Папки-передвижки

Изучение уровня освоения программ дошкольного образования методом педагогических наблюдений

Елена Максимова
Изучение уровня освоения программ дошкольного образования методом педагогических наблюдений

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранения его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.

Публикация «Изучение уровня освоения программ дошкольного образования методом педагогических наблюдений» размещена в разделах

В современных условиях развития нашего общества педагоги обращают особое внимание на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей. Если при традиционной системе образования педагог – основной источник знаний для воспитанника, то в новых условиях выступает в роли организатора совместной и самостоятельной активной познавательной, экспериментальной, проектной деятельности воспитанников, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль учебной деятельности дошкольников, а на диагностику их навыков и умений, чтобы вовремя квалифицированными действиями помочь устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Личностно – ориентированное обучение предусматривает, по сути, дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития воспитанника, его способностей и задатков.

Чтобы работа по всем направлениям была целенаправленной и результативной, нужно определить содержание знаний, умений и навыков с учётом индивидуального развития ребёнка, их возможностями и потребностями. А это, в свою, очередь диктует необходимость определения уровня сформированности знаний детей, т. е. необходимость диагностики.

Наряду с потребностью образовательной практики, необходимость создания эффективной системы оценивания качества педагогического процесса указана и в нормативных документах, регламентирующих работу ДОУ в РФ. Так, в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655) в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программ», указывается, что «система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, и др.) и высокоформализованных (тесты, аппаратные методы и др. методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных».

Ведущее место в процессе исследований занимает педагогическое наблюдение. Это один из самых распространённых и наиболее доступных методов исследования педагогической практики, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого – либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов. Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Наблюдение позволяет описать конкретную картину проявления развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге.

При проведении наблюдения происходит сравнения проявлений конкретного ребенка и нормы развития, отраженные в образовательных программах, при этом воспитатель соотносит развитие ребенка с уровневой характеристикой описанных в программе норм. Если по результатам диагностики выясняется, что показатели конкретного ребенка соответствуют, например, среднему уровню развития, воспитатель рассматривает это как недостаточно хороший результат и планирует работу с ребенком в данном направлении. Отсюда вытекает основная направленность деятельности педагога – коррекционно-развивающая. Диагностика рассматривается, прежде всего, как диагностика проблем развития, а не достижений ребенка.

Таким образом, изучение уровня освоения программ дошкольного образования методом педагогических наблюдений не нарушает требований ст. 64 закона «Об образовании в Российской Федерации», где указывается, что «освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточной аттестацией и итоговой аттестации обучающихся»

Публикации по теме:

«Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» Возрастная группа: Подготовительная Тема недели: «Транспорт» Итоговое мероприятие: Развлечение «Путешествие в мир транспорта» День недели.

Анкета «Выявление уровня владения педагогами проектным методом» АНКЕТА «Выявление уровня владения педагогами проектным методом» 1. Считаете ли Вы проектный метод показателем высокого профессионального.

Фестиваль педагогических идей в системе образования в 2015 г. Тема: «Музыка и коэффициент эмоций в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» Разработчик: Крушинских.

Методика ведения педагогических наблюдений как основа индивидуализации образования Дошкольное образование - единственная образовательная ступень, на которой к ребёнку не предъявляется нормативных требований. Тем не менее,.

Памятка по составлению конспекта НОД с учетом требований ФГОС дошкольного образования Памятка по составлению конспекта НОД с учетом ФГОС ДО. Схема построения НОД по ФГОС ДО Старший возраст. 1. Введение в ситуацию. Необходимость.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования .

Практикум для педагогов дошкольного образования «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в свете ФГОС до» Практикум для педагогов дошкольного образования Тема: Социально-коммуникативное развитие дошкольников в свете ФГОС ДО Продолжительность:.

Протокол родительского собрания в свете новых требований ФГОС до Хочу предоставить Вашему вниманию "Протокол родительского собрания в свете новых требований ФГОС ДО".Буду рада, если эта информация Вам.

Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования Одной из задач.

Занятия по исследовательской деятельности в старшей разновозрастной группе. Изучение зимующих птиц методом исследования Занятия по исследовательской деятельности в старшей разновозрастной группе. Изучение зимующих птиц методом исследования. (Тренировочное).

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Изучение уровня освоения программ дошкольного образования методом педагогических наблюдений
Опубликовано: 29 июня 2015 в 08:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД