Папки-передвижки

Конспект итогового занятия НОД «Русская матрёшка» для детей 5–6 лет

Лариса Козлова
Конспект итогового занятия НОД «Русская матрёшка» для детей 5–6 лет

КОНСПЕКТ

Итогового НОД

по образовательным областям

«Художественно-эстетическое развитие» (рисование,

«Речевое развитие», «Познание»

на тему: «Русская матрешка»

(для детей старшей группы)

Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект итогового занятия НОД „Русская матрёшка“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

• Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.

• Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.

Развивающие:

• Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.

• Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.

• Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.

Воспитательная:

• Воспитывать любовь к народному искусству.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Художественно-эстетическое развитие» : развивать творческий потенциал ребенка, развивать образное ассоциативное мышление, развитие самостоятельности и творческой активности ребенка.

ОО «Речевое развитие» : развивать доказательную речь, мышление, воображение, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, обогащение активного словаря.

ОО «Познавательное развитие» : развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;

Методические приемы: беседа, рассказывание, показывание, отгадывание загадок, сюрпризный момент, разучивание слов, приемы рисования: «тычок», «прикладывание»

Предварительная работа по образовательным областям:

ОО «Художественно-эстетическое развитие» : рассматривание иллюстраций по теме, обучение детей приемам рисования цветов (прием «тычка», прослушивание русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).

ОО «Речевое развитие» : разучивание пословиц и поговорок по теме, составление описательного рассказа.

ОО «Познавательное развитие» : рассматривание иллюстраций с изображение матрешек, расширять представления о разновидностях матрешек и истории их создания.

Словарная работа: Семёновская матрешка, Майдановская матрешка, Сергиев-посадская матрешка.

Индивидуальная работа:

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: иллюстрации, матрешки

Раздаточный: краски акварельные, кисточки, заготовки матрешки

Литература:

Ход занятия

В группу входит Сказительница с сундучком.

Сказительница:

Здравствуйте, ребята.

Я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаю напоказ. И веду о нем рассказ.

Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Загадка:

Развеселые сестрицы,

Озорные молодицы!

Хороши, румяны щечки,

На передничках – цветочки!

Хлопают в ладошки:

Веселые … (матрешки)

Сказительница: Правильно, матрешки.

Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.

Сказительница: Какая матрешка?

Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.

Сказительница: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Даруму (добродушный седой, усатый старичок, состоящий из пяти фигурок вставленных одна в другую. Слайд 1.

Сказительница: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?

Дети: Из березы, липы.

Сказительница: Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа.

Слайд 2

Сделали мастера заготовки и художникам отдали.

Слайд 3.

Расписали русские художники матрешку на славу : губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрешками.

Слайд 4.

Сказительница:

И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

«Люби дело – мастером будешь».

«Дело мастера боится».

-«Всякий мастер сам себе дивиться».

Сказительница: Хочется вам поиграть с матрешкой?

Игра «Матрешки и мышки».

Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).

Вот матрёшечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.

В лесу ягоды искали.

Так, так и вот так,

В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».

Под кусточком посидели,

Вкусны ягоды поели.

Так, так и вот так,

Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки

Как матрёшечки устали,

Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку

Так, так и вот так,

Под кусточком задремали.

А потом они плясали,

Свои ножки показали.

Так, так и так, Выставляют ножки на пятку.

Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.

Только слышат вдруг подружки:

Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно

Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху

Чьи – то серенькие ножки. («прислушиваются»)

Эй, Матрешка, берегись!

Оказалось, это – мышь!

Сказительница: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.

Слайд 5.

Я из тихого зеленого

Городка Семёнова.

В гости к вам пришла

Букет цветов садовых

Розовых, бордовых

В подарок принесла.

Сказительница: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?

Дети: Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.

Сказительница: Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.

Сказительница: Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришла матрешка.

Ложки деревянные,

Матрёшечка румяная.

К нам матрёшечка пришла,

Звонкий бубен принесла.

Слайд 6.

Сказительница: Я матрешка из Майдана.

Украшен мой наряд цветами.

С сияющими лепестками.

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Сказительница:

Это соседка Семёновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семёновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.

Дети подходят к подносу, выбирают цветы и называют их.

Дети: Пышные розы, георгины, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.

Слайд 7.

Сказительница:

Я из Сергиева Посада

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор

На переднике узор.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

Сказительница: Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след – лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.

Сказительница: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Сказительница: Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.

Слайд 7.

Слайд 8.

Какие же бывают матрешки – сувениры?

Ответы детей.

На слайдах появляются матрёшки – сувениры.

Слайд 9 — 15.

Сказительница: Ребята, у меня в сундучке есть сарафан этой матрёшки. (Сказительница достаёт сарафан, а он весь белый).

Сказительница: Ах, а куда же делись цветы?

Дети:

— украл злой волшебник;

— отпали…

Сказительница: Что же делать, как вернуть красоту сарафана матрёшки?

Дети:

— нарисовать;

Сказительница: Приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую).

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

На матрешку посмотри! (Удары кулачками друг о друга)

Раз, два, три, четыре – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

Мы матрешечку купили! (Хлопки в ладоши0

Раз, два, три, четыре, пять – (Загибают по одному пальцу)

Будем с ней теперь играть! (Удары кулачками друг о друга)

А сейчас, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

Сказительница: Для работы мы с вами наденем фартуки и ленты и превратимся в настоящих мастеров.

Сказительница:

Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Кто – то будет расписывать фигурки матрешек, а кто – то изготавливать с помощью пластилина, гороха, кофейных зерен. (Дети выбирают из какого материала будут украшать матрешек). Ну, что же, друзья, за работу.

Практическая работа.

(Звучит русская мелодия).

Сказительница: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?

Дети:

— я думал, какие искусные мастера были в давние времена;

— эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем;

— я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину.

Сказительница: (говорит слова на фоне музыки)

Прекрасный мир вещей

Накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

Умейте рисовать и творить руками.

Все то, что может радовать друзей.

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!

Публикации по теме:

Конспект беседы с детьми средней группы «Русская красавица — матрёшка!» Цель: Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой. Задачи: Познакомить детей с матрёшкой (история создания, материал, внешний.

Фотоотчёт о проведении познавательного занятия «Русская матрёшка»Фотоотчёт о проведении познавательного занятия «Русская матрёшка» Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада. Тема занятия: «Русская матрёшка». Цель занятия: Знакомство детей.

Конспект НОД в старшей группе «Русская матрёшка» Конспект НОД в старшей группе «Русская матрёшка» Джульетта Лоова Тема НОД:«Русская матрешка». Цель:1. Привить интерес к русскому народному.

Конспект открытого интегрированного занятия в первой младшей группе «Русская матрёшка» МДОУ д/с общеразвивающего вида «Берёзка» п. Новая Игирма Конспект открытого интегрированного занятия в 1 младшей группе «Вишенка» Тема: «Русская.

«Русская матрёшка». Конспект занятия Цель: Формирование интерес к художественным произведениям русских мастеров, к русскому прикладному искусству; уточнять и расширять знания.

Конструкт занятия по развитию речи «Русская матрёшка» Конструкт НОД по речевому развитию в подготовительной группе Тема : «Русская матрешка». Группа: подготовительная Интеграция образовательных.

Конспект НОД «Русская матрёшка» для детей старшего возраста Конспект НОД «Русская матрешка» (для детей старшего возраста) Цель: Выполнить объёмный цветок и лепестки на платке и фартуке матрёшки,.

Проект «Русская матрёшка»Проект «Русская матрёшка» Цель проекта: Расширить представления детей о национальной русской игрушке Матрешке Тип проекта: познавательно-творческий Вид проекта:.

Отчёт по проекту «Русская матрёшка» Отчёт по проекту «Русская матрёшка». Тема проекта: «Русская матрёшка». Актуальность: Проблема заключается в том, что в наше время достаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итогового занятия НОД «Русская матрёшка» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 14 июля 2019 в 23:11
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД