень большим. Актуальность дальнейшей деятельности определяется объективной необходимостью решения обозначенной проблемы.

Публикации по теме:

Простейшие спортивные тренажеры своими руками Тренажеры для профилактики плоскостопия – коррекционные дорожки. На старые одеяла нашили крышки из пластиковых бутылок. Коррекционная дорожка.

Карта анализа утренней гимнастики КАРТА АНАЛИЗА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ Организация детей Место проведения утренней гимнастики Соблюдение гигиенических требований: • Влажная.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Использование методов коррекции и профилактики нарушения осанки и плоскостопия в учебно-воспитательном процессе
Опубликовано: 15 октября 2013 в 20:55
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД для детей первой младшей группы. Тема: Петушок с семьей.
Тема: Петушок с семьей. Цель: вовлекать детей в деятельность с различными предметами. Задачи: Поддерживать интерес и активные действия детей с...
Фотоотчет тематическая неделя «Посуда».
Фотоотчет тематическая неделя "Посуда". Уважаемые коллеги доброго времени суток! Представляю Вашему вниманию фотоотчет о тематической неделе...
Новогодние окна «Фотоотчёт»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Новый год уже не за горами. Для создания сказочной атмосферы и праздничного настроения все украшают окна детского сада и наш...
Совместное творчество родителей на тему «Зимняя сказка»
"Смешарики ждут встречи с Новым годом"Катя П. с мамой Декабрь всегда богат на художественное творчество детей, помимо основных занятий на которых...
«Дед Мороз» календарь ожидания Нового года своими руками.
Накануне Нового года чтобы помочь детям скрасить период ожидания чудесного праздника я решила сделать в группе календарь ожидания . Дети у нас...