МААМ-картинки

Развитие фонематического восприятия в игре у детей с ОНР

Наталья Горбенко
Развитие фонематического восприятия в игре у детей с ОНР

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 5 г. Курганинска

муниципального образования Курганинский район

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В ИГРЕ У ДЕТЕЙ С ОНР»

Учитель – логопед

Горбенко Н. Н.

2022 – 2023 уч. год

Публикация «Развитие фонематического восприятия в игре у детей с ОНР» размещена в разделах

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д. Умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте. То есть нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи, провоцирует появление трудностей в школьном обучении.

Применение системы дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет мне, во-первых, проводить коррекцию речи весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра - это часть педагогического процесса, знает только взрослый, ребенок же не подозревает об этом, он играет. Во-вторых, мне игра помогает наряду с развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует активную речь. В результате чего у детей появляется интерес к логопедическим занятиям, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактические задания разноуровневого характера с учетом речевого недоразвития.

Функциональное назначение данной системы работы состоит в том, чтобы не только решать основные коррекционные задачи, но и помочь в становлении личностных новообразований (активности, самостоятельности, мотивационном интересе, выявлять и реализовать потенциальные возможности детей, приобщать их с интересом относится к учебной деятельности. Не секрет, что знания, полученные в игровой деятельности, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Игровая ситуация, возникающая в ходе выполнения дидактического задания, позволяет ребенку самостоятельно оценить свои умения, увидеть достижения или ошибки. Причем ошибки в подобной ситуации «не ранят» самолюбие ребенка. Игра даёт шанс вернуться к ней не однократно, добиваясь получения победного результата.

В связи с этим я считаю, что формирование фонематических процессов у детей с ОНР будет проходить быстрее, если в коррекционной педагогической работе использовать систему дидактических игр и упражнений, где одной из важнейших задач будет мотивация ребенка на преодоление имеющихся трудностей в развитии речи.

Ведущая идея опыта состоит в формировании фонематических процессов в игровой форме по принципу от «простого к сложному» с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с тяжелым нарушением речи.

Коррекционную работу по формированию фонематических процессов провожу через:

• занятия с включением дидактических игр, упражнений;

• игровые ситуации в свободной деятельности детей;

• использование карточек с игровыми заданиями на занятиях.

Формы - непосредственно – образовательная деятельность в форме индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием дидактических игр и упражнений.

Средства – дидактические игры, наглядные пособия, модели, опорные схемы, карточки, познавательная литература и др.

Вначале коррекционной работы я провожу диагностику уровня сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у детей, то есть первичное обследование.

Анализ полученных данных позволил мне сделать вывод, что уровень сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у детей группы компенсирующей направленности 5-6 лет, значительно отстает от возрастной нормы: у детей наблюдались все виды нарушения звукопроизношения. Отмечались стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры слова. Наряду с этим фиксировалась недостаточная дифференциация звуков на слух, что проявляется в смешении сходных по звучанию фонем, при узнавании заданного звука в ряду различных звукокомплексов, а также в невозможности ребенка самостоятельно выделить первый или последний звук в слове.

Я подобрала дидактические игры, упражнения, опорные схемы, карточки для работы по развитию фонематических процессов у детей с ОНР и стала поэтапно и систематически проводить их с детьми.

Осуществляла практическую работу с детьми по формированию звукопроизношения и фонематического слуха, а также работу с родителями и педагогами.

Прежде всего, я сочла нужным пополнить предметно – развивающую среду в логопедическом кабинете дидактическими играми, наглядно-иллюстративными пособиями, опорными карточками и схемами для занятий, игр.

Далее, запланировала коррекционную работу по формированию фонематических процессов, условно разделив её на шесть этапов:

1 этап – Развитие распознавания неречевых звуков.

2 этап – Различение высоты, силы, тембра, интонационных характеристик на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз.

3 этап – Различение слов близких по звуковому составу.

4 этап – Дифференциация слогов.

5 этап – Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.

6 этап – Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Остановлюсь подробнее на том, как я осуществляю развитие фонематического восприятия у детей на каждом из этапов работы.

1 этап. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваю способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти. Провожу упражнения на различение звуков, окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов, звуков природы по схеме:

- Что звучит? Где звучит? Как звучит (громко — тихо, долго — кратко, высоко — низко, непрерывно – с паузой). Далее предлагаю задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. (сколько); воспроизведение неречевых звуков - хлопков, ударов, сигналов, звонков с разной силой, темпом, ритмом.

Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.

Коррекционную работу провожу по направлениям:

восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий;

• дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы.);

• дифференциация по темпу (быстро – медленно);

• дифференциация по ритму (ритмические рисунки);

• дифференциация по силе звучания (громко – тихо).

Игровые ситуации по различению на слух темпа, громкости, силы, высоты, ритма звучания провожу не только на первом этапе, но и на протяжении всего коррекционного процесса.

2 этап. Упражняю детей в умении различать звуки по мелодико – интонационным характеристикам на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз. Работу веду по направлениям:

• дифференциация по тембру;

• дифференциация по силе голоса;

• дифференциация по интонации;

• дифференциация по высоте.

В игровой форме дети учатся различать на слух разные виды интонации, просьбу или приказ, вопрос или повествование. Определяя на слух виды интонации, дети лучше и точнее начинают воспринимать содержание художественного произведения, что помогает им в дальнейшем успешно менять тон, силу, тембр голоса при пересказе, драматизации. Дети, слыша интонационно выразительную речь, сами стремятся подражать голосам героев.

3 этап. Различение близких по звуковому составу слов.

На этом этапе дети овладевают умением различать слова, близкие по звуковому составу. В процессе логопедической работы использую словесные игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком. Дети упражняются в умении:

• определять на слух правильный вариант слова (правильное название предмета);

• повторять похожие слова в названном порядке (по 2 слова, по 3 слова);

• выделять на слух слова, которое по звуковому составу не похоже на остальные;

• определять на какое из названных трех слов больше похоже четвертое слово.

4 этап. Дифференциация слогов.

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко использую прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях использую слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Придерживаюсь следующей последовательности в подаче речевого материала:

воспроизведение и дифференциация слогов с одним согласным, но разными гласными звуками;

воспроизведение и дифференциация слогов с общим гласным, но разными согласными звуками;

воспроизведение и дифференциация слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости /глухости, мягкости/твердости;

воспроизведение и дифференциация слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков;

воспроизведение и дифференциация слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными;

воспроизведение и дифференциация слогов со сменной позиций согласных звуков в их стечении.

5 этап. Дифференциация звуков.

Работу по дифференциации звуков начинаю с уточнения произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагала гласные, а затем согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким, звуки в звукоряде, в слогах, словах. Содержание упражнений предусматривает, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти. На данном этапе ввожу графические обозначения звуков. Символы гласных звуков схематично изображают артикуляцию данного звука. Символ, в отличие от буквы предельно конкретен, содержит черты изобразительного знака. Переход от знака к его звуковому значению облегчен тем, что “читающий” имеет возможность “увидеть” звук и дублировать его в произнесении. Символы гласных звуков изображаются красным цветом, что подготавливает ребенка к восприятию традиционного условного обозначения гласных звуков (красный квадрат или кружок) в графической звуковой схеме слова.

Работу по дифференциации согласных провожу аналогично, но с учетом артикуляционных и акустических особенностей данных звуков. Дифференцируем согласные звуки:

• артикуляторно близкие, но акустически далекие;

• артикуляторно и акустически близкими;

• по твердости/мягкости и по глухости/звонкости;

• в звуковом потоке;

• в потоке слогов.

Использую разнообразные словесные игры, дидактические упражнения, задания на карточках.

6 этап. Развитие элементарного звукового анализа и синтеза.

Фонематический анализ предполагает, как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарным считается выделение (узнавание) звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места в нем. Самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работу провожу в следующей последовательности:

• Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове;

• Вычленение звука в начале и в конце слова, а также его место (начало, середина, конец слова);

• Звуковой анализ слогов, слов. Последовательно анализируем:

• односложные слова;

• двухсложные слова с двумя открытыми слогами;

• двухсложные слова с одним закрытым слогом;

• односложные слова со стечением согласных;

• трехсложные слова с открытыми слогами

Учитывая заявленную последовательность в работе, я использую дидактические игры и упражнения, которые направлены как на развитие фонематических процессов, так и на формирование правильного звукопроизношения.

Одни дидактические игры использую для закрепления образа звука. Это игры на формирование шипящих, свистящих, сонорных звуков: «Насос», «Сова», «Пчелы», «Жуки», «Колечко», «Чижик», «Кто внимательней?», «Что пропало?», «Соблюдай порядок», «Найди свою картинку».

Другие дидактические игры использую для воспитания умения слышать, узнавать звук в слове. В играх «Катины подарки», «Определи первый звук» детей упражняю в умении слышать, различать и определять первый звук в одном слове, затем первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»). Далее определяем позицию звука в слове (игра «Звуковая птичка») и упражняю детей в умении подбирать слова с определенным звуком (игра «Кто в домике живёт?»).

Игры из серии «Про Незнайку» совершенствуют умение самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого («Какой звук пропал в слове?»); находить лишний звук («Какой звук в слове лишний?»); правильно заменять один звук другим («Найди ошибку»).

Знания детей о звуковом составе слов, полученные на предыдущих этапах, объединились с умением членить слова на слоги. В схеме слова теперь обозначаем не только звуки, но и слоги. Дети узнают, что в каждом слоге обязательно есть гласный звук; делят на слоги слова различной слоговой структуры. Коррекцию веду с помощью таких игр, как «Хлопушки», «Отстукивание слогов», «Живые слоги», «Домики».

В подготовительной к школе группе коррекционная работа по формированию фонематических процессов продолжится и будет осуществляться поэтапно.

Таким образом, работа по развитию фонематических процессов должна проводиться поэтапно и систематически: начиная с выделения и различения неречевых звуков и до тонкой дифференциации звуков близких по акустико-артикуляторным свойствам через систему дидактических игр и упражнений. Параллельно проводится работа по развитию у детей слухового внимания и памяти.

В работе с родителями я использую следующие формы взаимодействия: консультирование, беседы, практикумы.

Консультации дают возможность установить контакт, дать необходимые советы и рекомендации родителям по формированию фонематического восприятия, правильного звукопроизношения через игры и игровые упражнения.

В ходе выступлений на родительских собраниях знакомлю родителей с динамикой развития детей, успехами и трудностями в коррекционной работе с детьми.

Практикумы для родителей помогают научить родителей несложным артикуляционным упражнениям, которые следует проводить с ребенком дома в игровой форме, знакомят с видами работ по развитию фонематического слуха : «Играем-звуки получаем», «От звука к букве».

В работе с педагогами приобщаю и обучаю воспитателей использовать в работе с детьми игры, упражнения, карточки-символы, как средство для развития фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения в индивидуальной работе с детьми по заданию логопеда, в свободной деятельности.

Воспитателям предлагаю устные и письменные консультации. Они повышают уровень знаний воспитателей в работе с детьми с речевой патологией, дают практические советы по развитию фонематического слуха, и навыков звукового анализа, по формированию фонетической стороны речи.

Таким образом, использование дидактических игр, упражнений и игровых заданий на карточках в формировании фонематических процессов позволяет мне эффективнее проводить коррекцию недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, создать условия для формирования учебно – игровой мотивации и способствовать налаживанию эмоционально – положительного партнерства между всеми участниками образовательного процесса.

Используемая литература:

1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Кн. для логопеда. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2017. – 320с.

2. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М. : ТЦ Сфера,2007. – 192 с.

3. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. Спб. :Питер, 1999.

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Информационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группыИнформационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группы Название проекта: «Звуковой ручеёк». Тема проекта: развитие фонематического восприятия у детей средней группы. Тип проекта: информационно-игровой,.

Картотека игр на развитие восприятия для детей дошкольного возраста Восприятие - это целостное отражение внешнего материального предмета. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦПРазвитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического восприятия в игре у детей с ОНР
Опубликовано: 31 января 2023 в 19:32
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД