Папки-передвижки

Из опыта работы. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Людмила Митрохина
Из опыта работы. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Из опыта работы. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством формирования элементарных математических представлений.

Воспитатель: Митрохина Людмила Владимировна

г. Ачинск, Красноярского края

Публикация «Из опыта работы, Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одной из актуальных проблем современности является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учётом сензитивных периодов развития. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке, уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.

Необходимым условием для развития познавательной активности детей является организация особой предметно-развивающей среды. В группе я создала центр «Занимательная математика». В него вошли развивающие игры, которые помогали развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами, решению конкретных задач индивидуальной работы с детьми, совершенствованию математических представлений. В центре был помещён разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, головоломки (на палочках); логические задачи; лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны, занимательны и доступны детям. Освоение было возможно на разном уровне. Усвоив правила и игровые действия в заданном в игре виде дети переходили к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества. Возможности для творчества скрыты в играх «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо и др. Дети могли придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и 2-3 наборов к игре. Для того, чтобы дети охотно принимали участие в коллективных играх я использовала счётные палочки, магнитную доску с наборами фигур, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.

Всю работу в центре «Занимательная математика» организовывала с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагала ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекала в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовывала их и помогала освоить игру.

Созданные условия для игр поддерживали и развивали интерес к процессу познания математики, поощряли самостоятельные поиски решений задач, стимулировали творческую инициативу.

Разработала и реализовала в работу перспективный план «Умняша», серию занятий «Путешествие в страну Математики». Система работы по данному направлению способствовала созданию педагогических условий для развития любознательности у детей дошкольного возраста как основы познавательной деятельности.

Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях. Игровой материал я включала в ход самого занятия или использовала в конце его, когда наблюдалось снижение умственной активности детей. При закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании применяла головоломки. Загадки, задачи-шутки были уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирования временных представлений и др. В качестве «умственной гимнастики» я использовала несложные занимательные задачи. Назначение их в данном случае состояло в создании у ребят положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности на занятии, активности.

С целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях в ходе занятия я применяла занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогали различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строились на словах и действиях играющих. Дети описывали предметы, выделяя их характерные признаки; находили признаки сходства и различия, отгадывали по описанию, группировали предметы по различным признакам и свойствам. Они учились правильной форме высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко.

В своей работе уделяла внимание развитию у детей умений самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать их, обобщать. С этой целью использовались 5-10 объектов. Дети выделяли разнообразные свойства объектов, проявляя при этом самостоятельность в оценке, отнесении объектов к определённому классу. Наиболее успешна подобная деятельность в игровых упражнениях на поиск лишнего, недостающего, объекта в играх с обручами: «Два обруча», «Три обруча».

В процессе игровой и свободной деятельности, на интегрированных, тематических, играх-занятиях, которые включают познавательные задачи, проблемные ситуации, загадки, игровые упражнения, развивающие у детей умение понимать и пользоваться условными обозначениями, знаками, дети усваивали временные и пространственные ориентировки.

В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.

Учитывая специфику возраста, применяла методы и приёмы, которые лучшим образом обеспечивали осмысление воспринимаемого материала. Это наглядные методы (демонстрация, словесные (объяснение) и практические методы (упражнение, игра). Формулировала вопросы таким образом, чтобы они требовали от детей некоторых умственных усилий, направленных на выяснение причин, связей, уяснение простейших закономерностей: «Как ты узнал?», «Почему ты так думаешь?», «Кто думает иначе?», «Согласны ли вы с Полиной?», «Кто ответил правильно, Максим или Дима?» и др.

Чтобы поддерживать интерес к элементарной математике мной использовалась работа в мини-группах или коллективно. Дети учились помогать друг другу, преодолевать определённые трудности, радоваться общему результату.

С помощью разнообразных дидактических средств (современные учебно-игровые пособия) и личностно-ориентированной модели воспитания, основанной на чутком и бережном отношении к ребёнку, мне удалось обеспечить постепенное продвижение вперёд каждого воспитанника. Я формировала у детей интерес к интеллектуальной деятельности, создавая проблемные ситуации, используя модели и схемы с закодированной информацией, развивала мотивацию, стремление детей к действию, давала им возможность попасть в ситуацию, требующую анализа, сравнения, обобщения, что способствовало познавательной активности детей.

В своей деятельности применяла разные приёмы рефлексии, которые были направлены на то, чтобы дети овладели умениями оценивать и анализировать свои действия, выражать своё отношение к происходящему:

- рефлексивные техники («Погодное настроение», «Поляна настроения» и др.);

- фишки. условные знаки;

- вопросы («Что было наиболее трудным?» и др.)

Взаимодействие с детьми я строила на основе личностно-ориентированного подхода. Использовала в своей практике различные приё мы мотивации: сюрпризный момент, соревнования, проблемная ситуация, общение с игровым персонажем. Всегда обеспечивала для каждого ребёнка ситуацию успешности. У малоактивных детей воспитывала чувство уверенности в себе и своих возможностях.

Осуществляла свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями: знакомила с занимательными и развивающими играми, проводила консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, привлекала родителей к пополнению центра «Занимательная математика», в проведение математических развлечений. Именно они оказывали мне помощь при решении возникающих проблем.

Публикации по теме:

Презентация Использование перфокарт в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП Презентация «Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных.

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 октября 2013 в 11:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД