Использование нетрадиционных методик в работе педагога-психолога, взаимодействие с узкими специалистами

Олеся Шагиева
Использование нетрадиционных методик в работе педагога-психолога, взаимодействие с узкими специалистами

Шагиева Олеся Владимировна – педагог-психолог детского сада № 95 «Балкыш», г. Набережные Челны

Песигина Ольга Николаевна – учитель-логопед детского сада № 95 «Балкыш», г. Набережные Челны

Л. С. Выготский писал:

«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»

Сопровождение дошкольного детства – многоступенчатый путь, в ходе которого растущего гражданина опекают взрослые: родители, старшие члены семьи и педагоги, в том числе специалисты. В структуре Консультационного Центра «Профессия – Родители!» при МАДОУ ДС № 95 «Балкыш» города Набережные Челны задействованы все специалисты, в том числе педагог-психолог и педагог-логопед. Необходимо отметить, педагог-психолог – штатная единица ДОО, а педагог-логопед – задействован в работе КЦ на условиях внебюджетного финансирования.

Процент детей имеющих отклонения в познавательно-речевом развитии, стабильно высок: к 5-6 летнему возрасту до 50 % детей имеют незначительные нарушения речи, до 10 % детей имеют значительные нарушения речевого развития. У детей могут оказаться несформированными важные компоненты для обучения в школе, исходя из этого, они будут составлять основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Со стороны эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность, замкнутость, обидчивость, многократная смена настроения.

Взаимодействие педагога – психолога и учителя – логопеда очень актуально. Важно понимать, что в познавательно-речевом развитии дошкольников большое значение имеет эмоционально-волевая сфера, так как никакое общение или взаимодействие не будет эффективным, если участники не умеют управлять своими эмоциями. Речь детей, имеющих нарушения маловыразительна, что, как нам кажется, приводит к трудностям в общении со взрослыми и сверстниками. Важным условием организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в познавательно-речевом развитии, является комплексность воздействия на речь и личность ребенка в целом. В дополнении к традиционным методам взаимодействия, активно используем нетрадиционные формы и методы работы: сказкатерапия, музыкатерапия, песочная терапия, кинезиотерапия, имаготерапия.

Но особое место в практике работы с учителем – логопедом занимают такие методы арттерапии как хромотерапия (цветотерапия) и изотерапия.

Хромотерапия – воздействие цвета на организм ребенка. Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли.

Изотерапия – воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Использование данных методов в совместной деятельности важно для эмоциональной сферы детей с нарушением познавательно – речевого развития.

Что такое цвет в жизни ребенка? Дома или в детском саду, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе сильнейшее влияние цвета. Хирурги в операционной одеты в тёмно-зелёные халаты – экспериментально доказано: тёмно-зелёный цвет помогает остановить кровотечение.

В детском саду «Балкыш» в начале года провели акцию «Вместе создадим семейный фонтан желаний!» На собрании родители были ознакомлены с особенностями воздействия цвета на эмоциональную сферу ребенка, и в свою очередь, как тревожность, страхи, агрессия влияют на познавательно-речевое развитие детей. Так, например, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Предложили семьям выбрать цвет ленточки, в соответствии с пожеланиями: любви, радости, счастья, здоровья, благополучия, достатка и удачи. Таким образом, в течение недели в кабинете появился именной «сухой фонтан» всех цветов радуги, который мы используем часто как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. «Водопад желаний» является игровой технологией для интеллектуально-творческого развития детей.

Учитель – логопед изготовила пособия для коррекционно – развивающей работы с детьми: разноцветные рыбки (игра «Волшебные прищепки», разноцветные домики – загадки, игру «Спрячь мышку», приобрела пособия для развития дыхания – Ветродуй (цветы, массажные мячи разных цветов, мозаику «Репейник». Использование данных методов способствует решению задач, как в работе педагога-психолога, так и учителя-логопеда:

Развитие мышления, памяти, внимания, творческих способностей;

Развитие эмоциональной лексики;

Обогащение словарного запаса;

Автоматизации в речи поставленных звуков;

Развитию связной речи;

Развитие мелкой моторики;

Обогащение эмоционального мира ребенка, через метод погружения в цвет, цветовосприятие;

Развитие интегративных качеств: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи.

Развитие коммуникативных способностей.

Способствовать творческой самореализации дошкольников.

В нашей совместной коррекционно-развивающей работе хромотерапия и изотерапия применяются на индивидуальных и групповых занятиях с детьми, которые имеют нарушения в познавально-речевой и эмоциональной сферах. Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка - эффективный приём работы над автоматизацией поставленных учителем-логопедом звуков, над развитием связной речью детей. Рисование на определённый сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность. Рисование на цветном песке или манке способствует развитию мелкой моторики. Лепка из голубой глины, а затем раскрашивание в яркие цвета помогает избавиться от тревожности, страхов.

Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются необычными и разнообразными техниками: рисование пальчиками, рисование ладошкой, рисование на цветной манке, песке, отпечатывание ватными палочками, листьями, пробками, картофелем и др.

Таким образом, данные методы помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции, являются одним из путей воздействия на эмоциональную серу ребенка как средство поддержки развития и коррекции. Специалисты Консультационного Центра продолжают поиск методов преодоления трудностей развития дошкольников, приглашаем коллег к сотрудничеству.

Используемая литература:

1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2012

2. Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей» 1996, «Мир детских эмоций», Ярославль, «Академия развития», 2000

3. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников», М., 1999

Прикреплённые файлы:

prezentacija-netradicionye-metody-mam_6voca.ppt | 22007 Кб | Скачан: 0
 
Публикации по теме:

Использование приемов куклотерапии в работе психолога Конспект занятия с детьми тема: «Кукла Северная Берегиня - Травница» Подготовила и провела: педагог – психолог Сапогова О. В. г. Оренбург,.

Мастер класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»Мастер класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога» Цель : познакомить педагогов со способами применения метафорических ассоциативных карт в работе педагога - психолога. Задачи: - ознакомить.

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников». Актуальность (слайд 2) На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Использование нетрадиционных методик в работе педагога-психолога, взаимодействие с узкими специалистами
Опубликовано: 23 августа 2017 в 11:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С Днём дошкольного работника, МAAM!
Уважаемые педагоги, работники дошкольных учреждений и ветераны дошкольного образования, коллеги! С профессиональным праздником всех вас, чья «работа –...
Макет «Вечерний город» подготовительная группа. Мастер-класс
В одной из своих недавних публикаций я показала лэпбук «Москва» и рассказала, как мы с помощью этого замечательного пособия провели занятие к 870-летию...
«Огород на подоконнике.»
Конспект интегрированного занятия с детьми 2 младшей группы на тему: «Посадка лука» автор: Апостолова Л. В. формировать у детей трудовые навыки и умения...
Конспект занятия по аппликации «Лебедь»
Конспект занятия «Объёмная аппликация «Лебедь» Конспект интегрированной НОД. Объёмная аппликация из полосок бумаги «Лебедь». Автор: Чаптыкова Ирина...
Фото зарисовка «Путешествие на поезде из Златоуста в Москву»
Здравствуйте, друзья, коллеги и все, все, все! Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие на поезде № 391 «Челябинск – Москва». Так сложилась моя...