Лучший педагог года

Коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников с нарушением интеллекта средствами песочной терапии

Ольга Коровина
Коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников с нарушением интеллекта средствами песочной терапии

Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии.

К. Д. Ушинский писал:

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».

Согласно требованиям ФГОС в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется принцип интеграции образовательных областей. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Все мы в детстве любили играть в песок, строить замки, лепить куличи.

Публикация «Коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников с нарушением интеллекта средствами песочной терапии» размещена в разделах

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с особенностями в развитии, характеризующиеся слабой эмоциональной устойчивостью, нарушением самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивностью поведения, трудностью приспособления к детскому коллективу, частой сменой настроения. Песочная терапия способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).

Была поставлена цель моей работы:

Цель: коррекция психического здоровья ребёнка и развитие познавательных процессов средствами песочной терапии у детей дошкольного возраста 5-6 лет с нарушением интеллекта.

Определились задачи

1. Изучить методическую литературу по данному вопросу, подобрать оптимальный диагностический инструментарий;

2. Подобрать и изготовить необходимые пособия, нетрадиционный, бросовый материал;

3. Выявить динамику развития эмоционально – волевой и познавательной сфер;

4. Использовать метод песочной терапии в коррекционной работе по формированию элементарных математических представлений;

5. Развивать у детей психические процессы (внимание, восприятие, память);

6. Активизировать речь через коррекционные игры с песком со стихами, звуковым сопровождением;

7. Развивать навыки социального поведения;

8. Вовлечь родителей в коррекционо - образовательный процесс;

Основная идея опыта работы - используя игры с песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние и способствовать возникновению предпосылок для формирования эмоционально – волевой и познавательной сферы.

Активными участниками в работе по песочной терапии являются дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта 5 – 6 лет с диагнозами: «Умственная отсталость»; «Задержка психо - речевого развития»;«Задержка психоречевого развития с гипердинамическим синдромом»; «Ранний детский аутизм»; «Органическое поражение головного мозга», учитель-дефектолог, воспитатели группы, родители воспитанников групп.

На диагностическом этапе были выявлены значительные нарушения в эмоционально – волевой сфере детей с нарушением интеллекта.

Провели диагностического обследования по методикам: "Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста"., под ред. Е. А. Стребелевой. ; Н. Осиповой. "Диагностика и коррекция внимания у детей"., Т. Г. Богдановой, О. И. Варламовой. " Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии".

Были определены след критерии диагностического обследования эмоционально – волевой сферы детей с нарушением интеллекта.

(Приложение № 1). 12 детей нуждаются в коррекции эмоционально – волевой сферы. Этим детям свойственно проявление агрессивного, гиперактивного поведения. Наблюдается высокий уровень нервно – психических напряжений у детей дошкольников с нарушением интеллекта. (Приложение №1).

В познавательной сфере наблюдается значительное снижение уровня усвоения сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) и элементарных математических представлений. У детей с нарушениями в развитии, поступающих в коррекционный детский сад, в основном, отсутствуют представления о цвете, форме и величине предметов, дети плохо ощущают и воспринимают предметы и явления окружающего мира, слабо ориентируются в пространственных и временных понятиях.

В дальнейшей работе по данной теме были определены следующие критерии по диагностике познавательной сферы детей с нарушением интеллекта : цвет, геометрические фигуры, величина, ориентировка на плоскости, количественный счёт, решение задач, эксперименты с песком. (Приложение №1) .

Вывод: Исходя из проведённой диагностики в познавательной сфере детей с нарушение интеллекта выявили, что у детей наблюдаются признаки снижения основных показателей познавательной сферы. Познавательные интересы находятся на низком уровне, нет потребности в приобретении знаний. (Приложение №1).

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с особенностями в развитии, характеризующиеся слабой эмоциональной устойчивостью, нарушением самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивностью поведения, трудностью приспособления к детскому коллективу, суетливостью, частой сменой настроения, чувством страха, манерничаньем, фамильярностью по отношению к взрослому.

Метод песочной терапии способствует : развитию эмоций у детей с нарушением интеллекта, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности. Применение этой песочной терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).

Учитывая важность проблемы, и проанализирован результаты диагностического обследования (Приложения № 2) я решила провести углубленную работу по внедрению песочной терапии.

Содержание работы по внедрению песочной терапии в образовательную деятельность ДОУ.

В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей.

Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

В качестве песочной терапии используем следующее оборудование:

1. Песочный модуль с деревянными бортами ( размер в сантиметрах: 50х70х8. Высота 70 см.) с пластмассовым полупрозрачным дном прозрачного цвета и подсветкой для рисования на сухом песке.

2. Песочные модули для индивидуальной работы.

3. Чистый, просеянный песок

4. “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров

5. Цветной песок.

6. Микроскоп, лупа, прозрачные коробочки.

7. «Коллекция» миниатюрных фигурок. (для мальчиков – машинки, заборчик, деревья, мосты, дорожные знаки, для девочек - куклы, мебель и посуда детская, различные аксессуары).

7. Бросовый и природный материал.

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку. А также цветовой модуль для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.

Коррекционно – развивающая работа ввелась с воспитанниками через игровую деятельность (игры драматизации, сюжетно – ролевые игры, самостоятельные игры, игровые упражнения, игры-эксперименты, игры-развлечения.).

Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочной терапии в индивидуальной и групповой форме. Выполняли артикуляционную гимнастику и артикуляционные упражнения с привлечение песочных модулей. На автоматизацию звуков включала игровые упражнения с песком

В опытно – экспериментальной деятельности через игры и опыты учили детей определять физические свойства песка.

Сенсорное развитие воспитанников осуществлялась через организацию игровой среды в песочнице, через ознакомление детей с предметами и объектами ближайшего окружения.

Посредством игр и игровых упражнений с песком формировали у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве, обучали навыкам счета, вычислениям, измерениям;

Много дидактических игр и упражнений, пособий сделаны своими руками и адаптированы для детей в группе.

Совместная работа с педагогами по теме.

Для воспитателей был проведён мастер – класс по теме:

«Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии». К педсовету были подготовлены доклады по темам: «Песочная терапия как форма укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста с нарушение интеллекта» (Приложение №4, «Коррекция эмоционально – волевой сферы у детей со сложными дефектами средствами игровой терапии».

Были разработаны и проведены комплексные занятия для воспитанников: «В гостях у бабушки», «Птичий дворик», «В поисках сокровищ» (Приложение № 5). Все формы коррекционной работы с использованием песочной терапии отражены в перспективном плане работы с детьми (5-6 лет) с нарушение интеллекта. (Приложение № 3).

Работа с родителями.

Были проведены общегрупповые и индивидуальные консультации с показом практикума по использованию дидактических игр и упражнений в песке: «Безопасные игры в песочнице», «Игры с песком: дома и на улице».

Провела семинар – практикум для родителей «Картины из цветного песка» (Приложение № 6) с целью обучения изготовления совместных картин с детьми из цветного песка. Периодически предлагаются дидактические игры и упражнения, пособия, используемые в песочной терапии для детей.

Вывод:

Опыт работы по данному направлению показал, что при систематическом, регулярном использовании дидактических игр и упражнений по песочной терапии наблюдается положительная динамика в формировании эмоционально - волевой и познавательной сфер у детей с нарушениями интеллекта. Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с детьми с нарушение интеллекта.

Включение непосредственно в образовательную деятельность

элементов песочной терапии даёт больший воспитательный и образовательный эффект, в сравнении со стандартными формами обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Появляется желание ребёнка узнавать что – то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а так же речь и моторика. Совершенствуется развитие предметно - игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно - ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.

Публикации по теме:

Методы и формы работы со сказкой (из опыта работы) Сказка – это богатейший словарный дошкольника, усвоение правильных грамматических и синтаксических оборотов, развитие выразительности речи.

Доклад из опыта работы «Разнообразные формы работы по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте»Доклад из опыта работы «Разнообразные формы работы по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте» Как добиться того, чтобы молодое поколение росло преданным Родине, готовым, когда потребуется, защитить ее мужественно и умело, с достоинством.

Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) В начале учебного года при проверке музыкальных способностей отмечается, что некоторые дети справляются с пропеванием данного звука, плохо.

Из опыта работы «Лечебное плавание как средство оздоровительной работы» Из опыта работы :Лечебное плавание, как средство проффилактики оздоровительной работы. Лечебное плавание и лечебная гимнастика как составные.

Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее» Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально.

Нетрадиционные формы работы с семьей в условиях ФГОС (из опыта работы) Тема: Нетрадиционные формы работы ДОУ с семьёй в условиях ФГОС ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному.

Организация совместной работы с родителями и детьми по трудовому и экологическому воспитанию (из опыта работы) Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения.

Разнообразные и результативные формы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (из опыта работы) Тема: Разнообразные и результативные формы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Здоровье – это базовая ценность.

Из опыта работы «Приобщение дошкольников к словесному творчеству с использованием нетрадиционных форм и методов работы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Многие используют в своей работе с детьми различные методики для развития связной речи. Основная цель –.

Сообщение из опыта работы воспитателя на тему «Организация работы воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС» В тексте стандарта (п. 1.4) прописаны основные принципы дошкольного образования. Данные принципы воспитатели нашего дошкольного учреждения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников с нарушением интеллекта средствами песочной терапии
Опубликовано: 29 января 2016 в 13:40
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД