МААМ-картинки

Использование пальчиковых игр и дыхательных упражнений учителем-логопедом для профилактики заболеваний

Елена Журкина
Использование пальчиковых игр и дыхательных упражнений учителем-логопедом для профилактики заболеваний

Контроль над состоянием здоровья детей - основа всей профилактической, оздоровительной и воспитательно- образовательной работы в детском саду.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи, наш детский сад не исключение. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития.

Публикация «Использование пальчиковых игр и дыхательных упражнений учителем-логопедом для профилактики заболеваний» размещена в разделах

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

Одним из эффективных приемов в коррекционной работе с детьми является использование упражнений, где речь взаимосвязана с движением. Это могут быть подвижные, пальчиковые игры, игровой массаж, дыхательные упражнения, что способствует не только формированию правильного речевого дыхания, обогащению словарного запаса, формированию лексико-грамматического строя речи, коррекции речевых расстройств, но и профилактике заболеваний ЛОР – органов, так как дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры, усиливают обменные и восстановительные процессы организма в целом.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:

• Заниматься только в проветренном помещении, до еды.

• Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.

• Не заставлять ребёнка дуть длительное время, иначе у него может закружиться голова. После каждого упражнения давать ребёнку отдохнуть.

• Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надувались.

• Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно.

• Нужно сочетать дыхательные упражнения с голосовыми

упражнениями и артикуляционной гимнастикой.

Полезны дыхательные упражнения и игры :

— дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;

- дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

— надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

— сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);

— дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т. д.

Организму ребенка дыхательная гимнастика помогает расти и развиваться максимально здоровым, а в зрелом и пожилом возрасте тормозит процессы старения.

«Чем умнее рука, тем умнее малыш»

Учеными установлено, что развитие тонких движений пальцев руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движение руки, тем лучше развивается мозг и формируется речь. Объясняется это тем, что речевые зоны коры головного мозга, отвечающие за речь, соседствуют с зонами, ответственными за мелкую (пальчиковую) моторику. Поэтому воздействуя и развивая мелкий, пальцевый праксис, мы стимулируем речевое и умственное развитие ребёнка.

Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большой представительство в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребёнка.

Конечно, чтобы развивать мелкую моторику, можно и нужно выполнять такие упражнения, как собирание мозаики, выкладывание узоров из пуговиц, игры с прищепками, перебирание различных круп (например, разобрать перемешанные фасоль и горох в разные пузырьки, рекомендуются занятия с пластилином, солёным тестом, бумагой, природными материалами, нитками, конструирование, разные виды шнуровки. Но такое занятие не заставляет ребёнка координировать движения пальцев под стихотворный ритм, связанный с сюжетом. А вот упражнения для пальчиков под сюжетный текст, кроме развития мелкой моторики, решают ещё и задачу развития пространственной координации и межполушарных взаимодействий. Ещё лучше, если такая гимнастика будет проводиться под музыку.

Психологи утверждают, что дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, начинают говорить на 2 месяца раньше, чем те малыши, с которыми родители в эти игры не играют. Более ТОО, они рекомендуют начинать тренировки пальцев рук малыша в возрасте 2-3 месяцев, используя элементы массажа : поглаживание, растирание, пощипывание.

Достоинства пальчиковых игр велики. Они развивают внимание, память, речь и воображение, улучшают слух и зрение, повышают работоспособность, готовят руку к рисованию и письму, учат основным элементарным умениям и навыкам.

Важное условие – каждое упражнение для пальчиков необходимо сначала не спеша разучить с ребёнком, если не получается - подсказать, сложить его пальчики нужным образом, и только потом уже выполнять под музыку или просто увеличивать темп выполнения. Дети должны проговаривать вместе с вами слова знакомого упражнения. И ещё – не торопитесь разучивать сразу много упражнений, гораздо полезнее будет выполнять по 1-3 упражнениям в неделю и переходить к следующим, только после качественного усвоения предыдущих.

Пальчиковые игры – это не только полезное, но и очень интересное и веселое времяпрепровождение.

Необходимо помнить три важных правила.

Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;

второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);

третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в детском саду.

Желаю Вам в работе с детьми терпения,искренней заинтересованности и успехов!

Учитель – логопед

СПДС «Дружные ребята» ГБОУ СОШ №7

г. о. Жигулёвск, г. Жигулёвск

Журкина Елена Александровна

Публикации по теме:

Карта анализа утренней гимнастики КАРТА АНАЛИЗА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ Организация детей Место проведения утренней гимнастики Соблюдение гигиенических требований: • Влажная.

Парциальные программы и технологии по физическому воспитанию 2 Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 – 7 лет. (Автор: В. Т. Кудрявцев). Данная программа является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование пальчиковых игр и дыхательных упражнений учителем-логопедом для профилактики заболеваний
Опубликовано: 5 января 2014 в 19:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД