Использование нетрадиционных методик в работе педагога-психолога, взаимодействие с узкими специалистами

Олеся Шагиева
Использование нетрадиционных методик в работе педагога-психолога, взаимодействие с узкими специалистами

Шагиева Олеся Владимировна – педагог-психолог детского сада № 95 «Балкыш», г. Набережные Челны

Песигина Ольга Николаевна – учитель-логопед детского сада № 95 «Балкыш», г. Набережные Челны

Л. С. Выготский писал:

«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»

Сопровождение дошкольного детства – многоступенчатый путь, в ходе которого растущего гражданина опекают взрослые: родители, старшие члены семьи и педагоги, в том числе специалисты. В структуре Консультационного Центра «Профессия – Родители!» при МАДОУ ДС № 95 «Балкыш» города Набережные Челны задействованы все специалисты, в том числе педагог-психолог и педагог-логопед. Необходимо отметить, педагог-психолог – штатная единица ДОО, а педагог-логопед – задействован в работе КЦ на условиях внебюджетного финансирования.

Процент детей имеющих отклонения в познавательно-речевом развитии, стабильно высок: к 5-6 летнему возрасту до 50 % детей имеют незначительные нарушения речи, до 10 % детей имеют значительные нарушения речевого развития. У детей могут оказаться несформированными важные компоненты для обучения в школе, исходя из этого, они будут составлять основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Со стороны эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность, замкнутость, обидчивость, многократная смена настроения.

Взаимодействие педагога – психолога и учителя – логопеда очень актуально. Важно понимать, что в познавательно-речевом развитии дошкольников большое значение имеет эмоционально-волевая сфера, так как никакое общение или взаимодействие не будет эффективным, если участники не умеют управлять своими эмоциями. Речь детей, имеющих нарушения маловыразительна, что, как нам кажется, приводит к трудностям в общении со взрослыми и сверстниками. Важным условием организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в познавательно-речевом развитии, является комплексность воздействия на речь и личность ребенка в целом. В дополнении к традиционным методам взаимодействия, активно используем нетрадиционные формы и методы работы: сказкатерапия, музыкатерапия, песочная терапия, кинезиотерапия, имаготерапия.

Но особое место в практике работы с учителем – логопедом занимают такие методы арттерапии как хромотерапия (цветотерапия) и изотерапия.

Хромотерапия – воздействие цвета на организм ребенка. Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли.

Изотерапия – воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Использование данных методов в совместной деятельности важно для эмоциональной сферы детей с нарушением познавательно – речевого развития.

Что такое цвет в жизни ребенка? Дома или в детском саду, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе сильнейшее влияние цвета. Хирурги в операционной одеты в тёмно-зелёные халаты – экспериментально доказано: тёмно-зелёный цвет помогает остановить кровотечение.

В детском саду «Балкыш» в начале года провели акцию «Вместе создадим семейный фонтан желаний!» На собрании родители были ознакомлены с особенностями воздействия цвета на эмоциональную сферу ребенка, и в свою очередь, как тревожность, страхи, агрессия влияют на познавательно-речевое развитие детей. Так, например, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Предложили семьям выбрать цвет ленточки, в соответствии с пожеланиями: любви, радости, счастья, здоровья, благополучия, достатка и удачи. Таким образом, в течение недели в кабинете появился именной «сухой фонтан» всех цветов радуги, который мы используем часто как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. «Водопад желаний» является игровой технологией для интеллектуально-творческого развития детей.

Учитель – логопед изготовила пособия для коррекционно – развивающей работы с детьми: разноцветные рыбки (игра «Волшебные прищепки», разноцветные домики – загадки, игру «Спрячь мышку», приобрела пособия для развития дыхания – Ветродуй (цветы, массажные мячи разных цветов, мозаику «Репейник». Использование данных методов способствует решению задач, как в работе педагога-психолога, так и учителя-логопеда:

Развитие мышления, памяти, внимания, творческих способностей;

Развитие эмоциональной лексики;

Обогащение словарного запаса;

Автоматизации в речи поставленных звуков;

Развитию связной речи;

Развитие мелкой моторики;

Обогащение эмоционального мира ребенка, через метод погружения в цвет, цветовосприятие;

Развитие интегративных качеств: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи.

Развитие коммуникативных способностей.

Способствовать творческой самореализации дошкольников.

В нашей совместной коррекционно-развивающей работе хромотерапия и изотерапия применяются на индивидуальных и групповых занятиях с детьми, которые имеют нарушения в познавально-речевой и эмоциональной сферах. Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка - эффективный приём работы над автоматизацией поставленных учителем-логопедом звуков, над развитием связной речью детей. Рисование на определённый сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность. Рисование на цветном песке или манке способствует развитию мелкой моторики. Лепка из голубой глины, а затем раскрашивание в яркие цвета помогает избавиться от тревожности, страхов.

Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются необычными и разнообразными техниками: рисование пальчиками, рисование ладошкой, рисование на цветной манке, песке, отпечатывание ватными палочками, листьями, пробками, картофелем и др.

Таким образом, данные методы помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции, являются одним из путей воздействия на эмоциональную серу ребенка как средство поддержки развития и коррекции. Специалисты Консультационного Центра продолжают поиск методов преодоления трудностей развития дошкольников, приглашаем коллег к сотрудничеству.

Используемая литература:

1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2012

2. Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей» 1996, «Мир детских эмоций», Ярославль, «Академия развития», 2000

3. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников», М., 1999

Прикреплённые файлы:

prezentacija-netradicionye-metody-mam_6voca.ppt | 22007 Кб | Скачан: 2
 
Публикации по теме:

Использование приемов куклотерапии в работе психолога Конспект занятия с детьми тема: «Кукла Северная Берегиня - Травница» Подготовила и провела: педагог – психолог Сапогова О. В. г. Оренбург,.

Мастер класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»Мастер класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога» Цель : познакомить педагогов со способами применения метафорических ассоциативных карт в работе педагога - психолога. Задачи: - ознакомить.

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников». Актуальность (слайд 2) На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников». Актуальность (слайд 2) На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Использование притч в работе педагога-психолога Бывает так, что мы не можем обойтись без науки, без математики, без ученых споров, с помощью которых развивается человеческое сознание.

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ОНР «Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда конспект занятия на тему: «Приключение Буратино»Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда конспект занятия на тему: «Приключение Буратино» рограммное содержание: Цель: Формирование познавательной активности и творческого воображения детей. Развивающие задачи: -развивать фонематическое.

Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей ДОУ в комплексной работе с детьми с ОВЗ (опыт работы ДОУ)Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей ДОУ в комплексной работе с детьми с ОВЗ (опыт работы ДОУ) Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции,.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Использование нетрадиционных методик в работе педагога-психолога, взаимодействие с узкими специалистами
Опубликовано: 23 августа 2017 в 11:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Отчет о проведенном мероприятии «1 июня-День защиты детей»
1 июня в саду прошел удивительный праздник для воспитанников нашего детского сада. На мероприятие, которое прошло в музыкальном зале, пришли волшебные гости:...
Сценарий тематического мероприятия в дошкольной разновозрастной группе «День памяти и...
Сценарий открытого мероприятия : «День памяти и скорби» в дошкольной разновозрастной группе. Цель: Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких...
Доклад «Особенности проявления субкультуры детей дошкольного возраста»
Слайд 2. Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и...
Презентация проекта «Чипсы»
1 слайд: Здравствуйте, меня зовут Федоров Алибогдан, мне 5 лет. Я воспитанник детского сада №1 «Жар-птица». И я представляю вашему вниманию свой проект...
Итоговое занятие во второй младшей группе «Путешествие в страну знаний»
Цель:Закрепить знания детей, приобретенные в течение учебного года. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое...