Использование педагогами ДОУ информационно-коммуникативных технологий как средства развивающего обучения дошкольников

Юлия Поликарпова
Использование педагогами ДОУ информационно-коммуникативных технологий как средства развивающего обучения дошкольников

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Использование компьютерных технологий помогает:

• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

• формировать информационную культуру у детей;

• активизировать познавательный интерес;

• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

• дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

• Компьютер

• Мультимедийный проектор

• Принтер

• Видеомагнитофон, DVD плейер

• Телевизор

• Магнитофон

• Фотоаппарат

• Видеокамера

• Электронные доски

Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:

• Фотографии;

• Видеоролики;

• Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);

• Презентации (электронные книги, электронные выставки);

• Детские развивающие компьютерные игры;

• Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.

Использование ИКТ в работе с родителями

Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями:

1. Минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

2. Возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

3. Обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

4. Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

5. Рост объема информации;

6. Обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

7. Оперативное получение информации;

8. Расширение информационных потоков;

9. Использование ИКТ при проведении родительских собраний.

Примеры непосредственного использования ИКТ в области «Познание»

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

• Сенсорное развитие

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

• Формирование элементарных математических представлений

• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Далее хотелось бы представить примеры использование интерактивных игр и заданий в НОД в области «Познания» (по математике, по окружающему миру и т. д.)

«Веселый счет»

Методическая разработка для использования в совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста, как часть занятия, развивающая игра. Презентацию можно использовать родителям дома в игровой деятельности с детьми.

Цель: развивать математические представления у детей и умение логически мыслить.

(см. презентацию «Веселый счет»)

«Осенние зарисовки»

Даная презентация по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Осенние зарисовки» содержит в себе слайды с изображениями и зарисовками художников осенних пейзажей; загадки и отгадки; интерактивные задания на осеннюю тематику.

(см. презентации в папке «Осень»)

Тренажер на развитие внимание и памяти

В данной презентации содержаться несколько игр на развитие внимания и памяти. Например, такая игра как, «Чего не стало?», «Помоги Буратино». Каждый ответ «выплывает» при щелчке мыши.

К данной презентации существует пояснительная записка, в которой достаточно подробно описана работа в презентации.

(см. презентацию «Тренируем внимание»)

«Чей голос?»

Эта игра способствует развитию слухового внимания. В данной игре предлагается сначала прослушать голос животного, а потом угадать на картинке кому этот голос принадлежит.

(см. презентацию «Чей голос?»)

Заучивание стихотворений. Сказки.

С помощью презентаций можно подобрать несколько наглядных картинок для более легкого заучивания стихотворений с детьми.

Сказки можно не только зачитывать, но и показывать на компьютере или на проекторе. Например, так как в презентации «Репка». А также сказки могут содержать занимательные задания и игры. Такие сказки могут поддерживаться и музыкой. Например, в презентации к сказке «Теремок».

(см. презентации в папке «Сказки»)

Презентация к сказке «Репка» Презентация к сказке «Теремок»

«Зимнее настроение»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, активизировать словарь по данной теме, развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Особое внимание хочется обратить презентацию «Зимнее настроение». В данном материале собраны многие виды информационных технологий. Это и звуковое сопровождение, и показ материала, и просмотр видеоматериала; и использование художественной иллюстрации. К данной презентации создана пояснительная записка с пошаговой инструкцией к слайдам.

Применение ИКТ в работе с детьми в области «Безопасность»

Содержание образовательной области «безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

• Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них

• Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения

• Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

• Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям

Безопасный отдых на природе, безопасность на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности

Интерактивная игра на знание знаков дорожного движение «Пешеходы - водители».

Игра закрепляет знания детей о дорожных знаках, предназначенных для пешехода и водителя, развивает логическое мышление, умение работать в паре. Могут играть два человека, или две команды детей пешеходы и водители.

К данной презентации также существует пояснительная записка.

(см. презентацию в папке «Правила дорожного движения»

Правила дорожного движения для самых маленьких

В этой презентации содержаться тематические слайды, на которых изображены дорожные знаки, дорожные ситуации и текстовые пояснения к ним. Поэтому педагогу надо только смотреть на экран и рассказывать детям.

(см. презентацию «Правила ПДД-2»)

Правила поведения в городе Правила поведения в лесу

В данной презентации описываются привала поведения в городе и в лесу. На слайдах находится изображение и текст, в стихотворной форме, что наиболее приятно для восприятия детей

Применение ИКТ в работе с детьми в области «Социализация»

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

Развитие игровой деятельности детей

• Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральными)

• Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Развитие игровой деятельности, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры, дидактические игры.

Электронная физкультминутка «Звездочет»

Слайды сопровождает веселая, в быстром ритме песня. Дети встают из-за парт и выполняют движения за ведущим. На экране появляются веселые Анимашки (дети, можно повторять их движения.

К этой презентации есть пояснительная записка.

(см. папку «Физкультминутки»)

Аудиоэнциклопедии

В данной энциклопедии информация находится в виде аудиозвучания. Такой вид информации воспринимается некоторыми детьми даже лучше. Педагогу необходимо только грамотно подобрать тематику и время прослушивания. А также важно после прослушивания обсудить тему. Видов аудиоэнциклопедий очень много. Все они разнообразные и интересные.

(см. папку «Аудиоэнциклопедия»)

Аудио-сопровождения

В данном пособии собраны конспекты занятий с музыкальным сопровождением. И подобрано 2 диска с музыкой к каждому занятию. Данную музыку можно использовать и других занятиях. При театрализованной деятельности, во время подвижных игр и т. д.

(см. папку «Музыкальное сопровождение»)

Фоновое сопровождение

Такие презентации можно использовать для поддержания атмосферы мероприятия. Можно подобрать тематические фоновые изображения или фотографии. Также можно подключить музыку и мероприятие не будет глухим. Такие презентации хорошо использовать во время ожидания перед мероприятием: перед праздниками, перед родительским собранием и т. д.

Таким образом можно сказать, что с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов.

Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.

Публикации по теме:

Презентация «Медиакомпетентность воспитателей ДОУ при создании электронных презентаций» План семенара: 1. Введение 2. Компьютер: ЗА и ПРОТИВ 3. Рекомендации по использованию ИКТ: 4. Общие требования к использованию рисунков.

Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование педагогами ДОУ информационно-коммуникативных технологий как средства развивающего обучения дошкольников
Опубликовано: 18 января 2014 в 19:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Музей «Паровозы России» Фоторепортаж
Сегодня я хочу рассказать о музее под открытым небом «Паровозы России». В музее собраны локомотивы от мала до велика — начиная с небольших паровозиков,...
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Летний пейзаж»
Задачи: учить детей рисовать летний пейзаж в смешанной технике: фон – в технике монотипия, деревья – в технике кляксография с трубочкой, а также...
Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных...
Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком. Память –...
Рисование красками «Заборчик для зайчика» (младший дошкольный возраст)
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одно занятие по сказке "Заячья избушка". Ранее в моем блоге вы могли оценить занятие "Домик для...
Краткосрочная образовательная практика «Шарики — липучки-забавные игрушки»
Краткосрочная образовательная практика «Шарики-липучки - забавные игрушки» ( Конструктор «Репейник») Актуальность: Полноценное развитие ребенка зависит...