Получи документы

Использование теневого театра в системе педагогической работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

Кокотова Ираде Магамедовна
Использование теневого театра в системе педагогической работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

Кокотова Ираде Магамедовна,

Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад 32,

городской округ Полевской.

Использование теневого театра в системе педагогической работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.

Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.

Б. М. Теплов

Публикация «Использование теневого театра в системе педагогической работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Актуальность. Театр теней является одним из доступных видов искусства для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В каждом дошкольной образовательной организации есть театральные центры, но не во всех театральных центрах есть такой вид театра как театр теней. В основном отдается предпочтение кукольному, пальчиковому, перчаточному театру, бибабо, популярность приобретает и магнитный театр. На мой взгляд, теневой театр необходим в дошкольной образовательной организации для развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в нем есть большие преимущества. Театр теней раскрывает художественно — эстетическое развитие, воспитывает творческую личность, у дошкольников развивается творческое воображение, мышление, моторика рук, речь. Театр теней помогает ребенку преодолеть застенчивость, робость, страх перед публикой, ведь за ширмой его совсем не видно. Нельзя забывать, что работа с дошкольниками ограниченными возможностями здоровья требует от педагога индивидуального подхода, ведь каждый ребенок особенный по — своему. И как тяжело дошкольникам с ограниченными возможностями достичь успеха, ведь каждый шаг к положительному результату дается с трудом. И по этой причине, не целесообразно вовлекать дошкольников сразу в постановку театрализованной деятельности, т. к. можно достичь обратного результата. Ребенок замкнется или вовсе отстранится, если столкнется с непреодолимой для него задачей. В связи свыше сказанным хочу отметить, что использование теневого театра, в коррекционной группе дает каждому дошкольнику с ограниченными возможностями здоровья в индивидуальном развитии большие преимущества и здесь обязательно важен индивидуальный подход к дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья.

В своей профессиональной деятельности я активно использую театр теней, что позволяет создать уютную домашнюю атмосферу. В таких условиях даже самый застенчивый и робкий ребенок проявляет желание быть актером и начинает постепенно раскрепощаться. Совместно с детьми мы символично назвали наш театр «Волшебный мир». Для начала мы беседовали с детьми на тему: что такое теневой театр, какой он бывает, как его изготовить и как показать, что для этого нужно и т. д. Детям были показаны теневые театры по сценарию известных сказок, был показан пальчиковый теневой театр в стихах. Ребята позитивно включились в магию происходящего. Необычность зрелища захватила их, вызвала непередаваемый восторг, так что они сами захотели стать участниками этого процесса.

Для создания теневого театра в условиях нашей группы мы с инициативной группой родителей изготовили устойчивую и вместительную конструкцию. Совместно с детьми вырезали силуэты для плоскостного кукольного театра (создаем на компьютере или рисуем сами). Можно создать как единую фигуру без дополнительных подвижных частей - так и с ними, для большей выразительности. Лично мы большее предпочтение отдаем второму варианту. Нами отмечено, что детям больше нравилось использовать именно подвижные фигуры, изменять положение их частей тела. С помощью 3Д ручки мы изготавливаем театрализованные декорации. Тем самым мы стимулируем познавательно – речевое развитие, организацию совместной поисково - исследовательской деятельности. Работа над декорациями будет способствовать показу импровизированных театрализованных спектаклей, расширению кругозора у дошкольников. Если дошкольники создадут совместно со взрослыми декорации по собственному замыслу, то у них расширится кругозор, поднимется самооценка, активизируется словарь, сформируются творческие способности, развивается моторика кончиков пальцев. В театрализованной постановке необходимо знание текста по ролям. Если ребенок испытывает затруднение, мы используем чтение текста взрослым или аудиозапись. Дети в свою очередь выполняют движения в соответствии с текстом. Изучение текста многократно, для начала мы используем просмотр мультимедии, пересказ по картинкам (для наглядности можно использовать магнитный и настольный театры). Также используем мнемо таблицы. Мы создаем особую атмосферу, затемняем помещение жалюзи для создания полумрака. Источник света размещаем между ребенком и конструкцией теневого театра. Закрепить лампу можно с боку на столе.

Используя теневой театр в нашем саду, мы ставим перед собой ряд определенных задач:

1. Учить детей с ограниченными возможностями здоровья связно, последовательно излагать свои мысли.

2. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности.

3. Развивать эмоции, возникающие в ходе игровых, ролевых и сюжетных действий.

4. Воспитывать умение согласованно действовать в коллективе.

В ходе работы нами была создана база материалов для создания театрализованного центра :

•Различные виды театров

•Реквизит для разыгрывания представлений

•Атрибуты для различных игровых позиций

•Ширмы для показа кукольного театра

•Мини-костюмерная

•Картотека театрализованных игр и упражнений.

В работе нашего театра «Волшебный мир» мы используем следующие методы и приемы:

•Чтение художественных произведений, сказок, стихов

•Просмотр мультимедии и прослушивание аудиозаписей

•Рассматривание иллюстраций

•Беседы

•Обыгрывание этюдов, театрализованных игр; инсценировки, драматизации

•Показ кукольных спектаклей

•Упражнения по формированию разговорной речи и выразительности исполнения (артикуляционная гимнастика, на активизацию словарного запаса, на воображение, на напряжение/расслабление мышц, на имитацию движения.

Магия театра теней создает благоприятную обстановку для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Внедрив теневой театр в практику своей работы, я заметила улучшение психологического комфорта в группе. Дети стали более раскрепощены, повысилась творческая активность детей средних и старших групп. Наблюдалось развитие самостоятельности, уверенности в себе и улучшение навыков коллективной работы. Исходя из выше сказанного, театрализованная теневая деятельность – это важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» - Б. М. Теплов. Наши дети – натуры удивительно открытые и творческие. И игра для них – та волшебная призма, сквозь которую они познают мир и находят свое место в нем.

Список литературы.

1. Антипина А. Е. "Театрализованная деятельность в детском саду. Игра, упражнения, сценарий". Творческий центр. Москва: 2003. – стр. 15-20. 2. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Загрибаева Е. В., Зарин А. П. В мире сказки: Театральные игры-занятия с детьми. - СПб., 2000. – стр. 1- В. И, Логинова М. П. Ноткина С. И и др. ; Под ред. Бабаевой Т. И, Михайловой т

3. А, Гурович Л. М. - СПб. ,1996. – стр. 24.

4. Игры-драматизации в детском саду: Методические рекомендации/Сост. Е. Л. Трусова. - Киев,1991. - стр. 4-24.

5. Изард К. Е. Эмоции человека. - М. ,1980. – стр. 12-15.

6. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитание детей. - М., 1972. – стр. 18-39.

7. Маханев М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. / Творческий центр Сфера. - М. ,2001. – стр. 16-79.

8. Маханев М. Д. Ребенок в детском саду. // Дошкольное воспитание 1999, №11, стр. 6.

9. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников. / Под ред. Л. Б. Баряевой, Э. А. Зарин, Н. Д. Соколовской. -СПб. ,1996. – стр. 205.

10. Образцов. К. Л. «Как сделать куклу своими руками» - М. ,1997.;

11. И. А. Лыкова. В. В. Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня» - М. ,1999.;

12. А. С. Игнатова. С. Н. Илларионова. «Теневой театр своими руками» - М 1995. 13. Сорокина Н. Я., Миланович А. А. Програма "Театр-творчество-дети" //Дошкольное воспитание 1997. №11,стр. 45. 14. Сухомлинский В. А. О воспитании. - Санкт-Петербург, 2002. – стр. 226-337. 15. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - Изд. Влад. Москва. 2000. – стр.

16. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24. 17. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : Сфера, 2009. - 128с.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование теневого театра в системе педагогической работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 26 марта 2024 в 15:16
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД