Папки-передвижки

Изучение коммуникативной деятельности, у дошкольников со сверстниками в ДОУ

Светлана Янчина
Изучение коммуникативной деятельности, у дошкольников со сверстниками в ДОУ

Изучение коммуникативной деятельности детей в образовательном пространстве детского сада является актуальным, так как данный вид деятельности составляет неотъемлемую часть социальной ситуации развития дошкольника и обеспечивает успешную адаптацию в среде сверстников. При несовершенстве коммуникативной деятельности, ухудшается развитие познавательных, речевых способностей ребенка, а так же это отрицательно влияет на возможность осваивать культурный опыт, носителями которого являются другие люди.

Публикация «Изучение коммуникативной деятельности, у дошкольников со сверстниками в ДОУ» размещена в разделах

В настоящее время одним из критериев эффективности образовательного процесса в ДОО является развитие коммуникативной деятельности ребенка. В Федеральном Государственном Образовательном стандарте дошкольного образования[36] в качестве самостоятельной образовательной области выделено социально–коммуникативное развитие дошкольников.

Вместе с тем, в практике дошкольного образования существует проблема диагностики коммуникативной деятельности. В условиях детского сада широко реализуется диагностика межличностных отношений в детских группах, изучение структуры детских групп. Это определяется достаточной разработанностью методов и сопровождающих диагностических, методических материалов. Вместе с тем, методы изучения коммуникативной деятельности, в недрах которой складываются и структурируются отношения между детьми, представлены недостаточно и в большинстве своем имеют узкую диагностическую направленность. Все выше сказанное определило выбор темы исследования, его методологический аппарат.

Объект исследования – общение дошкольников со сверстниками как коммуникативная деятельность.

Предмет исследования – диагностика общения дошкольников со сверстниками.

Цель исследования – составление и апробация диагностического комплекса для изучения коммуникативной деятельности дошкольников со сверстниками в детском саду.

Выделенные объект, предмет исследования, поставленная цель определили задачи работы и гипотезу.

Мы предположили, что в дошкольной образовательной организации диагностику коммуникативной деятельности целесообразно проводить с помощью диагностического комплекса, что поможет уйти от неточностей и ошибок в интерпретации результатов. В данный комплекс должны входить несколько методов, позволяющих изучить и оценить основные показатели развития коммуникативной деятельности дошкольников со сверстниками в группе детского сада.

Рассмотрев работы М. И. Лисиной, Л. Н. Галигузовой, Д. Б. Годовиковой, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Е. О, Смирновой мы придерживались деятельностного подхода к пониманию общения. В след за М. И. Лисиной мы определились, что в онтогенезе общение может рассматриваться как самостоятельный вид деятельности и трактоваться как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

В дошкольном возрасте общение со сверстниками выступает важнейшей стороной социальной ситуации развития детей. Динамика общения со сверстником как самостоятельного вида деятельности подробно представлена в работах М. И. Лисиной и А. Г. Рузской. Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом из них (2 – 4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию. На втором этапе (4 – 6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником (содержание общения – совместная деятельность). На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности.

Становление общения в группе детского сада происходит неразрывно с игровой деятельностью. В возрасте 4-5 лет (средняя возрастная группа) овладение ситуативно–деловой формой общения сопряжено с расцветом сюжетно–ролевой игры, игра приобретает коллективный характер, дети предпочитают играть вместе. Общение разворачивается на двух уровнях: уровне ролевых взаимоотношений (врач-больной) и уровне реальных отношений.

К 6 годам начинает усиливаться внеситуативность общения. Развитие внеситуативности в общении происходит по двум линиям: увеличивается количество и изменяется качество использования речевых средств, образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия, вследствие чего наблюдается избирательность в общении и устойчивые привязанности. Перестраиваются отношения коммуникативной деятельности и игры. Все больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений, и все меньше - на уровне ролевых (игровых). Подготовка к игре начинает занимать большее количество времени. Становится возможным общение, не опосредованное предметами и действиями с ними (самостоятельные эпизоды коммуникативной деятельности). Дети могут продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Дошкольники рассказывают о себе, обращаются к сверстнику с вопросами, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. Мнение, оценки и признание сверстника становятся главным в содержании общения.

На основании изучения динамики коммуникативной деятельности детей в группе мы выделели покаэатели, по которым данный вид деятельности может быть изучен и оценен в ходе диагностической работы.

К таким показателям мы отнесли:

1. показатели общения, связанные с условиями самой детской группы:

-интенсивность контактов в группе (частота).

-взаимность, избирательность контактов

-соотношение контактов по признакам: свободна-регламентированность, однополые-разнополые, внеситуативность-сотрудничество в совместной деятельности (игры и др. виды деятельности).

-2. Показатели общения, связанные с опытом коммуникативной деятельности каждого ребенка и доминирующей формы:

-содержание мотивов

-освоение и использование средств общения (локомоции, экспрессия, речь).

- включение в коммуникативные действия норм и правил коммуникации.

- соотношение инициативных и ответных действий.

Ориентируясь на данные показатели мы попытались составить комплекс диагностических процедур, обеспечивающих изучение коммуникативной деятельности детей в группе детского сада. В данный комплекс были включены методики:

- методика одномоментных срезов (Т. А. Репина, М. В. Веракса.)

- методика «изучение формы общения». (М. И. Лисина)

- методика «рукавички».Афонькиной Урунтаевой

Обосновывая вывобор именно тем,что они позволят изучить коммуникативную детельность не только в групповом аспекте,но и и в микро группе и относительно каждого дошкольника в целом.

Экспериментальная апробация диагностического комплекса проводилась на базе МБДОУ №226 детский сад комбинированного вида «Улыбка» города Новокузнецка.

В диагностической работе принимали участие дети среднего и старшего дошкольного возраста 72 человека. Возрастной критерий формирования выборки определялся целесообразностью проведения диагностической работы в данных группах. Мы посчитали, что в младшей возрастной группе, когда дети получают первый опыт коммуникативной деятельности, само общение еще не связано тесно с игровой деятельностью. Не организованную взрослым коммуникативную деятельность детей можно наблюдать лишь в специфических проявлениях – двигательной активности, спонтанном движении по группе. В среднем дошкольном возрасте происходит первый переломный момент – смена ведущей формы общения с эмоционально-практической на дситуативно-деловую. А к шести годам второй важный переход – от ситуативного к внеситуативному общению детей. В это же время изменяются взаимосвязи коммуникативной деятельности и игры как ведущего вида деятельности. В своем развитии эти два вида деятельности тесно переплетены и обуславливают важнейшие изменения.

Анализ результатов апробации комплекса диагностики коммуникативной деятельности детей показал,

Серия 1 «методика одномоментных срезов».

Апробируя метод наблюдения можем говорить о том,что наблюдается зависимость длительности контактов от возрастной группы с 10 до 30минут вдинамике к 6 годам у дошкольников колличество коммуникативных актовза определеное колличество времени становится меньше,это связанно с устойчивыми взаиимодействиями. Происходит консолидация контактов. Избирательность контактов во азаимодействии составляет : 60% девочки 40 % мальчики, при том что у девочек она более устойчивая. Динамика интенсивности иизиеняется 7 до 3. Широта круга общения наблюдается в 25 % у средних дошкольников и 32 % в старшей. Речь сопровождает коммуникативную деятельность во всех возрастных группах. Включение в коммуникативные действия норм и правил коммуникации чаще наблюдается у дошкольников 6 лет.

методика изучения форм общения

В ходе изучения форм общения дошкольников со сверстниками на разных возрастных группах видим следующие показатели. Средний дошкольный возраст характерен постепеной сменой формой общения, в средне 50 % дошкольников осуществили переход из эиоциональ –практической в ситуативно деловую К старшей группе наблюдается динамика,показатели перестают быть ровными. появляетсяя новая форма общения – внестуативно –деловая В среднем 25 % дошкольников в возрасте 6 лет с эмоционально –практической формой общения 50 с ситуативно деловой25 внеситуативно деловой. В ходе выбора напарника для совместной деятельности в средней группе часто возникали смешанные контакты по полу детей, в старших группах наблюдаются однополые выборы. Внеситуативность и сотрудничество в совместной деятельности прослеживалось во всех возрастных группах.

В ходе изучения совместной деятельности по методике «Рукавички» дошкольников со сверстниками нами были получены следующие результаты:

-В среднем дошкольном возрасте уровень умения согласовывать свои действия с напарником в среднем составляет 20 % от всех исследуемых. 50 % дошкольников,и 33 процента дошкольников не умеют договариваться друг с другом в деятельности.

- Изучая показатели детей в возрасте 6 лет можно говорить о том, что 40 % дошкольников во взаимодействии умеют построить диалог и дооговориться во время деятельности, 30 % не всегда могли договориться в деятельности и 20 процентов дошкольников имеют низкий уровень коммуникативных умений в целом.

Сравнивая

Таким образом можно сказать что данный диагностический комплекс позволил нам изучить коммуникативную деятельность разными методами на разных возрастных группах и сделать вывод о том что результаты методик совпадают.

В ходе проведённого исследования, мы можем говорить о том, что диагностический комплекс по изучение общения разработанный нами показал высокие результаты. Данная диагностика позволила изучить общение между дошкольниками не только по группе, но и в микро объединениях, что позволило шире изучить проблему. В целом сравнив результаты по каждой отдельной методике, мы видим совпадение результатов.

- комплекс диагностики позволяет выявить тех дошкольников, которым необходима помощь в дополнительной развивающей работе с педагогом;

- данные методики интересны детям, кроме того они могут успешно трансформироваться в игровую деятельность

Публикации по теме:

Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие «Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие». Дошкольники участвуют в разнообразной.

Доклад на тему «Приобщение младших дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми» Материал для педагогического совета «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» Доклад на тему:.

План проведения родительского собрания «О детской дружбе, об общении дошкольников со сверстниками» Доклад проведения родительского собрания Повестка 1. «Огонь друг или враг» (Правила пожарной безопасности) 2. Беседа воспитателя на тему:.

Формирование коммуникативной культуры дошкольников в процессе танцевально-игрового творчества Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе коммуникативном развитии. Общение дошкольника.

Изучение коммуникативной культуры детей 6-го года жизни Введение Актуальной задачей обучения дошкольников языку является обеспечение связи между развитием у детей речи и развитием их коммуникативных.

Изучение ПДД в ДОУ Очень важно в дошкольном возрасте формировать навыки выполнения правил поведения на улице, дороге. Уличное движение делает дороги всё более.

Пособие для дошкольников «Изучение свойств швейной текстильной фурнитуры»Пособие для дошкольников «Изучение свойств швейной текстильной фурнитуры» Для изучения детьми свойств резинок, кружева, декоративных лент я придумала интересное пособие Дети могут сами держать в руках и изучать.

Повышение коммуникативной компетентности дошкольников путём использования имитационных игр и упражнений «Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике» Цицерон Имитационные игры и упражнения – игры и упражнения,.

Отчет по самообразованию по теме «Изучение ФГОС в ДОУ» Отчет по самообразованию по теме: «Изучение ФГОС в ДОУ» Цель: Самостоятельно получить новые профессиональные знания по интересующей теме,.

Изучение ценности «Природа» у дошкольников ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТИ «ПРИРОДА» У ДОШКОЛЬНИКОВ Сулейманова С. Г. Воспитатель МДОУ «ЦРР – д\с №98» г. Магнитогорска На протяжении всей истории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение коммуникативной деятельности, у дошкольников со сверстниками в ДОУ
Опубликовано: 18 декабря 2018 в 18:56
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД