Изложение по тексту Н. И. Сладкова «Волшебная полочка» (Текст-описание)

ЕЛЕНА КУДРЯКОВА
Изложение по тексту Н. И. Сладкова «Волшебная полочка» (Текст-описание)

ЦЕЛЬ: учить детей описывать предметы; развивать умение выражать свои мысли письменно. Воспитывать сочувствие к зимующим птицам, любовь к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные карточки, тетради, текст Н. И. Сладкова «Волшебная полочка»

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели.

Сегодня мы пишем изложение по тексту Н. И. Сладкова. Это текст-описание. В нём почти нет действия. Задача описания–показать признаки, которыми обладает объект. Строится описание просто: вначале указывается предмет, который будет описываться, затем перечисляются его признаки и в итоге–вывод.

Признаками могут быть: объём, размер, форма, вес, цвет, запах, вкус, назначение.

Итог –это значение предмета, его роль, надобность, впечатление от него.

Прежде чем прочитать текст, я хочу познакомить вас с его автором. Николай Иванович Сладков родился в 1920 году. Он писал для детей, главная тема его рассказов–природа, путешествия.

Сегодняшний текст необычен. Он представляет собой загадку, которую разгадать не сложно. Послушайте текст.

3. Чтение текста

Волшебная полочка.

Я повелитель птиц! Захочу и птицы сами прилетят ко мне. Прилетят голуби и воробьи, синицы или снегири. Нет, я не волшебник. Я не шепчу таинственных заклинаний. У меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.

Так и быть, открою вам секрет. И к вам тоже станут прилетать дикие птицы.

На вид полочка совсем проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Но в полочке волшебная сила! На простую полочку нужно насыпать простой крупы, простых хлебных крошек. Потом полочку нужно выставить за окно. И полочка сразу станет волшебной! На неё тут же прилетят голуби и воробьи. А если вы укрепите на полочке кусочек сала, то к вам прилетят синицы. Кисти рябины привлекут внимание снегирей.

Сделайте волшебную полочку! Каждый день будут прилетать к вам разные птицы. Смотрите на них, любуйтесь, фотографируйте!

Вы станете добрым покровителем птиц!

4. Беседа о тексте.

1) Вы конечно разгадали загадку. По каким признакам вы это сделали? Назовите их. Можно ли словом-отгадкой заменить авторское заглавие?

2) Зачем автор написал текст, как загадку?

3) Кто вам больше нравится–повелитель птиц или покровитель?

5. Составление плана.

Чтение по абзацам, озаглавить каждый абзац.

1) Я повелитель птиц.

2) Открою вам секрет.

3) Лучше быть покровителем птиц.

ФИЗМИНУТКА

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (машут руками интенсивнее)

Птички начали спускаться,

на поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (дети встают и машут руками)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. (дети садятся за парты)

6. Чтение и языковой анализ текста.

Я повелитель птиц! Захочу, и птицы сами прилетят ко мне. Прилетят голуби и воробьи, синицы или снегири.

–Для чего автор начинает свой рассказ именно так? (заинтересовать читателя, привлечь внимание).

Нет, я не волшебник. Я не шепчу таинственных заклинаний. У меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.

–Вступление закончено. Автор объясняет что власть его не в заклинаниях и не в волшебной палочке. Палочки нет, есть полочка, но она волшебная. Вот и объявили предмет, который нужно описать.

Так и быть, открою вам секрет. И к вам тоже станут прилетать дикие птицы.

–Открыть секрет это показать то, что спрятано, закрыто. Автор убежден, что каждый воспользуется этим секретом. (И к вам тоже станут прилетать дикие птицы.)

На вид полочка совсем проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Но в полочке волшебная сила! На простую полочку нужно насыпать простой крупы, простых хлебных крошек. Потом полочку нужно выставить за окно. И полочка сразу станет волшебной! На неё тут же прилетят голуби и воробьи. А если вы укрепите на полочке кусочек сала, то к вам прилетят синицы. Кисти рябины привлекут внимание снегирей.

–Автор описывает полочку. Он говорит о том какая она, что на неё насыпать, где выставить, кто на неё прилетит. В описании основную работу выполняют имена существительные: фанерка, бортиками, крупы, крошек, голуби и воробьи, кусочек сала, синиц, кисти рябины, снегирей.

Такое обилие признаков не позволяет ошибиться, не узнать кормушку. Кормушка не велика, это видно из того, что слова использованы с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Назовите эти слова.

Сделайте волшебную полочку! Каждый день будут прилетать к вам разные птицы. Смотрите на них, любуйтесь, фотографируйте!

Вы станете добрым покровителем птиц!

–Заканчивается описание активным призывом к читателям: сделайте!

Это итог, вывод о необходимости помогать птицам и какую радость это доставляет.

Сравните слова повелитель и покровитель.

Кто такой повелитель? (тот кто распоряжается и кому подчиняются)

А кто такой покровитель? (тот кто заботится, защищает, помогает).

Какое слово вам нравится больше?

Кто скажет для чего нам нужно помогать, заботится о диких птицах?

Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой»

7. Чтение текста.

8. Раздача карточек с опорными словосочетаниями и словами. (для первой и второй групп). Чтение карточек.

Выполнение изложения.

Третья группа после написания изложения распространяет текст и записывает его зеленой пастой.

9. Анализ. Итог.

А. Яшин

Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна–

И не страшна будет им зима…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Н. Рубцов

Воробей.

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зёрнышком бедным,

И летит к чердаку своему…

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

В. Берестов

Стук в окно.

Вот и нам узнать дано,

Как зима стучит в окно.

А в окно синица ломится,

Хочет сала поклевать

И мечтает познакомиться

С кем ей нынче зимовать.

КАРТОЧКИ ДЛЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.

Повелитель; голуби и воробьи, синицы или снегири; не волшебник; таинственные заклинания; волшебная палочка; волшебная полочка; дикие птицы; простая фанерка; деревянные бортики. ; крупа, хлебные крошки; выставить за окно; кусочек сала; кисти рябины; любуйтесь; фотографируйте; добрый покровитель.

Повелитель; голуби и воробьи, синицы или снегири; не волшебник; таинственные заклинания; волшебная палочка; волшебная полочка; дикие птицы; простая фанерка; деревянные бортики. ; крупа, хлебные крошки; выставить за окно; кусочек сала; кисти рябины; любуйтесь; фотографируйте; добрый покровитель.

КАРТОЧКИ ДЛЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ.

Повелитель; голуби и воробьи, синицы или снегири; не волшебник; заклинания; волшебная палочка; полочка; фанерка; деревянные бортики. ; крупа, крошки; выставить за окно; кусочек сала; кисти рябины; привлекут внимание; любуйтесь; фотографируйте; покровитель.

Повелитель; голуби и воробьи, синицы или снегири; не волшебник; заклинания; волшебная палочка; полочка; фанерка; деревянные бортики. ; крупа, крошки; выставить за окно; кусочек сала; кисти рябины; привлекут внимание; любуйтесь; фотографируйте; покровитель.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «В гости по волшебной дорожке».Дидактическая игра «В гости по волшебной дорожке». Необходимость и важность приобщения детей к поэзии и процессу заучивания стихотворений бесспорна. Как превратить заучивание поэтических.

Урок русского языка по типу модераторского занятия (4 класс) Урок русского языка в 4 классе Составитель: Шаяхметова Залия, студентка 52 группы Тема: Текст Тип урока: Закрепление Ход урока: 1. Мотивация.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Изложение по тексту Н. И. Сладкова «Волшебная полочка» (Текст-описание)
Опубликовано: 3 февраля 2013 в 15:43
+38
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 52.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
«Помощники леса» конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.
Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое отношение...
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички. Вот и наступил...
«Зимний пейзаж». Картина из шерсти
Приветствую всех гостей моей странички. Я совсем недавно уже рассказывала о живописи шерстью. Сходив на мастер-класс и получив результат, решила , что...