Папки-передвижки

Опыт работы «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» (34 фото)

Свистункова Елена
Опыт работы «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 38 комбинированного вида

г. Кузнецк

Из опыта работы

«Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Воспитатель

Свистункова Е. П.

Публикация «Опыт работы „Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В Федеральных государственно – образовательных стандартах самая первая область – это «Социально – коммуникативное развитие». Наверное, это не случайно. Потому что, актуальность проблемы продиктована социальным заказом государства, направленного на развитие социально – активной и ответственной личности ребёнка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира, что отражено в Законе «об образовании РФ», в концепции дошкольного воспитания и других нормативных документах страны, где указано, что трудолюбие необходимо рассматривать как одно из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем её успешность и удовлетворённость жизнедеятельностью.

ФГОС.

Содержание образовательной программы предполагает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Человек, воспитанный искусством и трудом способен жить в гармонии с окружающим миром, познать и совершенствовать этот мир.

Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем. Разумно организованный труд, укрепляет физические силы, здоровье ребёнка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш ориентируется в пространстве.

В процессе труда дети получают полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. В труде воспитывается устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнить работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначально коллективные навыки, умения сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

Виды труда.

Основные виды труда в детском саду – самообслуживание, общественно – полезный труд (или хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, уважение к труду взрослых (или ознакомление с трудом взрослых).

Формы труда.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трёх основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективно – трудовой деятельности.

Все мы используем такие методы и приёмы: беседы, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание иллюстраций, наблюдения, дидактические игры, игровые упражнения, конкурсы и викторины, показ диафильмов, встречи с людьми разных профессий, проблемно – игровые ситуации, рассматривание фотоальбомов, иллюстраций; экспериментирование, мультимедийные просмотры, акции совместно с родителями, моделирование ситуаций.

В нашем детском саду данному направлению в работе с дошкольниками уделяют много внимания. Дети моей группы проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое дело берутся с охотой. Большое место в трудовом воспитании дошкольников отвожу их самостоятельному труду. Режим жизни детей в группе организован таким образом, чтобы на каждом этапе были предусмотрены трудовые дела.

Самообслуживание.

- самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться

- складывать в шкаф одежду

- ставить на место обувь

- сушить при необходимости мокрые вещи

- мыть, протирать, чистить обувь

- аккуратно убирать постель после сна

- готовить материал к образовательной деятельности

- убирать рабочее место

Если говорить о труде по самообслуживанию, то он позволяет закрепить у детей старшего дошкольного возраста интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим. Поэтому я продолжаю работу по закреплению у детей привычек проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказывать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь. Особое внимание обращаю на то, чтобы дети осознанно пользовались навыками, понимая, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям: плохо застегнул пальто – можешь простудиться, не почистил ботинки – они будут иметь неряшливый вид, плохо вымыл руки – запачкаешь полотенце.

В процессе труда по самообслуживанию у детей продолжаю формировать гуманные чувства и положительные взаимоотношения; воспитываю доброту, чуткость, отзывчивость, умение приходить на помощь друг другу. Постоянно обращаю внимание детей на все случаи проявления внимания и заботы по отношению друг к другу. Провожу беседы «Как мы наводим порядок в шкафу», «каждой вещи своё место», при которых совершенствую умение поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды. В процессе игры – тренинга «Шнуровка», «Башмачок» - дети приучаются держать в порядке свою обувь, не стаптывать задник, учатся шнуровать ботинки. В старшем возрасте дети стремятся делать всё самостоятельно, поэтому очень важно привить у детей интерес, инициативность и деловитость.

«Общественно – полезный труд»

В помещении:

- приводить в порядок игровые уголки, убирать на место строительный материал, настольные игры, оборудование для прикладного творчества и др. видов

- приводить в порядок кукол (мыть, причёсывать, при необходимости менять одежду, подбирать другую)

- стирать и гладить кукольное постельное бельё, одежду

- отбирать игрушки, коробки, книги, атрибуты, подлежащие ремонту

- ремонтировать коробки, подклеивать книги для своей группы и малышей

- наведение порядка в шкафу с материалами для образовательной деятельности

На участке:

- подметание участка

- вынос мусора и листьев

- уборка на веранде

- мытьё игрушек

- ремонт атрибутов, поливка участка

- уборка участка от снега, сгребание снега в кучи для слепливания

- скалывание подтающего льда

- освобождение засыпанных снегом построек

Общественно – полезный труд детей в старшем дошкольном возрасте становится более содержательным и носит коллективный характер.

Я поставила перед собой задачу научить детей внимательно выслушивать задание, продумывать план работы, готовить всё необходимое для выполнения, не отвлекаться, делать всё добросовестно, правильно, аккратно, не мешать другим трудиться, помогать товарищам, не бросать работу, не закончив её; не стесняться просить о помощи.

В первое время помогала детям распределять обязанности в совместном труде, разъясняла им правила, на которых строятся отношения в коллективе: прежде чем начать работу, договорись с товарищами: если у кого – то, что – то не получается - помочь; если тебе трудно выполнить работу, попроси помощи: не мешай товарищам трудиться.

Когда дети научились трудиться вместе, слаженно, дружно, поручаю им организовывать работу самостоятельно.

Чаще организовываю совместный труд, когда дети выполняют задание, требующее обобщение результатов всех участников. Для общей деятельности объединяю от 3 до 6 ребят. Подводя итог работы, обязательно даю оценку труда каждого ребёнка.

Также даю поручения – научить выполнять ту или иную работу тех ребят, которые долго не посещали дошкольное учреждение. Стараюсь поочерёдно назначать детей ответственными за общие дела.

Объединяю в труде детей, разных по характеру: робких и неуверенных в себе – с общительными; трудолюбивых, старательных, требовательных – с ребятами, не проявляющих особого рвения и интереса к труду. К каждому ребёнку подхожу индивидуально.

Для ребят привычен еженедельный коллективный труд по уборке групповой комнаты. Заранее обсуждаю с ребятами, кто каким видом труда и в какой последовательности будут заниматься, как лучше распределить обязанности между подгруппами.

Включаясь в труд, показываю ребятам рациональное и экономические примеры работы, обучаю осуществлять самоконтроль, объясняю, что хорошего общего результата можно добиться, если каждый будет выполнять свою работу добросовестно, укладываясь в один и тот же промежуток времени.

Представляю возможность проявить своё творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. С этой целью использую такие словесные приёмы, как «Сделай сам, как у меня», «Сделай сам без меня», «Сделай сам по – другому», «подумай и сделай, как хочешь», «попробуй сравнить и расскажи, что тебе удалось лучше». Использую метод поощрения: «Сегодня ты хорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу доверить тебе ещё более трудное дело».

Похвала стимулирует ребёнка к выполнению следующего задания с большим старанием.

У некоторых детей данного возраста пропадает интерес к бытовому труду. Они считают его скучным, неинтересным. Чтобы этого не происходило, я использую пример тех детей, которые выполняют работу с любовью и вносят элемент творчества. «Посмотрите, дети, как сегодня необычно по – новому Настя расставила игрушки на полках. А вот Максим придумал более удобный способ хранения тазов и вёдер в хозяйственном шкафу».

В работе с детьми 5 – 7 лет использую такую форму организации труда, как поручения, рассчитанные на длительный срок (1 -2 недели). 2-3 ребятам поручаю следить за порядком в уголке книги.

Дежурства детей носят более самостоятельный характер, так как в предшествующих группах, они уже приобрели определённые умения.

В группе есть «Уголок дежурства», где дети размещают свои фотографии по направлению дежурств.

Дежурные по столовой накрывают на стол, убирают грязную посуду, красиво раскладывают салфетки и салфетницы, помогают помощнику воспитателя принести хлеб, салат, фрукты.

Дежурным по образовательной деятельности предлагаю разложить пособия, подготовить краски, проверить в порядке ли цветные карандаши, разобрать раздаточный материал для счёта, готовят оборудование и инвентарь для физических упражнений.

Дежурные по уголку природы ухаживают за растениями, а в конце дня рассказывают, что нового и интересного заметили. Такие отчёты перед коллективом сверстников повышают ответственность дежурных за выполнение своих обязанностей.

Интерес детей к дежурству поддерживаю за счёт расширения содержания труда дежурных.

Помогаю им понять, что всякий труд требует определённого напряжения, способствует формированию привычки к трудовому усилию. Дети моей группы способны самостоятельно устранить поломки: приклеить страничку книжки, починить машину, подклеить коробку.

Способствую активному формированию различных ручных умений и навыков, необходимых ребёнку в повседневной жизни. Я лишь поручаю детям отобрать подлежащие ремонту предметы, организовать место для работы. В процессе деятельности побуждаю ребят к самостоятельности в проявлении терпения, аккуратности.

Большое значение в воспитании старших детей имеет труд по оказанию помощи малышам. Предлагаю детям помочь в тонировании бумаги для рисунков, изготовлении счётного материала. Дети моей группы любят, когда к ним обращаются как к взрослым: у них повышается интерес к работе, ответственность за порученное дело, за свой труд.

Труд в природе.

В помещении:

- наведение порядка в природном шкафу

- подготовка корма птицам

- уход за растениями

На участке:

- перекапывание земли под посадки на огороде, в цветнике

- полив саженцев

- посев семян

- уборка сухой ботвы с грядок, полив посевов

- сбор урожая, сбор семян

- укрывание кустов – многолетников листвой

- возить снег на грядки, газоны

- подгребать снег под деревья и кусты

- подкармливать зимующих птиц, устраивать площадки и кормушки для них.

В процессе наблюдений за растениями ребёнок узнаёт, что их рост и развитие зависит не только от наличия объективных условий: солнечного света, тепла, влаги, почвы, но и от ухода: овладевает определёнными навыками и умениями.

Осенью провожу наблюдения за тем, как взрослые ухаживают за деревьями и кустарниками: очищают стволы от отмершей коры, белят деревья известью, окучивают молодые плодовые деревья. Осень – благоприятное время для того, чтобы познакомить детей с трудом взрослых по подготовке к зимнему периоду.

Организовываю наблюдения за заготовкой овощей и фруктов: сушка фруктов, квашение капусты. В ходе наблюдения привлекаю детей к оказанию посильной помощи взрослым.

Зимой показываю и рассказываю детям, как люди организовывают подкормку птиц. Традиционными стали акции с привлечением родителей: «Птичья столовая», «Кормушки для птиц».

Большой интерес у ребят вызывает наблюдение за весенней обрезкой деревьев и кустарников. Объясняю, что такая обрезка не вредит деревьям, а способствует их лучшему росту, формированию кроны.

С весны детей привлекаю к труду на огороде: к вторичной перекопке земли на огороде и в цветнике непосредственно перед посевом и посадкой, рыхлению земли маленькими грабельками, разметки грядок. Заранее подготавливаем с детьми оборудование, необходимое для работы, семена.

Летом знакомлю детей с такими видами ухода за растениями, как полив, рыхление, прополка культурных растений от сорняков.

С начала учебного года дети выполняют поручения по уходу за растениями уголка природы. Предварительно провожу беседу о комнатных растениях, о проблемах ухода за ними. Дежурные распределяют обязанности, кто – то поливает растения, кто – то опрыскивает их. Оказываю постоянное доброжелательное внимание к работе дежурных.

В процессе дежурств в уголке природы дети замечают, какие изменения происходят с растениями от сезона к сезону. Ежедневно рассматриваем комнатные растения, чтобы не допустить вредителей и болезни.

Проблемные ситуации для мотивации деятельности

Художественное слово

Напоминание правил безопасности

Рассматривание схем последовательности работы

Показ с объяснениями

В своей группе создала «Зону прикладного творчества», где расположен материал для творчества.

Для того чтобы усилить интерес к прикладному творчеству, мы организовали дополнительную общеобразовательную деятельность «Рукоделие», где формируются умения и навыки в работе с иголкой и тканью.

Уважение к труду взрослых.

- расширить представления о труде взрослых, о значении их труда для общества

- воспитывать уважение к людям труда

- продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города;

- расширять интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Познакомив детей с трудом взрослых, создаю обобщённое представление о том, что каждый трудится для всех, потому что, его труд важен. Воспитываю интерес к различным видам труда, стремление подражать взрослым, по возможности приобщаю к труду родителей.

С детьми старшего дошкольного возраста применяю методы опосредованного ознакомления с трудом взрослых; чтение художественной литературы, просмотр презентаций, рассказы с использованием картин о труде взрослых. Для закрепления знаний использую дидактические игры; «Угадай профессию», «Кто огромный труд вложил, чтобы ты костюм носил», «Кем я буду».

Знакомство дошкольников с многообразием профессий в обществе не только расширяет общую осведомлённость об окружающем мире и кругозоре детей, но и формирует у детей определённый элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

Для более успешного решения задач трудового воспитания огромное внимание уделяю работе с родителями.

Совместная выставка поделок детей и родителей по сезонам:

«Что нам осень принесла»

«Мастерская Деда Мороза»

«Мамины умелые руки»

Мастер – класс «Я и папа - мастера»

Совместное с родителями сооружение снежных построек

Благоустройство территории детского сада

Ежемесячные «Встречи с интересными людьми»

Рекомендации родителям «Воспитание трудолюбия в семье».

В процессе деятельности у детей совершенствуются навыки самоорганизации, культуры труда и умения целенаправленно осуществлять работу. У детей сформировались умения проявлять настойчивость, аккуратность, умение сосредоточенно работать и доводить начатое дело до конца.

У детей есть представления об общественной направленности и пользе труда людей. У детей наблюдается повышенный интерес к труду окружающих. В процессе коллективной трудовой деятельности дети согласовывают свои действия, желания, интересы с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы общения.

Мои воспитанники знают много пословиц о труде.

- Меньше слов, а больше дела.

- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

- Маленький труд лучше большого безделья.

- Где труд, там и радость.

- Землю красит солнце, а человека труд».

Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Опыт работы «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Фото «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы - фото
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида г Опыт работы практика опыта работы Трудовое Воспитание детей Материалы для педагогов воспитание детей старшего дошкольного возраста Воспитатель Свистункова Е Публикация Опыт работы Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста размещена в разделах Воспитание детей Материалы для педагогов Опыт работы практика Старшая группа Трудовое воспитание Трудовая деятельность детей Темочки В Федеральных государственно образовательных стандартах самая первая область это Социально коммуникативное развитие Наверное это не случайно Трудовое воспитание Трудовая деятельность детей трудолюбие необходимо рассматривать как одно из базовых нравственных качеств личности определяющих в будущем её успешность и удовлетворённость жизнедеятельностью Содержание образовательной программы предполагает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества формирование основ безопасного поведения в быту социуме и природе Человек воспитанный искусством и трудом способен жить в гармонии с окружающим миром познать и совершенствовать этот мир Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем Разумно организованный труд укрепляет физические силы здоровье ребёнка Движения становятся увереннее и точнее Действуя малыш ориентируется в пространстве В процессе труда дети получают полезные знания о предметах материалах и орудиях труда их назначении и использовании В труде воспитывается устойчивость поведения дисциплинированность самостоятельность развивается инициатива умение преодолевать трудности стремление хорошо выполнить работу Труд объединяет детей в совместном труде формируются первоначально коллективные навыки умения сообща и дружно работать помогать друг другу в работе Основные виды труда в детском саду самообслуживание общественно полезный труд или хозяйственно бытовой труд труд в природе уважение к труду взрослых или ознакомление с трудом взрослых Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трёх основных формах в форме поручений дежурств коллективно трудовой деятельности В нашем детском саду данному направлению в работе с дошкольниками уделяют много внимания Дети моей группы проявляют живой интерес к любым видам труда За любое дело берутся с охотой Большое место в трудовом воспитании дошкольников отвожу их самостоятельному труду Режим жизни детей в группе организован таким образом чтобы на каждом этапе были предусмотрены трудовые дела Самообслуживание Старшая группа старшего дошкольного возраста интерес к этому виду деятельности желание всё делать самим Поэтому я продолжаю работу по закреплению у детей привычек проявлять самостоятельность в самообслуживании оказывать сверстникам окружающим и более младшим детям помощь В процессе труда по самообслуживанию у детей продолжаю формировать гуманные чувства и положительные взаимоотношения воспитываю доброту чуткость отзывчивость умение приходить на помощь друг другу
Публикации по теме:

Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста Реферат родительского собрания «Маленькие помощники». Подготовила воспитатель Шамсутдинова Руфия Фоатовна Труд – важнейшее средство воспитания,.

Опыт работы воспитателя «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Опыт работы воспитателя МДОУ д\с «Сказка» Халиковой Л. Э. на тему: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей» младшего дошкольного.

Опыт работы «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры». "Детство – важнейший период человеческой.

Из опыт работы «Психологическая профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» В современном мире на первый план перед педагогом-психологом в дошкольном учреждении становится задача профилактики и коррекции агрессивного.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей: «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Трудовое воспитание занимает одно из более серьезных.

Консультация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» .

Опыт работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Опыта работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» в моей практике. В современных условиях, когда происходят глубочайшие.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться.

Опыт работы «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 ноября 2018 в 20:26
+73Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД