МААМ-картинки

Из опыта работы «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края»

Ирина Авдеева
Из опыта работы «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края»

Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В. А. Сухомлинский

Чувство любви к Родине зарождается у детей в первые годы жизни под влиянием патриотической атмосферы в семье, в детском саду, во всей окружающей действительности. Глубокий эмоциональный отклик вызывает общение с родной природой. Это сложное чувство вырастает из любви к родному краю.

Публикация «Из опыта работы „Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края“» размещена в разделах

Дети входят в таинственный и прекрасный мир природы, хотят подружиться с ней, познакомиться с ее особенностями: солнцем, воздухом, водой, почвой, растениями и животными. Наша задача обратить внимание ребенка на его ближайшее окружение, научить видеть интересные явления, красоты, изменчивость и неповторимость окружающего мира.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

С чего начинается Родина?

С детского сада, в котором малыш проводит первые годы своей жизни; со двора, где он играет с друзьями; с леса, по тропинкам которого бродит, держа за руку маму, воспитателя. … С родного поселка, где все - куда бы ни забросила ребенка судьба, напоминает ему о времени, когда деревья были большими.

Успешность развития детей при знакомстве с родным поселком станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Работу по ознакомлению детей с родным краем, воспитанию чувства любви и гордости за свою страну, мы начали с составления тематического плана, который включает: экскурсии, прогулки, беседы, занятия.

Тематическое планирование позволяет наиболее эффективно организовать процесс усвоения детьми знаний о своей стране, о родном крае, о родной природе.

1 Целевая прогулка по посёлку

Цель: Познакомить с улицами посёлка, с их названиями. Рассказать о достопримечательностях посёлка. Закреплять умения связно излагать свои впечатления об увиденном.

2 Экскурсия в Краеведческий музей.

Цель: Познакомить детей с историей посёлка, с жизнью, обычаями, занятиями наших предков, бытом в древние времена, какую домашнюю утварь использовали, как одевались и т. д.

3 Экскурсия к Памятнику павшим в 1941-1945.

Цель: Воспитывать уважение к войнам, вызвать восхищение их подвигами.

4 Беседа с детьми о труде людей

Цель: Выяснить представление детей о том, что делают люди названных профессий: лесник, экскурсовод, строитель, хлебороб. Воспитывать понимание общественной значимости труда.

5 Экскурсия в лес.

Цель: Конкретизировать представления о природе родного края. Научить по листьям определять вид дерева, развивать умения сравнивать, находить признаки, различия и сходства.

6 Прогулка в сосновый бор.

Цель: Закреплять знания о том, что сосна и ель - вечнозеленые хвойные растения.

7 Прогулка в смешанный лес

Цель: Уточнить знания о разновидностях леса. Воспитывать интерес к окружающей природе.

8 Занятие «Как человек относится к природе».

Цель: Показать детям как люди заботятся о природе. Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказывать ей посильную помощь.

9 Занятие «Как заботиться о птицах».

Цель: Воспитывать бережное отношение к живой природе, желание и умение оказывать ей посильную помощь. Уточнить представления детей о зимующих птицах, о том, как люди помогают им.

10 Экскурсия на реку Быструха, Томь.

Цель: Наша река широкая и глубокая. По ней плавают лодки и катера. Они перевозят людей, и грузы в разные сёла и города. Много людей купаются и загорают на берегу. В любое время красива наша река.

11 Экскурсия в спортивный комплекс.

Цель: Закрепить знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта. Воспитывать чувства гордости за спортсменов посёлка, вызвать желание заниматься спортом.

12 Беседа с солдатом, отслужившим в Российской Армии, побывавшим в Чечне.

13 Итоговая беседа.

Цель: Обобщать представления детей о родном крае, где они живут, о труде взрослых. Воспитывать любовь к Родине, уважение к труду людей.

Перед началом учебного года мы проводили беседы с детьми, в ходе которых выяснили, что дети не имеют достаточных знаний о Стране в целом и о нашем посёлке. Поставив себе цель - воспитывать у детей любовь к родному посёлку, мы, прежде всего, сами начали изучать глубоко его историю. Рассказали детям, что наша Сибирь- это богатый край, что раньше он был малолюдным. Сейчас, благодаря людям, их дружбе и взаимопомощи, в тайге, в непроходимых лесах, выросли большие и красивые посёлки, города, деревни, заводы, шахты. Объяснили детям происхождение названия посёлка - Крапивино. Что наш посёлок имеет богатое историческое прошлое. Посёлок Крапивинский-районный центр. В 2014 году отметил 90-летний день рождения. Выпущены книги. Рассмотрели их, увидели знакомых людей - было много людей. Посетили Краеведческий музей - где экскурсовод, в доступной для детей форме рассказала о природе нашего края, о животных, о реках, о быте людей, о первом ткацком станке, о станке, на котором катали валенки. О природных ресурсах, о полезных ископаемых и ещё много интересного. Дети слушали и рассматривали предметы как завороженные. Посмотрели выставку «Боевой Славы» - экскурсовод рассказала о мужестве, героизме защитников отечества- Крапивинцев, сражавшихся в ВОВ. Ходили на главную площадь, которая носит имя Героя Советского Союза- Иллариона Романовича Васильева. Также были у памятника «Павшим в 1941-1945 г.», видели вечный огонь. Дети были очень довольны. Приглашали солдата, отслужившего в Российской армии, и воевавшего в Чечне. Приглашали участника ВОВ Н. В. Дементьянова. Узницу конс. лагеря В. В. Толстову на утренник, посвященный 9 мая. Дети многое узнали о боевых подвигах во времена ВОВ. В этом нам помогли приглашенные гости, которые терпеливо отвечали на все детские «Почему?». Дети полюбили свой детский сад, улицу, родной посёлок. И хочется верить, что эти чувства любви и уважения перерастут у них в более глубокое чувство любви к Родине. Наилучшим способом накопления у детей первоначальных представлений о родном посёлке, его улицы, площади и т. д. являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы. Дети научились соблюдать правила поведения на улице. Поэтому организация и проведение экскурсий и целевых прогулок в старшей группе не вызвали затруднений. Мы уделяем большое внимание воспитанию любви к природе. А это значит, что дети своими руками могут оказать посильную помощь взрослым в труде по благоустройству участка: посадки цветника, саженцев, деревьев. Если ребёнок сам посадил растение, он всегда будет бережно относиться и к другим растениям. Мы стараемся выяснить, какое отношение к природе у наших детей. Оказалось, что одни любят ухаживать за растениями, за животными, другие относятся к этому равнодушно, неохотно, торопятся, чтобы поскорей закончить работу и идти играть. Нам важно вызвать у детей интерес к окружающий природе, научить их замечать происходящие в ней изменения. Водим ребят на прогулку в ближайший лес, сосновый бор. Мы поставили перед собой цель не только дать знания и представления о лесе и его обитателях, но и подвести их к осознанию необходимости беречь природу и стремиться осуществлять это в своей деятельности. Мы выяснили, что большинство ребят интересуется природой и, в общем, бережно относятся к ней. Обращаем внимание на красоту природы : хвойные деревья с раскидистыми лапами. Дети не только рассматривали расположение веток, но и ощупывали, например, ветки сосны, сравнивали плотность, окраску, длину иголок. Трудней было понять детям, что хвоя – это тоже листочки в виде иголочек. По белой гладкой коре с чёрными поперечными трещинками дети безошибочно находят берёзку. Детальное рассматривание и описание деревьев помогло нам подвести детей и к элементарной их группировке: хвойные и лиственные. Чтобы дети научились подмечать характерные признаки, проводили игры: «Угадай, какое дерев», «От какого дерева эта веточка». В своих рассказах на тему: «Наш лес»- ребятишки уже свободно пользуются словами «хвойный», «смешанный». Например: Катя И. – «Мы ходили в лес. Лес был смешанный, потому что там растут разные деревья: сосны, берёзы и ели». Рассказывали детям, не только о том, что растёт в лесу, но и о его обитателях. Дети различали кукование кукушки, стук дятла, узнали сороку, воробья. Могут подробно рассказать, чем и как птицы выкармливают своё потомство. Это результат систематических наблюдений за скворцами. Если раньше дети называли грибы просто грибами, то сейчас они разделяют их на съедобные и ядовитые. Также они знают, что подосиновики растут под осинами, подберёзовики - там, где берёзы, маслята, где много сосен. Расширились представления детей о том, что «человек берёт в лесу». Дети называют не только ягоды, грибы, берёзовый сок, но и говорят об использовании леса для строительства, для получения бумаги и т. д. Мы говорили о лесных лекарственных растениях, помогающих выздоровлению людей. Дети видят назначение леса и в том, что люди любуются его красотой, дышат чистым воздухом. Дети осознали деятельность людей, связанную с охраной леса: - Бережное отношение к лесу (беречь от пожаров, не засорять, не рвать, не ломать деревья и кусты) - Очистка от сухих ветвей и деревьев, борьба с вредителями. – Выращивание лесов. Сейчас видно, насколько интересней стали рассказы детей. В их памяти живут впечатления, полученные в процессе экскурсий. Дети проявляют доброе отношение к природе, испытываю эстетическое наслаждение от того, что вспоминаю красивое, интересное. Дети наши имею большие возможности наблюдать «чудное приволье». Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого, изобразительного игрового творчества. Хочется верить, что нам удалось в душах детей огонёк любви к родному краю. Надеемся, что с годами он не погаснет, а станет гореть ещё ярче, и пламенем их любви будет согрета наша большая Родина-Земля.

Публикации по теме:

Воспитание любви к родной природе через фольклор Управление образования администрации города Чебоксары Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 75.

Консультация «Знание природы родного края — это основа патриотического воспитания» Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те кто даёт жизнь новому существу. Какая притягательная сила.

Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы) В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить. патриотов.

Фотоотчет. «Формирование экологической культуры в личности дошкольников, посредством приобщения к природе родного края»Фотоотчет. «Формирование экологической культуры в личности дошкольников, посредством приобщения к природе родного края» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно быть подвергнуто «регионализму». То есть в экологическом образовании стоит больше.

Из опыта работы «Формирование представлений о растениях, о их взаимосвязи с внешней средой через наблюдения в природе» Из опыта работы «Формирование представлений о растениях, о их взаимосвязи с внешней средой через наблюдения в природе и дидактические.

Конспект НОД по обобщению представлений о природе родного края в подготовительной группе «Путешествие за радугой» Цель: Обобщение представлений детей о природе родного края Программные задачи: - развивать интерес детей к творчеству Т. М. Белозёрова,.

Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста «Воспитание любви к природе родного края» Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста "Воспитанию любви к природе родного.

Описание опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД» Обеспечение безопасности детей становится всё актуальнее. Для маленького гражданина повседневная жизнь таит множество опасностей. Чаще это.

Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, своему народу к природе родного края Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «детский сад №14 «Солнышко» Роль русских сказок в процессе.

Сообщение из опыта работы на тему «Работа с родителями по воспитанию у детей любви к природе». В. Сухомлинский учил: «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края»
Опубликовано: 12 ноября 2016 в 11:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД