Конспект занятия в старшей группе «История возникновения куклы»

Надежда Щербакова
Конспект занятия в старшей группе «История возникновения куклы»

Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество.

Цель: Познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом- посиделками. Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в мастерстве, в устном народном творчестве (песнях, потешках).

Познакомить с историей создания куклы. Помочь ориентироваться в прошлом и настоящем куклы. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа, стремление сохранять и обогащать свое наследие.

Оборудование:

Куклы (из палочки, из соломы, тряпичная кукла, дымковская кукла, матрешка, пупсы, кукла Барби,Беби-боны).Кусочки ткани на каждого ребенка.

Ход нод

- Воспитатель: Проходите гости дорогие. Гость на гость- хозяину радость.

- Просим в нашу светлицу! Красному гостю- красный место, Спасибо вам гости, что пришли на посиделки.

- Вот так, дети, встречали раньше гостей бабушки ваших бабушек. В давние времена в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и на других посмотреть, попеть частушки, мастерством своим блеснуть, истории послушать.

- И я вам сегодня тоже расскажу историю. А вот про кого, вы узнаете, если отгадаете мою загадку;

- Ей косички заплетаем

И в колясочке катаем

Спать кладем и кормим в срок –

Про кого прочла стишок? (кукла).

- Да, дети, куклы тоже имеют свою историю.

- Куклу на Руси во время игры называли ласково «Живуля», что значит «дитя», «ребенок». Первая кукла была похожа на обыкновенную палочку, у нее не было ни рук, ни ног (показ образца). Грустно было играть с ней. Прошло немного времени, и люди научились делать куклу из соломы (стригушка). Она была лучше деревянной. У нее была голова, ручки и ножки (показ соломенной куклы).

- Дети, как вы думаете, с соломенной куклой играть было интересно?

- (она легко ломается).

- А вот когда человек нашел глину, он узнал, что поместив ее в воду, можно что-то вылепить.

- И конечно он вылепил куклу, раскрасил ее угольками, а после красками. Они получались яркими, красивыми. Эти куклы делают до сих пор (показ дымковской игрушки).

- Прошли годы и человек придумал тряпичную куклу, их еще называли оберегами. Куклу брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром». Этих кукол любили, берегли, передавали по наследству.

- Я предлагаю вам, дети, сделать вместе со мной куклу- оберег.

- Нужно взять кусок ткани, посередине положить кусок ваты, перетянуть концами ткани.

- Раскрашивать лицо долго не решались, т. к. считали, что глаза- зеркало души- необходимо закрывать, чтобы защищать внутренний мир от сглазу. Такую куклу клали в люльку к младенцу и укачивали.

-Давайте и мы с вами покачаем своих кукол. Споем ей колыбельную.

-Дети, качая кукол, поют: Березонька, скрип, скрип.

-Моя доченька спит, спит

- Моя доченька уснет,

- Ее сон унесет,

- Унесет ее в садок, под малиновый кусток,

- А малинка упадет, дочке в ротик попадет.

- Спи доченька маленька, малиночка сладенька.

- Березонька скрип, скрип, а доченька спит, спит.

- Воспитатель: А еще я хочу вам показать известную во всем мире – МАТРЕШКУ. Она родилась сто лет назад. Ее придумал художник С. В. Малютин. Кукла была необычна тем, что внутри 1-й куклы сидела кукла поменьше, а в то еще меньше. И назвали ее старинным русским именем Матрешей.

- А потом придумали пластмассу – прочный, гибкий, небьющийся материал одевать. Дети с удовольствием с ними играли. И мы с вами сейчас поиграем в народную, старинную игру «Желудь».

Считалка: Раз, два, три, четыре, пять

Мы собрались играть

Вдруг сорока прилетела и тебе водить велела.

Водящий встает в круг, участники игры передают,за спиной желудь при этом все повторяют слова: Гуси- лебеди летали, они желуди кидали и кричали: У меня, У меня…

Водящий должен был угадать, у кого желудь.

- Ну вот, дети, а потом появились и куклы Барби, а теперь иБеби. боны (показ кукол). И вот моя история подошла к концу.

- Давайте прощаться: Играть, не уставать, не ушло бы дело.

- Гость доволен - хозяин рад.

- Милости просим побывать у нас в следующий раз.

Используемая литература:

Ж. Д. В. № 7 1990

Ж. Д. В. № 12 1993

«Педсовет» № 6 2004 газета.

Дыбина О. В. «Что было бы…», Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим» М. 2009.

Публикации по теме:

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Развлечение в старшей группе «Рождественские колядки». Развлечение в старшей группе на тему: «Рождественские колядки». Цель: познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «История возникновения куклы»
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 20:14
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Детский мастер класс. Рисование зимующих птиц.
Побелело за окошком: Все в снегу. Какая ширь! Как румяная матрешка – На крыльце живой снегирь. Снегирей в окно увидишь: Здравствуй, милый зимний гость!...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....