Использование офтальмотренажеров для профилактики зрительных расстройств на логопедических занятиях

Оксана Монастырских
Использование офтальмотренажеров для профилактики зрительных расстройств на логопедических занятиях

Использование офтальмотренажеров для профилактики зрительных расстройств на логопедических занятиях

Монастырских О. М. учитель-логопед, 1 квалификационная категория,

МБОУ «Корниловская СОШ» детский сад «Ёлочка» п. Двинской, Верхнетоемский р-н,

Архангельская область.

Зрение играет важную роль в жизни человека. Именно с помощью зрительного анализатора он получает информацию об окружающем мире.

В нашем современном мире дети воспринимают огромное количество различной информации через компьютер, телевидение, красочные иллюстрированные книги и игры. Ни один другой орган чувств не испытывает такой нагрузки, как глаза, около 90 % информации ребенок получает через органы зрения. Поэтому чаще всего причиной нарушений зрения является умственное и психическое напряжение, которое порождает физическое напряжение глаз и глазных мышц.

Для выполнения коррекционных логопедических задач учитель-логопед использует различные приемы для развития не только речи детей, но и развития мелкой моторики, логического мышления зрительного и слухового внимания, памяти. Поэтому важно учитывать то, что дети постоянно испытывают огромную нагрузку на глаза, и логопеду необходимо осуществлять работу над профилактикой зрительных расстройств. Эта тема в нашей современной жизни особенно актуальна. При организации педагогического процесса логопед должен быть компетентен в этом вопросе.

Чтобы помочь логопеду строить более профессионально свою коррекционную работу, необходимо получить некоторые теоретические знания

Строение глаза сложно, а функции многогранны и удивительны. Глаз постоянно регулирует количество света, которое проникает в него, и фокусируется на ближних и дальних объектах. Воспринимаемые им световые раздражения немедленно передаются по зрительному нерву в головной мозг.

Свет проникает в глаз через роговую оболочку (роговицу) – прозрачный купол на его поверхности. Роговица имеет защитную функцию, а кроме того, помогает сфокусировать свет на сетчатке, которая находится на задней стенке глаза. За роговицей расположена радужная оболочка (радушка, определяющая цвет глаз. В центре ее имеется зрачок. При минимальном освещении зрачок расширяется, и в глаз проникает больше света, при ярком освещении зрачок сужается. Позади радужки находится хрусталик. Чтобы глаз сфокусировался на объектах, расположенных вблизи, часть этих мышц сокращается, в результате чего хрусталик становится более выпуклым, его преломляющая сила увеличивается. Чтобы глаз сосредоточился на отдаленных объектах, сокращается другая группа мышц, в результате этого хрусталик уплощается, его преломляющая сила уменьшается. Образы предметов, которые воспринимаются зрением, есть результат взаимодействия сенсорного органа зрения, двигательных механизмов глаза и центральной нервной системы. Центральная нервная система создает целостную и непрерывную картину внешнего мира и обеспечивает возможность познания формы, величины, цвета предметов, расстояние, на котором они находятся от человека и их движение

Большое влияние на нормальное формирование зрения в детском возрасте оказывают характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Ежедневно

повторяющееся снижение зрительных функций может способствовать развитию зрительных расстройств.

На своих занятиях логопед использует много различной наглядности в виде разнообразных картинок, иллюстраций, а также использует компьютерные программы. Поэтому очень важно и необходимо работать над профилактикой зрительных расстройств, и в этом помогут офтальмотренажеры.

Офтальмотренажерами пользуются многие педагоги, мне бы хотелось выделить те, которыми можно воспользоваться на логопедических занятиях в условиях логопункта.

1. Тренировке глазодвигательных мышц хорошо помогает слежение взглядом за ярким, небольшим предметом, находящимся в руках педагога. На кончике указки прикрепляем яркий предмет (игрушка, бабочка, птичка, какой либо сказочный герой) и предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие.

Использование офтальмотренажеров для профилактики зрительных расстройств на логопедических занятиях

2. Можно использовать сопровождение показа предмета с каким-нибудь игровым сюжетом. Например: колобок покатился сначала вправо

(встретился с зайцем, затем вверх (повстречал медведя, вниз (встретился с лисой, влево (встретился с волком).

Рекомендации:

- обращать внимание детей на соблюдение следующего правила:

работают глаза, голова неподвижна.

- перемещать указку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх – вниз, влево вправо, покружились» и т. д. ;

- показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение;

- зрительный стимул (предмет) находиться чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей;

- зрительный символ не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой;

- при выполнении упражнения поощряем старания и результаты детей;

- упражнения можно сопровождать стихами.

3. На этапе постановки и автоматизации звука изолированно можно использовать «лабиринт» для развития глазодвигательной функции, упражнения на развитие прослеживающей функции глаза с использованием готовых дорожек («Елочка», «Лабиринт»).

Или можно использовать такой вариант – ребенок должен «пройти» определенную дистанцию. Например: собачка бежит по красной дорожке. Куда она попадет? Первый раз ребенок «проходит» дорожку молча, следя глазами; второй раз сопровождает движение звуком – собачка бежит и весело рычит: р-р-р-р

Для автоматизации звука в слогах используются упражнения для развития прослеживающей функции глаза. Например буква Р едет на машинке в гости к другим буквам и поет свою песенку. Всстретившись, буквы здороваются:Р___А…

Рекомендации:

- на первых парах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись без нее;

- упражнения проводить в положении сидя или стоя.

Последовательность выполнения:

- предложить детям занять удобную позу;

- сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох;

- затем зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути;

- затем проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной). Упражнения повторяем 5-6 раз.

4. В кабинете логопеда или в группе можно разместить высоко на стенах буквы или рисунки и периодически рекомендовать ребенку посмотреть вверх на них. Демонстрационные картинки должны быть крупного размера, с четким контуром. Желательно, чтобы картинка для показа была в рамочке, а в идеале – объемной.

Рекомендации:

- размер должен соответствовать зрительным возможностям детей

(15 – 20 см.);

- картинки и детали должны быть четко различимы с наиболее удаленного стола;

- на занятии дети встают по просьбе педагога и отыскивают глазами нужную картинку.

* Данный тип упражнений заключается в слежении глазами в положении стоя по заданным направлениям с одновременным вращением головой и туловищем: все упражнения выполняются в позе свободного стояния; каждое упражнение базируется на зрительно – поисковых стимулах; в процессе зрительного поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность упражнения, которое проводиться в середине занятия, 1,5 – 2 минуты.

- размер должен соответствовать зрительным возможностям детей

(15 – 20 см.);

- картинки и детали должны быть четко различимы с наиболее удаленного стола;

- на занятии дети встают по просьбе педагога и отыскивают глазами нужную картинку.

* Данный тип упражнений заключается в слежении глазами в положении стоя по заданным направлениям с одновременным вращением головой и туловищем: все упражнения выполняются в позе свободного стояния; каждое упражнение базируется на зрительно – поисковых стимулах; в процессе зрительного поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность упражнения, которое проводиться в середине занятия, 1,5 – 2 минуты.

Литература

1. Базарный В. Ф. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или Развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах. Красноярск, 1989.

2. Логопед № 1/2011, с. 49-56.

3. Визель,Т. Г. Основы нейропсихологиии: учеб. Для студентов вузов /

2005.

4. Аветисов Э. С. и др. Руководство по детской офтальмологии. М., 1987

Публикации по теме:

Мультимедийная презентация «Гимнастика для глаз» Данная презентация представляет собой электронную физкультминутку для глаз. Цель: профилактика зрительных расстройств, укрепление глазодвигательных.

Родительское собрание в средней группеРодительское собрание в средней группе В нашем детском саду три логопедических группы: две старшие и подготовительная. Детей в них набирают из средних групп. В феврале учитель-логопед.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Использование офтальмотренажеров для профилактики зрительных расстройств на логопедических занятиях
Опубликовано: 16 декабря 2012 в 12:08
+16
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...