Использование педагогами ДОУ информационно-коммуникативных технологий как средства развивающего обучения дошкольников

Юлия Поликарпова
Использование педагогами ДОУ информационно-коммуникативных технологий как средства развивающего обучения дошкольников

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Использование компьютерных технологий помогает:

• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

• формировать информационную культуру у детей;

• активизировать познавательный интерес;

• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

• дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

• Компьютер

• Мультимедийный проектор

• Принтер

• Видеомагнитофон, DVD плейер

• Телевизор

• Магнитофон

• Фотоаппарат

• Видеокамера

• Электронные доски

Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:

• Фотографии;

• Видеоролики;

• Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);

• Презентации (электронные книги, электронные выставки);

• Детские развивающие компьютерные игры;

• Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.

Использование ИКТ в работе с родителями

Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями:

1. Минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

2. Возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

3. Обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

4. Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

5. Рост объема информации;

6. Обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

7. Оперативное получение информации;

8. Расширение информационных потоков;

9. Использование ИКТ при проведении родительских собраний.

Примеры непосредственного использования ИКТ в области «Познание»

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

• Сенсорное развитие

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

• Формирование элементарных математических представлений

• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Далее хотелось бы представить примеры использование интерактивных игр и заданий в НОД в области «Познания» (по математике, по окружающему миру и т. д.)

«Веселый счет»

Методическая разработка для использования в совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста, как часть занятия, развивающая игра. Презентацию можно использовать родителям дома в игровой деятельности с детьми.

Цель: развивать математические представления у детей и умение логически мыслить.

(см. презентацию «Веселый счет»)

«Осенние зарисовки»

Даная презентация по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Осенние зарисовки» содержит в себе слайды с изображениями и зарисовками художников осенних пейзажей; загадки и отгадки; интерактивные задания на осеннюю тематику.

(см. презентации в папке «Осень»)

Тренажер на развитие внимание и памяти

В данной презентации содержаться несколько игр на развитие внимания и памяти. Например, такая игра как, «Чего не стало?», «Помоги Буратино». Каждый ответ «выплывает» при щелчке мыши.

К данной презентации существует пояснительная записка, в которой достаточно подробно описана работа в презентации.

(см. презентацию «Тренируем внимание»)

«Чей голос?»

Эта игра способствует развитию слухового внимания. В данной игре предлагается сначала прослушать голос животного, а потом угадать на картинке кому этот голос принадлежит.

(см. презентацию «Чей голос?»)

Заучивание стихотворений. Сказки.

С помощью презентаций можно подобрать несколько наглядных картинок для более легкого заучивания стихотворений с детьми.

Сказки можно не только зачитывать, но и показывать на компьютере или на проекторе. Например, так как в презентации «Репка». А также сказки могут содержать занимательные задания и игры. Такие сказки могут поддерживаться и музыкой. Например, в презентации к сказке «Теремок».

(см. презентации в папке «Сказки»)

Презентация к сказке «Репка» Презентация к сказке «Теремок»

«Зимнее настроение»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, активизировать словарь по данной теме, развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Особое внимание хочется обратить презентацию «Зимнее настроение». В данном материале собраны многие виды информационных технологий. Это и звуковое сопровождение, и показ материала, и просмотр видеоматериала; и использование художественной иллюстрации. К данной презентации создана пояснительная записка с пошаговой инструкцией к слайдам.

Применение ИКТ в работе с детьми в области «Безопасность»

Содержание образовательной области «безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

• Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них

• Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения

• Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

• Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям

Безопасный отдых на природе, безопасность на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности

Интерактивная игра на знание знаков дорожного движение «Пешеходы - водители».

Игра закрепляет знания детей о дорожных знаках, предназначенных для пешехода и водителя, развивает логическое мышление, умение работать в паре. Могут играть два человека, или две команды детей пешеходы и водители.

К данной презентации также существует пояснительная записка.

(см. презентацию в папке «Правила дорожного движения»

Правила дорожного движения для самых маленьких

В этой презентации содержаться тематические слайды, на которых изображены дорожные знаки, дорожные ситуации и текстовые пояснения к ним. Поэтому педагогу надо только смотреть на экран и рассказывать детям.

(см. презентацию «Правила ПДД-2»)

Правила поведения в городе Правила поведения в лесу

В данной презентации описываются привала поведения в городе и в лесу. На слайдах находится изображение и текст, в стихотворной форме, что наиболее приятно для восприятия детей

Применение ИКТ в работе с детьми в области «Социализация»

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

Развитие игровой деятельности детей

• Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральными)

• Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Развитие игровой деятельности, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры, дидактические игры.

Электронная физкультминутка «Звездочет»

Слайды сопровождает веселая, в быстром ритме песня. Дети встают из-за парт и выполняют движения за ведущим. На экране появляются веселые Анимашки (дети, можно повторять их движения.

К этой презентации есть пояснительная записка.

(см. папку «Физкультминутки»)

Аудиоэнциклопедии

В данной энциклопедии информация находится в виде аудиозвучания. Такой вид информации воспринимается некоторыми детьми даже лучше. Педагогу необходимо только грамотно подобрать тематику и время прослушивания. А также важно после прослушивания обсудить тему. Видов аудиоэнциклопедий очень много. Все они разнообразные и интересные.

(см. папку «Аудиоэнциклопедия»)

Аудио-сопровождения

В данном пособии собраны конспекты занятий с музыкальным сопровождением. И подобрано 2 диска с музыкой к каждому занятию. Данную музыку можно использовать и других занятиях. При театрализованной деятельности, во время подвижных игр и т. д.

(см. папку «Музыкальное сопровождение»)

Фоновое сопровождение

Такие презентации можно использовать для поддержания атмосферы мероприятия. Можно подобрать тематические фоновые изображения или фотографии. Также можно подключить музыку и мероприятие не будет глухим. Такие презентации хорошо использовать во время ожидания перед мероприятием: перед праздниками, перед родительским собранием и т. д.

Таким образом можно сказать, что с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов.

Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.

Публикации по теме:

Презентация «Медиакомпетентность воспитателей ДОУ при создании электронных презентаций» План семенара: 1. Введение 2. Компьютер: ЗА и ПРОТИВ 3. Рекомендации по использованию ИКТ: 4. Общие требования к использованию рисунков.

Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование педагогами ДОУ информационно-коммуникативных технологий как средства развивающего обучения дошкольников
Опубликовано: 18 января 2014 в 19:08
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Цветочек из гофрированной бумаги и мишуры» (мастер-класс)
Перед Днем Матери по традиции мы с детьми обычно готовим подарки. Хорошо известно, что лучший подарок - сделанный своими руками. Но когда у тебя в...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».
Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные: - учить...
Конспект занятия по развитию речи «Моя семья»
Конспект занятия по развитию речи "Моя семья" во второй младшей группе. Цель: формировать представления о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях...
Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» —...
Программное содержание. Учить рисовать узор на форме розеты. Располагать узор в соответствии с данной формой. Придумывать детали узора по своему желанию....
Новогодний ангелочек.
Ангелочка решили мы делать в предверии Нового года, так как в это время начинаем украшать группу, лестницы и конечно же наши жилища. Нашим ангелочком...