Лучший педагог года

Истории к разговору с детьми о семье «Наши замечательные дедушки». Пособие для воспитателя (6 фото)

Жданова Татьяна Дмитриевна
Истории к разговору с детьми о семье «Наши замечательные дедушки». Пособие для воспитателя

Истории к разговору с детьми о семье . Пособие для воспитателя

Серия публикаций в помощь тематическим беседам с детьми продолжается.

Оживить» картинки пластилином, мягкими акварельными карандашами и пастельными мелками мне помогли юные иллюстраторы – мои воспитанники.

*

Наш словарик:

Дедушка – отец кого-то из родителей, передающий внукам свои знания и умения.

Истории к разговору с детьми о семье «Наши замечательные дедушки». Пособие для воспитателя

О дедушках – следующие истории. Ребята, постарайтесь ответить на вопросы в их заглавии.

Публикация «Истории к разговору с детьми о семье „Наши замечательные дедушки“, Пособие для воспитателя» размещена в разделах

Послушайте вначале, как писали о дедушках в старину Лев Толстой и Клавдия Лукашевич:

ЧЬЕМУ ПРИХОДУ РАДУЕТСЯ ДЕДУШКА?

Скучно живется дедушке Егору. Он плохо слышит, плохо видит и целые дни на печи лежит.

Одна радость, когда внук Вася придет из школы.

Вася всегда почитает деду, а дед послушает.

Вася читает громко, ясно, занятно.

Хорошо тому деду, у которого такой внук есть.

***

ЗА ЧТО БЫЛ ПРИСТЫЖЕН ВНУК?

Дед стал стар. Раз он лез на печку и не мог взлезть.

Внук был в избе. Ему стало смешно.

«Стыдно, внук. Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп».

***

КТО ОСТАВИЛ ПУСТОЙ КОРЗИНКУ СВОЕГО ДЕДУШКИ?

Дряхлый дедушка с плетушкой шарит меж кустов,

Припадает над опушкой, теребит своею клюшкой –

Нет ли там грибов.

Да напрасно смотрит дед: ничего под ёлкой нет.

Знать, внучата спозаранку шарили в кустах,

И остались на полянке только тонкие поганки

В белых колпаках.

***

– Надеюсь, ребята, что вы внимательны к своим дедушкам, очень их любите, как это замечательный мальчик:

ОБРАДУЕТ ЛИ ДЕДУШКУ ПИСЬМО ВНУКА?

Здравствуй, милый дедушка! Как ты без меня?

Кто тебе для трубки принесет огня?

Кто поставит палку, кто откроет дверь?

Кто же позаботится о тебе теперь?

Кто поймет, как много у тебя тревог?

Как бы наш теленок вдруг не занемог…

Как там поживает мой петух-драчун?

Без меня скучает старый пес-ворчун?

А когда вернешься в избу со двора,

То кому ты скажешь: «Внучек, спать пора!»?

А кому расскажешь, как ты в старину

Уходил из дома с шашкой на войну?

Скоро я приеду, дедушка, домой.

Остаюсь с поклоном внук любимый твой.

***

О ЧЕМ МЕЧТАЮТ НАШИ ДЕДУШКИ?

– Кап-кап, – говорит дерево в сосульках.

– Кап-кап, – говорит газетный киоск.

– Кап-кап, – выговаривает дом с резными ставнями. Это они капают, а маленькому Коле жалко, ему кажется, что это они плачут.

– Почему? – спрашивает Коля своего деда. – Почему они все плачут?

– Не плачут, а радуются, – дед поднял указательный палец вверх и еще говорит, – солнце им греет, ну и капают. Пора такая.

Тут ручей блестит, течет под ногами, утекает далеко. Дедушка сложил из газеты кораблик, дал внуку, внук поставил кораблик на воду и толкнул пальчиком. Тот поплыл, поплыл быстро. А ветер на него еще дует, а ветер пахнет хорошо весной да солнцем, и дышать им легко.

– Ну! Беги, давай! – сказал дед.

И Коля побежал-побежал за корабликом, он машет руками, он подпрыгивает и улыбается до ушей. Вот ручей течет, вот кораблик плывет, вот Коля бежит, вот ветер летит, а вот дедушка идет своими взрослыми шагами, их всех догоняет.

«Я как вырасту ростом, как дедушка, сразу поплыву на огромном корабле по огромному морю и по океану!» – мечтает маленький Коля.

«Ах, до чего же было замечательно!» – вспоминает вдруг дедушка кораблики своего детства. И так захотелось стать маленьким мальчиком и мечтать о дальних плаваниях!

***

Фото «Наши замечательные дедушки»

ПОЧЕМУ НЕ ПОСТАРЕЛ СТОЛЕТНИЙ ДЕДУШКА?

У меня есть дедушка, как зима, седой.

У меня есть дедушка с белой бородой.

В день знакомства нашего – это не секрет –

Было мне полмесяца, а ему сто лет.

Маленькие ласточки, песнями звеня,

Будят вместе с дедушкой на заре меня.

На зарядке солнышко рядом видит нас.

Поднимаем руки мы по команде: «Раз!»

И водой холодною, прямо из ручья,

Вместе умываемся: дедушка и я…

Много знает дедушка былей-небылиц:

Про луну и солнышко, про зверей и птиц.

Я вопросы разные задаю ему:

– Где? Зачем? А скоро ли? Сколько? Почему?

Мне на все мой дедушка может дать ответ.

И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет.

…Он читает книжки мне – ведь читать я сам

Не могу понять пока еще даже по слогам…

Приезжайте в гости к нам по горам крутым –

Сами познакомитесь с дедушкой моим!

***

ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ О МОЕМ ПРАДЕДУШКЕ?

Мой прадед, хоть уж был старик,

Сидеть без дела не привык.

И люди говорят нередко:

«Его мосток», «Его беседка»,

«Его платан», «Его родник».

Приду к скамейке у ручья –

Услышу: «Вот его скамья».

И кто-то отдохнуть присядет…

Хоть жил давным-давно мой прадед,

О нем все помнят. Как и я.

***

Истории к разговору с детьми о семье . Пособие для воспитателя - фото

КТО СТАРШЕ – ДЕДУШКА ИЛИ МАЛЬЧИК?

Жил старый-старый… мальчик с сутулою спиной.

Он горбился за книгой, сгибался за едой,

И он ворчал, ворчал, бурчал, и всех он огорчал.

Пошлют его за хлебом, а он ворчит при этом.

Попросят мыть посуду – ворчит-бурчит: «Не буду.

Не буду. Не буду. Не буду мыть посуду».

И у него был дедушка, который не ворчал.

И не ворчал, и не бурчал, и всех он выручал.

Какой-то странный дедушка! Какой-то он чудной!

Веселый статный дедушка, ну просто молодой!

***

ЧТО ХРАНИТСЯ В СТАРИННОЙ КОПИЛКЕ?

Когда бабушка внучкой была, она очень сказки любила. А сказки ей дедушка рассказывал.

Прибежит, бывало, внучка к дедушке и:

– Расскажи дедушка сказку!

А он:

– Какую?

А она:

– Какую хочешь.

Тогда дедушка велит внучке подать деревянный точеный грибок, откроет он у грибка крышечку-шляпку и начнет в грибке рыться. А в нем всякой всячины много. И перышко гусиное, и пуговка радужная, и от очков обломышек. Переберет дедушка всякую всячину, пересмотрит и сказку сказывать начинает.

Как-то внучка спрашивает дедушку:

– А зачем ты грибок просишь, как сказку начинаешь сказывать?

А дедушка ей и отвечает:

– Это не грибок, внучка, а копилочка.

– Какая копилочка, дед?

– Сказочная. Дедушкина. Я ведь, внучка, тоже внучком был, и мне тоже дед сказки рассказывал. Придумает он сказку или услышит, сейчас же в копилочку безделушку-памятку положит, чтобы сказку не позабыть. Про гуся сказка – гусиное перо. Про свечку – огарочек, про пшеницу – зернышко.

И ты так, внучка, делай, когда бабушкой будешь. Тебе и завешаю эту дедушкину копилочку.

Так и делала внучкой, когда бабушкой стала. Свои памятки в дедушкину копилку добавляла. А теперь эта копилка нам в наследство досталась. И мы это наследство не только бережем, а по мере наших сил умножаем.

Вам достанется эта копилка – то же самое делайте.

***

Фото №1 Истории к разговору с детьми о семье

ПОВЕЗЛО ЛИ АЛЁШЕ С ДЕДУШКОЙ?

Алеша рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. За это его очень любили в семье. Больше всех Алешу любил дедушка. Любил и как мог помогал ему расти хорошим человеком….

Дрова рубить и пилить вздумает Алеша – милости просим! Дед за одну ручку держится, внук – за другую. Помучится парень, да научится.

Так и во всем. Красить ли крылечко захочет малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать – дедушка никогда не отказывал.

Вот так и жил Алеша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, трудовым человеком себя чувствовал.

Хорошо на свете жить, когда у тебя дело есть, когда руки у тебя хваткие. Даже в пасмурный день на душе светло и весело

***

КАК НИКИШЕ ПОМОГЛА ДЕДУШКИНА НАУКА?

Никишин дедушка учил своего внука следы зверей читать.

Однажды ребята шли в свое село через лес. Хорошо бежать по первому снегу. А на снегу много всяких следов. Побежали мальчики по следам и заблудились. Испугались ребята.

Вдруг Никиша увидел знакомые следы. Они и вывели ребят к сторожке лесника. Собачьи следы всегда к жилью выводят.

Домой Никиша пришел усталый, но счастливый.

***

Фото №2 Пособие для воспитателя Серия публикаций в помощь тематическим беседам с детьми продолжается

ПОЧЕМУ ДЕДУШКА ПОЖАЛЕЛ ЧЕРВЯКОВ?

– Дедушка, ты обещал утром взять нас на рыбалку. Почему передумал?

– Эх, ребятки, да не смог я червяков раздобыть!

– Что случилось?

– А вот что. Стал я копать, и первым мне попался молоденький червячок. Хотел его в банку бросить, а он в моей руке стал корчиться, извиваться.

– Ну и что, деда, они всегда так делают!

– То-то и оно! Мне послышалось, как маленький червяк пропищал тоненьким голоском: «Отпусти меня добрый человек! – Я только недавно появился на свет, жизни ещё не видел, семейку не создал, червячками-детками не налюбовался. А так хочется!»

«Ладно, – сказал я ему, – живи!» И отпустил.

– Дедушка, а следующий тоже был молодым?

– Нет, как раз червяк был взрослым, но не очень шустрым. Подумалось: «Наверное, он такой же старенький, как и я. Меня-то ноги уже не очень носят. Представил, что ему предстоит погибнуть во рту у рыбы, и стало как-то не по себе».

Я ему сказал: «Буду рад, если тебе удастся спокойно пожить на старости лет!» И тоже отпустил. «А я-то как рад!» – произнес он на прощанье и тихо покашлял.

– Дедушка, так уж и покашлял?

– Да, точно! Наверное, растрогался…

– А что было дальше?

– Выкопал я третьего червяка – крепыша, красавца, модника! А он мне и говорит легким баском: «Не губи главного работника-земледельца! У меня важная задача – со своими собратьями землю удобрять, ходами её пронизывать, воздух и влагу корням давать.

Где нас много – почва для садов и огородов лёгкая, плодородная! Внукам твоим подарим витаминный урожай!»

Я ему: «Спасибо, привет друзьям-червякам!» Так и расстались.

– Ох, и дедушка, мастер рассказывать! И все же, как хорошо,

что ты червяков отпустил.

*

– Ребята, о чём эта история? Расскажите её кратко, используя выражения: молоденький червячок, старенький, крепыш-земледелец, как хорошо, что их отпустил.

Как вы думаете, а бывают ли заботливые дети среди животных? Оказывается, бывают, и тому есть множество свидетельств.

***

Фото №3 Оживить картинки пластилином мягкими акварельными карандашами и пастельными мелками мне помогли юные иллюстраторы мои воспитанники

КАК СЛОНЫ ПОМОГАЮТ СВОИМ СТАРЕЙШИНАМ?

Послушайте о том, как слоны не оставляют без помощи своих пожилых родственников и за это от мудрого учителя получают необходимые знания и опыт:

Известно, что постаревшие слоны однажды покидают стадо. Делают они это тогда, когда почувствуют, что уже не в состоянии угнаться за молодыми. Ведь стадо обычно совершает быстрые и длительные переходы с одного пастбища на другое.

Если пожилой слон решил остаться на определенной местности, то с ним остается помощники – один или два молодых слона.

В случае опасности молодые животные предупреждают его об этом и прячут в укрытии. А сами смело бросаются навстречу врагу. Нередко слоны сопровождают старца до самой его смерти!

И что очень важно – старец, как бы в благодарность за заботу, обучает молодых телохранителей древней слоновьей мудрости.

*

Этот пример и еще многие-многие другие факты подтверждают, что животные наделены душевными качествами.

Но ведь человеку дано гораздо больше! Как жаль, что мы забываем об этом. И как часто большинству людей не хватает такого же, как у слонов, сердечного отношения к своим пожилым и, как им кажется, уже не особенно интересным и нужным родным!

***

В публикации использованы мои истории, а также Расула Гамзатова, Эммы Мошковской, Гиго Цагараева (с осетинского, Калины Малиной (с болг., Евгения Пермяка, Леонида Нечаева, Вячеслава Брейэра.

Публикации по теме:

Истории и притчи к разговору с детьми «О Хвастовстве и Скромности». Пособие для воспитателяИстории и притчи к разговору с детьми «О Хвастовстве и Скромности». Пособие для воспитателя Продолжаю серию публикаций – в помощь тематическим беседам с детьми. Мои юные иллюстраторы помогли мне «оживить» картинки пластилином, мягкими.

Истории к разговору с детьми «О нашей речи. Часть четвертая — волшебные слова Извинения и ваше умение Прощать»Истории к разговору с детьми «О нашей речи. Часть четвертая — волшебные слова Извинения и ваше умение Прощать» Итак, продолжаю серию публикаций с историями нравственного направления – в помощь тематическим беседам с детьми. Мои воспитанники творчески.

Истории к разговору с детьми «О речи. Часть первая — нежные и ласковые слова»Истории к разговору с детьми «О речи. Часть первая — нежные и ласковые слова» Мои воспитанники – юные иллюстраторы, как всегда поработали творчески. Они подобрали для разных историй и моих четверостиший контурные картинки.

Истории к разговору с детьми «О речи. Часть вторая — волшебные слова благодарности»Истории к разговору с детьми «О речи. Часть вторая — волшебные слова благодарности» Продолжаю серию публикаций в помощь тематическим беседам с детьми. Мои юные иллюстраторы, как и всегда, творчески подобрали контурные картинки.

Истории к разговору с детьми о семье «Наши любимые бабушки». Пособие для воспитателяИстории к разговору с детьми о семье «Наши любимые бабушки». Пособие для воспитателя Продолжаю серию публикаций – в помощь тематическим беседам с детьми. Юные иллюстраторы помогли мне «оживить» картинки мягкими акварельными.

Истории к разговору с детьми о скромности с детскими иллюстрациямиИстории к разговору с детьми о скромности с детскими иллюстрациями Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с ребятами. Начну с этой притчи: САМАЯ ДОСТОЙНАЯ.

Истории к разговору с детьми о смелости и преодолении себяИстории к разговору с детьми о смелости и преодолении себя Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с ребятами. КАК МАЛЬЧИК СЕБЯ ПРЕОДОЛЕЛ Пришел Сережа.

Истории к разговору с детьми «Об Аккуратности, Опрятности и Старании». Пособие для воспитателяИстории к разговору с детьми «Об Аккуратности, Опрятности и Старании». Пособие для воспитателя Продолжаю серию публикаций – в помощь тематическим беседам с детьми. Мои юные иллюстраторы помогли «оживить» картинки пластилином, мягкими.

Истории к разговору с детьми «Об упорстве, старании и терпении» с картинками от юных иллюстраторовИстории к разговору с детьми «Об упорстве, старании и терпении» с картинками от юных иллюстраторов Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с ребятами. ЧТО ДЕЛАЕТ МАЛЕНЬКИХ БОЛЬШИМИ? У Евгения.

Истории к разговору с детьми «Об упрямстве и уступчивости» с картинками от юных иллюстраторовИстории к разговору с детьми «Об упрямстве и уступчивости» с картинками от юных иллюстраторов Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с ребятами. Начну с этого четверостишия. УПРЯМЫЙ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Истории к разговору с детьми о семье «Наши замечательные дедушки». Пособие для воспитателя
Опубликовано: 9 марта 2021 в 10:16
+1415Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 450.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД