Лучший педагог года

Изучение особенностей артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Алёна Артёмовна Шенкнехт
Изучение особенностей артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Исследованиям проблеме недоразвития речи посвящена большая часть современной литературы по логопедии и дефектологии. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи определяется учеными как нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи объединяет обширную группу нарушений речи, которые характеризуются различными расстройствами речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому развитию.

Публикация «Изучение особенностей артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» размещена в разделах

ФФНР может быть обусловлено:

1. Дислалией (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и строении речевого аппарата).

2. Дизартрией (нарушение произносительной стороны речи при недостаточной иннервации речевого аппарата. Для дизартрии характерны нарушения фонематической и просодической стороны речи) [2, с. 37].

3. Ринолалия (расстройство артикуляции и фонации звуков. Характерным признаком является паталогическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, как следствие проявляется назальность речи).

При артикуляторно-фонематической и акустическо-фонематической дислалии происходит либо замена звуков, либо их смешение. Если дошкольник заменяет звуки, значит артикуляция плохо сформирована и он произносит похожие на нужные ему звуки. Если дошкольник смешивает звуки, то, артикуляция не нарушена, но ребенок не различает артикуляционные позиции.

При артикуляторно-фонематической и акустическо-фонематической дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается и ребенок не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады.

При артикуляторно-фонематической и акустическо-фонематической ринолалии из-за анатомо-физических нарушений речевого аппарата нарушается звукопроизношение и тембр голоса.

В связи с этим, состояние различных фонематических функций и состояние артикуляционной моторики будет иметь определенные различия в зависимости от структуры дефекта. При ФФНР наблюдается недостаточная внятность речи и скованность артикуляционной моторики. Рассмотрим особенности артикуляционной моторики у детей с ФФНР, согласно структуре речевого дефекта:

Дизартрия. Нарушения иннервации мимической мускулатуры: сглаженность носогубных складок, парезы мышц губ и языка, трудности при подъеме бровей. Спастичность мышц органов артикуляции.

Дислалия. Аномальное строение мягкого неба, дефекты прикуса, аномалии зубно-челюстной системы

Ринолалия. Гипертрофия корня языка, аномалии в строении и подвижности губ, расстройства работы мышц, осуществляющих движение мягкого неба.

Таким образом, согласно данным таблицы, при ФФНР согласно структуре дефекта наблюдаются различные патологии в строении артикуляционного отдела периферического речевого аппарата. У детей с ФФНР наблюдается недостаточная внятность речи, а также скованность артикуляции, основной причиной которой является недостаточная подвижность артикуляционного аппарата, присутствуют затруднения в удержании позы, наличие гиперкинезов в области рта. Затруднения произносительного характера оказывают негативное влияние на развитие фонематического восприятия, нарушая процесс слухопроизносительного взаимодействия.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что недостаточная сформированность артикуляционного аппарата у дошкольников с ФФНР ведет к значительным трудностям в формировании у них фонематических функций. Развитие моторной стороны речи у детей дошкольного возраста зависит от функциональных возможностей мимико-артикуляторных мышц, которые оказывают непосредственное влияние на речевое воспроизведение.

Степень проявлений данных трудностей напрямую зависит от того на каком уровне находится речевое развитие ребенка. В целом необходимо отметить, что у дошкольников с ФФНР сформированность фонематических функций находится на достаточно низком уровне по сравнению с нормой.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация с родителями «Связь речи и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Уже с первых дней жизни детей начинается их речевое развитие. Во время купания, кормления, у ребенка и мамы устанавливается эмоциональная.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение особенностей артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Опубликовано: 18 марта 2021 в 17:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД