МААМ-картинки

Из опыта работы «Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте»

Бычкова Лариса Николаевна
Из опыта работы «Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте»

Из опыта работы «Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте».

Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые пословицы и поговорки.

Публикация «Из опыта работы „Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа,его морально-этические, социально –эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю развития, отражают характер народа, его симпатии и антипатии. Этот аспект языкового сознания фиксируется в высказывании К. Д. Ушинского о том, «что природа страны,ее история,отражаясь в душе человека, выражается в слове. Люди исчезли, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу- родной язык, остались бессмертными».

Актуальность выбранной темы обусловлена следующими моментами:

-недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса;

-низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном обществе;

-недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание дошкольника;

-низкий уровень приобщения к народным традициям.

Мы предлагаем работу над пословицей выстроить в следующей последовательности :

1. Природа - времена года.

2. Моя семья.

4. Качества человека.

5. Труд.

6. Родина.

К изучению пословиц мы подошли постепенно: через наблюдения в природе. Когда дети научились самостоятельно видеть изменения в природе и устанавливать простейшие связи между явлениями, мы ввели в работу с детьми цикл пословиц «Природа- времена года».Данную работу начали со второй половины средней группы. Взяли пословицу «Мороз не велик, а стоять не велит», «Апрель с водой, май с травой», «Худо лето, когда солнца нету», «Осень дождлива, да сытна».

Далее мы планируем познакомить детей с пословицами по теме «Семья». Эти пословицы рационально использовать к знаменательным датам: День семьи, День матери, 8 Марта, 23 февраля, Новый год, Рождество и т. д. К темам по социализации: «Мы - дети», «Моя семья», «Детский сад», «Праздник-это весело», «Мамин праздник».

Без матери родной и цветы не растут.

Без старых не проживешь.

Вся семья вместе - так и душа на месте.

Нет лучшего друга, чем родная матушка.

Хороший сын отцу радость, а плохой печаль.

В родной семье и каша слаще.

Материнская ласка конца не знает.

Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Это пословицы из цикла «Качества человека».

*Кто вчера солгал - тому и завтра не поверят.

*Ссора до добра не доведет.

*Кто ленится - тот не ценится.

*Не сиди сложа руки, так не будет скуки.

*Человек без друзей, что солнце без лучей.

*Умей взять - умей и отдать.

Изучая пословицы о труде, можно показать значение труда в жизни людей. Эта группа пословиц помогает лучше раскрыть тему «Профессии», сделать ярче трудовые поручения, наблюдения за трудом взрослых.

*Труд человека кормит, а лень портит.

*Без дела жить - только небо коптить.

*Работай смелее - будешь жить веселее.

В ходе беседы с детьми по патриотическому воспитанию нужно обязательно использовать пословицы и поговорки :

*Где смелость, там и победа.

*Если армия сильна, непобедима и страна.

*В бою нужна не только винтовка, но и смекалка и сноровка.

*Где храбрость и отвага- до победы два шага.

Изучая пословицы о Родине, у детей зарождается чувство гордости за свой народ.

*Человек без Родины, что человек без песни.

*Родина- мать, умей за нее постоять.

*Жить- Родине служить.

*Один за всех и все за одного.

Существуют и другие тематические группы пословиц и поговорок, но мы взяли те, которые доступны восприятию и пониманию дошкольника.

Над каждой пословицей мы работаем поэтапно.

1. Ситуативное употребление пословиц воспитателем в повседневном общении и деятельности. Например. На прогулке в наблюдениях. Когда пасмурная погода летом, в ходе беседы воспитатель употребляет пословицу : «Худо лето, когда солнца нету».

2. Анализ лексического значения пословицы, работа над сложными устаревшими словами. Целевое освоение детьми пословиц в процессе образовательных мероприятий по инициативе воспитателя (заучивание). Лексическое значение слова «худо»-плохо. Беседа с детьми «Почему летом плохо без солнца?».

3. Побуждение к употреблению детьми пословиц в процессе образовательных мероприятий по инициативе воспитателя. Например. После изучения данной пословицы, воспитатель выбирает момент, когда можно применить ее. В ходе наблюдения просит вспомнить пословицу о таком состоянии погоды: «Как наши предки в старину говорили о пасмурном лете?»

На сегодняшний день мы остановились на данном этапе.

При знакомстве с пословицами социальной направленности добавляются следующие этапы. К этой работе мы планируем приступить со 2-ой половины старшей группы.

4. Побуждение детей к употреблению пословиц в контексте обыденной жизни. Например. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Очень часто мы слышим эту пословицу, когда дети стремятся ободрить товарища, у которого что-то не получается.

5. Нравственный анализ житейских ситуаций с применением пословиц. Например. Поспешишь- людей насмешишь. Дети применяют данную пословицу после растирания, когда все торопятся быстрее одеться и поменять варежки. В результате спешки многие дети одеваются неаккуратно, неправильно.

6. Результатом всей этой работы будет самоинициативное употребление пословиц детьми.

К этой сложной работе мы приобщаем и родителей. Предлагаем для заучивания и бесед подборки пословиц по темам. (Картотека прилагается.)

Картотека методов и приемов работы над пословицей. (Картотека прилагается.)

Правильное понимание содержания пословиц и поговорок научит ребенка широко использовать их в повседневной жизни. Ведь мы все, взрослые, хотим, чтобы наши дети выросли умными, честными, трудолюбивыми. Через пословицы и поговорки решаются задачи огромной важности-учат светлому и жизнерадостному восприятию мира, дают уроки нравственности и доброты, приобщают к богатству и красоте родного языка, народным традициям, величайшей культуре прошлого. Именно поэтому они сегодня так актуальны и могут с успехом быть использованы воспитателями в работе с детьми.

Публикации по теме:

Использование дидактическо-экологических игр в старшем дошкольном возрасте муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области» «Использование дидактическо.

Развитие творческого воображения в театральной деятельности детей в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы)Развитие творческого воображения в театральной деятельности детей в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы) Развитие творческого воображения в театральной деятельности детей младшего дошкольного возраста Слово «творчество» означает создание чего-то.

Консультация из опыта работы «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте»Консультация из опыта работы «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №49» Конкурсная работа Из опыта.

Анализ познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте В старшем дошкольном возрасте мы используем познавательно-исследовательскую деятельность с целью развития детей. Так как дети нашей группы.

Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте Формирование продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте. Диалог - форма непосредственного речевого взаимодействия между людьми.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация для педагогов «Оригами в старшем дошкольном возрасте» Консультация для педагогов: «Оригами в старшем дошкольном возрасте». Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии.

Проект «Лето» в старшем дошкольном возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49» г. Сыктывкара Проект «Лето» в старшей группе.

Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте .

Сюжетно — ролевая игра в старшем дошкольном возрастеСюжетно — ролевая игра в старшем дошкольном возрасте Сюжетно- ролевая игра в старшем дошкольном возрасте В чем же заключается принцип обучения в дошкольный период? Игра- залог успеха. Вспомним.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 27 января 2018 в 23:20
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД