МААМ-картинки

Из опыта работы «Азбука безопасности»

Думина Наталья Ивановна
Из опыта работы «Азбука безопасности»

«Азбука безопасности»

Ребёнок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, так не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых - привить детям культуру безопасного поведения.

Публикация «Из опыта работы „Азбука безопасности“» размещена в разделах

Безопасность поведения на улице, безопасность поведения в быту, безопасность поведения с людьми - всё это составляющие общей культуры безопасности. Но если мы будем постоянно одёргивать ребёнка или говорить ему о том, что тут ты можешь попасть под машину, там обожжешься, здесь поранишься, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное, беспомощное создание с огромным багажом комплексов.

Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому поможет профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Поэтому была создана программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования.

Определяя основное содержание программы и направление развития детей, мы в своём детском саду используем различные формы и методы, отражающие обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социально-культурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально - экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром стал учет жизненного опыта детей.

Самым эффективным и продуктивным подходом к планированию и организации занятий по ОБЖД является тематический подход. Суть его: выбирается тема недели, она называется в первый день на занятиях по «Окружающему миру», все остальные занятия в течение недели продолжают тему. Это даёт хорошие результаты, позволяет нам значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных мероприятий. В результате чего возрастает успешность развития детей, усвоения ими того объёма знаний, который предусмотрен проектом стандарта дошкольного образования.

Рассмотрим основные направления программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и как мы работаем по ней :

1. Ребёнок и другие люди. Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасно в общении с другими людьми. Начиная с младшего возраста, мы проводим беседы об опасности контактов с незнакомыми взрослыми. Большинство детей считают, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Поэтому целесообразно беседовать о несовпадении приятной внешности и добрых намерений.

Для младшего и среднего возраста используем примеры из знакомых сказок. Например, злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина; Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй; чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем и т. д. С более старшими детьми разыгрываем игровые ситуации - тренинги на темы контактов с незнакомыми людьми, проводим игры- драматизации. При этом для профилактики невротических реакций и проявлений страхов у детей используем сказочные персонажи или сказки о животных с хорошим концом.

2. Ребёнок и природа. Работая по этому направлению, мы формируем экологическую культуру личности ребёнка, которая включает в себя два взаимосвязанных процесса - экологическое воспитание и экологическое образование. Мы используем следующие формы работы : наблюдения, прогулки, экскурсии в лес, парк, занятия по ознакомлению с окружающим, игры, викторины и т. д.

В группе мы создаё м условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды: ухаживаем за кроликом, попугаем, рыбками и растениями. Высаживаем цветы на клумбе, убираем мусор на участке. Также с детьми мы проводим опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации, например, того, что содержится в воде, чтобы уберечь детей от болезней, связанных с «грязной водой».

Особое внимание мы уделяем экологически воспитывающим играм. Ведь, играя, ребёнок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром, играя, он выполняет конкретную природоохранную работу, играя, он усваивает правила поведения в окружающей среде, играя, он становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Например, в игре «Экологический светофор» дети по цвету определяют как правильно вести себя в природе:

Красный свет - природе вред!

Жёлтый - осторожно!

Свет зелёный - так красиво,

Лес сказал тебе спасибо.

Мы много проводим игр-классификаций, игр-определений, игр-путешествий.

3. Ребёнок дома. Очень часто предметы домашнего быта являются источниками потенциальной опасности для детей: спички, газовые плиты, электрические розетки, электроприборы, ножницы, иголки, лекарства, режуще-колющие инструменты и т. д. Ребенок должен усвоить, что этими предметами могут пользоваться только взрослые. Чтобы научить детей пользоваться некоторыми из этих предметов (по мере необходимости, нужны специально обучающие занятия в детском саду, а закрепление навыков пользования должно происходить в домашних условиях, в семье.

Мы в своей практике проводили неделю пожарной безопасности, которая включила в себя игровой тренинг - «Телефон службы спасения 01», игровые задания и упражнения «Горит - не горит», «Жил человек рассеянный», «Опасные соседи», «Помоги пожарному». В конце недели провели блиц - турнир «Пожарная безопасность» и изготовили коллаж (совместная работа всех детей).

В старшей группе нами было проведены открытые обучающее занятия по выработке навыков пользования ножницами, иголками и режуще-колющими предметами: «Полезные вещи – молоток и клещи» и «Ножницы, катушки – это не игрушки». Конспекты этих занятий заняли призовое место в районном конкурсе между дошкольных учреждений по ОБЖД.

4. Ребёнок на улицах города. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что- то новое, часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя».

Главная её цель – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице города. В начале этого учебного года мы провели «Неделю безопасности дорожного движения», которая состояла из нескольких проектов:

1. Целевая прогулка «Транспорт на дороге».

2. Коллективное рисование детей и родителей на тему: «Где нельзя играть».

3. Встреча - беседа детей с инспектором ГИБДД.

4. Итоговое обобщающее занятие - развлечение по ПДД «Машины и пешеходы».

Также в течение недели мы играли в дидактические игры: «Дорожные знаки», «Поставь знак». На улице проводили подвижные игры: «Светофор», «Машины и пешеходы» и др. Для родителей организовываем консультации «Основные законы безопасного движения». Провели конкурс среди родителей «Составление кроссворда по правилам дорожного движения». Планируем провести анкету для родителей «Я и мой ребёнок на улицах города».

Работа по этому направлению регулярно отслеживается - два раза в год педагоги проводят диагностику по выявлению уровня знаний детей по ПДД. Наши показатели с каждым годом возрастают и становятся более качественными:

- в средней группе уровень знаний составил 95 %

- в старшей группе – 96 %

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах, в бытовых ситуациях ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность, а затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.

В нашем учреждении, начиная со вторых младших групп, ежегодно составляется планы работы по реализации программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Учитывая возраст детей, усложняются и увеличиваются требования к объему знаний, приобретению умений и навыков по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.

Я думаю, что для формирования безопасного поведения детей в моем детском саду организована хорошая воспитательно-образовательная система, включающая все виды деятельности детей: игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную и музыкально-ритмическую.

-Безопасности формула есть :

Надо видеть, предвидеть, учесть!

Публикации по теме:

Конспект урока по ПДД в 1 классе «Азбука безопасности» Цель: • закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания учащихся о правилах дорожного движения; • формировать представления.

Азбука безопасности! Необходимо систематически заниматься с детьми вопросом по защите их от опасностей в повседневной жизни дома и на улице, при общении с незнакомыми.

Досуг по основам безопасности жизнедеятельности детей «Азбука безопасности в природе» Задачи Образовательные: Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу. Формировать у детей.

Формы организации работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности (из опыта работы) Задача нас педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными.

Консультация для родителей «Азбука безопасности»Консультация для родителей «Азбука безопасности» Первостепенная задача всех родителей – обезопасить малыша от несчастных случаев и как можно раньше научить его правильно вести себя дома,.

Настольная развивающая игра «Азбука пожарной безопасности»Настольная развивающая игра «Азбука пожарной безопасности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию настольную развивающую игру "Азбука пожарной безопасности", представляющую.

Книжки-малышки «Азбука безопасности»Книжки-малышки «Азбука безопасности» Книжки-малышки – это книжки для дошкольников, которые сами читать еще не умеют или только начинают читать, поэтому в таких книгах должно.

Проект «Азбука безопасности» Продолжительность проекта: долгосрочный октябрь 2013-май 2014г. Участники: педагоги,воспитанники,родители,инспектор по ГИБДД. Проблема:.

Программа дополнительного образования «Азбука безопасности» Руководитель кружка Воспитатель Иншакова Ю. Ю. С. Круглолесское Пояснительная записка. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная.

Занятие по безопасности жизнедеятельности (7-й год жизни, старшая группа) «Азбука безопасности» Программное содержание : выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации, учить применять знания, полученные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Из опыта работы «Азбука безопасности»
Опубликовано: 8 декабря 2016 в 16:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД