Ольга Толмачева
Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 3–4 лет
Работа по самообразованию
Основная трудность в работе с детьми 3-4 лет, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Работая с детьми младшей группы, меня заинтересовала проблема развития речи у детей и пути её реализации. Мне показалась очень интересной организация театрализованной деятельности детей, то, как дети раскрепощаются, пытаются что-то проговорить, проиграть, хотя в другой ситуации от этого ребенка трудно услышать и слово. Проанализировав данную проблему, я решила повысить профессиональную квалификацию, выбрав «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 3 - 4 лет» в качестве темы своего самообразования.
Публикация «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Цели и задачи работы:
-Повысить профессиональную квалификацию по данному вопросу
-учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
-формировать грамматический, лексический строй речи;
-развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
-учить развивать диалогическую, монологическую речь;
-научить совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;
-учить развивать выразительную, интонационную стороны речи;
-пополнять литературный запас детей за счет инсценировки, драматизации сказок, рассказов, потешек и пословиц;
-развивать мелкую моторику рук;
-формировать умение воплощать услышанное в инсценировках.
Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок
• познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;
• познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, усваивает богатство родного языка, развивает дикцию. Ребенок, используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтоб его все поняли.
Мною используются разнообразные виды театрализованных представлений : театр картинок, театр игрушек, театр матрёшек.
Например. Пальчиковые куклы можно одеть на пальчик, они маленькие, мягкие, яркие, не сломаются, не разобьются. Они позволяют одновременно включать в работу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Это современно и интересно детям. Кроме того, с этими куклами можно просто играть сидя и стоя за столом, используя малую ширму, лежа на ковре, что значительно снижает утомляемость и повышает работоспособность детей.
Во время адаптации вновь прибывших детей, дети переставали плакать, как только я брала в руки куклу из театра. Это им интересно и для некоторых ново.
Также я использую героев в период заучивания потешек и незатейливых стишков. Это стимулирует и раскрепощает стеснительных детей. Держа в руках куклу, ребенок сам начинает произносить знакомую потешку или песенку. («Петя, Петя, Петушок.», «Наша Таня громко плачет.», «Мишка косолапый по лесу идет.», «Кисонька Мурысенька.», «Идет коза рогата.», «Лиса по лесу ходила.», «Рёвушка коровушка, дай молока…», «Водичка, водичка, умой мое личико…» и т. д.
Пальчиковых кукол, кукол театра «би-ба-бо» и др., можно вводить во все виды деятельности, это оказалось эффективным средством для работы с детьми.
Использование театрализованных кукол в работе с детьми привело к следующим результатам:
- стал значительно повышаться интерес к рассказыванию сказок,
- импровизация игр-драматизаций на темы знакомых сказок,
- дети стали чётче проговаривать свои роли, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства,
-у многих снята зажатость и скованность.
Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.
Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним?Почему он плачет?» и т. д.). При организации игр можно использовать магнитный театр (особенно на начальных этапах). Так, особенно эффективно использовать магнитный театр для составления различных рассказов. Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть с куклами би - ба – бо. Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов). Самовыражению помогают и танцевальные упражнения под музыку со словами, которые регулярно проводились в группе.
Я буду и дальше работать в этом направлении, расширять список героев сказок, подбирать новые игры и упражнения, которые можно использовать в работе с детьми. Изучать литературу, знакомится с опытом других педагогов в этом направлении.