Получи документы

Использование национального фольклора в работе музыкального руководителя ДОУ

Ильмира Касимовна Елизарьева
Использование национального фольклора в работе музыкального руководителя ДОУ

Народная культура — главное средство нравственного, познавательного и эстетического развития ребенка. В народе говорят: «Нет дерева без корней, дома — без фундамента». И этим фундаментом является фольклор, на котором строится и раскрывается ребенок как личность. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Публикация «Использование национального фольклора в работе музыкального руководителя ДОУ» размещена в разделах

Любой народ продлевает себя в детях. Естественно стремление цивилизованного народа иметь этнопедагогику в Дошкольном образовании. Академик Д. С. Лихачев сказал: «Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Духовность надо воспитывать с раннего детства. Поэтому фольклор — это не просто наше наследие, но наряду с православием еще и та основа основ, на которой держится нравственность. И если исчезнет этот фундамент, то рухнет и национальное самосознание.

Свою работу по музыкальному воспитанию дошколят стараюсь строить на основе народного календаря. Главная

особенность такого подхода — прослеживание сезонного труда взрослых в песнях, танцах, обрядах. Заклички учат детей общаться (вести беседу как с живым существом) с явлениями природы, от которых зависят результаты земледельческого труда. Попевки и приговорки дают радостное мироощущение и неиссякаемый оптимизм, дразнилки и частушки учат тонкому юмору и доброте. Обряды передают глубинную народную мудрость.

Календарный праздник — своеобразный итог проведенной работы земледельца, где ребенок учится свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Идет приобщение к этническим ценностям в доступных формах, создаются яркие образы, воспитывается вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу. В итоге — у ребенка остается детство с красотой, радостью, неподдельным весельем, положительным эмоциональным фоном.

В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из главных направлений общего художественно эстетического воспитания и образования. Мы пытаемся строить музыкально воспитательную работу на материале русских и башкирских народных песен, игр, танцев, опираясь на методические разработки, собственные знания и опыт других педагогов.

Целью работы является знакомство детей с произведениями фольклора и их исполнением, воспитание любви к родной природе, к растительному и животному миру, формирование умения видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней. Посредством простых попевок, произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий игровых песенных припевов, прибауток и скороговорок готовим детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора — игровых, шуточных, лирических песен. И уже как вершина творческих достижений — это участие дошкольников в постановке фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества. Именно там дети смогут применить все свои умения, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, игровых действий, плясок, хороводных движений, игры на народных инструментах.

Разработанная нами система работы определяет решение следующих задач:

•Познакомить детей с разнообразием и особенностями русского и башкирского фольклора, развивать интерес к нему.

•Оказывать содействие накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.

•Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях народа.

•Способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей.

В основе содержания данной системы работы четыре основных компонента, которые должны учитываться при формировании основ фольклора в музыкальной деятельности детей : эмоциональный, познавательный, деятельностный и социально-личностный.

Эмоциональный компонент обусловлен спецификой фольклорного искусства, его яркостью, эмоциональной заразительностью. Эмоциональный компонент предполагает осознание ребенком одной из важных функций фольклора, связанной с передачей различных оттенков чувств, настроений, выраженных средствами музыкального языка, музыкальной речи.

Познавательный компонент связан с расширением знаний и представлений детей о музыкальном и поэтическом фольклоре, с элементарными понятиями фольклора в рамках, доступных пониманию дошкольников. На основе получаемой информации у ребят развиваются познавательная активность, интерес к музыке, художественному слову, игре на народных музыкальных инструментах, возникают личностные предпочтения, связанные с восприятием тех или иных музыкальных произведений.

Деятельностный компонент также важен, поскольку сам процесс музыкального развития ребенка происходит в разнообразной музыкальной деятельности (восприятие-слушание, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, где каждый из видов деятельности имеет самостоятельное значение. Ребенок овладевает необходимыми умениями для успешного проявления своих способностей в пении, движениях под музыку игре на детских музыкальных инструментах.

Социально-личностный компонент предполагает развитие у детей интереса к фольклору, желание его слушать, сопереживать настроению, узнавать национальные традиции, песни, танцы, способность давать собственную оценку воспринимаемым произведениям. Ребенок может себя самореализовывать в процессе музыкальной деятельности, на занятиях, фольклорных праздниках, творчески самовыражаться, что послужит базой для установления положительных взаимоотношений каждого ребенка со сверстниками и со взрослыми в ДОУ и семье.

Нравственно-эстетический потенциал фольклорных произведений для развития личности ребенка, его самосознания и духовности огромен. В работе целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления малышей с фольклором. При знакомстве с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки) у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение игре на народных музыкальных инструментах развивает у ребят чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, умение выполнять движения со сменой характера музыки, менять ритм, темп приходят во время постановки народных танцев.

Какие же народные праздники мы отмечаем в нашем детском саду? Это «Осенний», «Новый год», «8 Марта», «Пасха», «Святки». Дети поздравляли детей другой группы колядкой и раздавали угощение; встречали и провожали Масленицу; зазывали весну, закликали птиц; проводили башкирские фольклорные праздники «Праздник гусиного пера», «Науруз», «Грачиная каша», «Сабантуй», «Покров». Башкирский и русский фольклор тесно переплетаются. Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Мои ребята очень любят игру «Разиня», почти на каждом празднике дети с удовольствием играют в неё.

Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на музыкальных инструментах. Знакомить с ними детей начинаем уже с раннего возраста, показываем свистульку, колокольчик, деревянные ложки, учим детей играть на этих инструментах. Ребят старшего возраста знакомим с другими народными инструментами, такими, как дудка, гусли, балалайка, не забываем и про башкирские музыкальные инструменты.

Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась во вселенной душа народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных праздников, петь песни, водить хороводы, и, рать в любимые народом игры. Так было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы. Народная музыка помогает раскрыть яркую индивидуальность ребят пробуждает их познавательную активность интерес к народному искусству к родному краю.

Чтобы воспитать в детях уважение к людям другой национальности,надо научить их с уважением относиться к быту,культуре народа,к которому принадлежит ребенок. По словам Д. Лихачева, «любя свой народ,свою семью,скорее будешь любить другие народы и другие семьи».

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Уголок ряженья в русском народном стилеУголок ряженья в русском народном стиле Уважаемые коллеги! В декабре прошлого года, мы для наших ребятишек приготовили праздник, который длился в течение недели, посвящённой русской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование национального фольклора в работе музыкального руководителя ДОУ
Опубликовано: 20 мая 2014 в 12:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД