Получи документы

Изучение взаимоотношений между детьми, метод игровой социометрии

Альбина Кудрявцева
Изучение взаимоотношений между детьми, метод игровой социометрии

КПК: «ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЬЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

ВЫПОЛНИЛ:

КУДРЯВЦЕВА АЛЬБИНА ЛЕОНИДОВНА -

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №3 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

г. ЛУГА, д. ЗАКЛИНЬЕ

РУКОВОДИТЕЛЬ:

ЗАХАРОВА ЛЮДМИЛА ЕВГЕНЬЕВНА -

ДОЦЕНТ, КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК.

Социометрический анализ логопедической группы детей с ТНР

МБДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида»

ФИО слушателя: Кудрявцева А. Л.

Публикация «Изучение взаимоотношений между детьми, метод игровой социометрии» размещена в разделах

Дата проведения исследования: __16.03.2016___

Цель:

Изучение межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (6-7лет).

Задачи:

• Выявить с помощью диагностического метода игровой социометрии «Секрет» детей с трудностями в межличностном общении.

• Получить данные о структуре взаимоотношений в группе.

Методика обработки полученных данных:

В бланке специальными знаками отмечены выборы сделанные ребенком в отношении трех детей группы:

Взаимный выбор определяется следующим образом:

1. Анализируется, кого выбрал данный ребенок и соотносится с тем, выбрали ли его эти дети. Например. Петя Б. выбрал Сашу А., а Саша А выбрал Петю Б. Следовательно, их выбор является взаимным.

2. По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяют статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям:

-«звезда» - 5 и более выборов; I

-«принятые» - 2-4 выбора; II

-«непринятые» - 1 выбор; III

-«изолированные» -0 выборов. IV

3. Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе: соотносятся число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II, с числом членов в группы, оказавшихся в неблагоприятных группах (III-IV).

4. Определить УБГ:

-высокий (I+ II) больше (III+IV);

-средний (I+ II) равно (III+IV);

-низкий(I+ II) меньше (III+IV) .

5. Важным показателем является индекс «изолированности», т. е процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 20 % процентов).

6. Определение коэффициента взаимности по формуле :

(КВ) : КВ = (Р1/Р) Х100%, где

КВ - коэффициента взаимности;

Р1 - число взаимных выборов;

Р – общее число выборов, сделанное в эксперименте.

7. На основании определения статуса каждого члена группы делается вывод о наличии микрогруппы в коллективе. (КВ ниже 20% рассматривается как отрицательный показатель).

8. Анализируются категории положительных и отрицательных выборов.

Условные обозначения:

+ - взаимный выбор

1,2,3 - последовательность выбора, полученного ребенком.

1. Социометрическая матрица

ФИО №п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Настя 1 • 3+ 1 2

Эва 2 • 3 1 2+

Ксюша 3 3+ 1 • 2

Даша 4 3 • 2+ 1

Дима 5 2+ • 1 3+

Кирилл 6 3 • 1+ 2

Саша 7 • 3 2 1

Павел 8 1+ 2 • 3+

Матвей 9 3 1 • 2

Марк 10 1+ 2 • 3+

Иван 11 1 2 3+ •

Денис 12 1+ 2 3 •

Число полученных выборов (сумма) 1 3 1 6 2 2 3 6 3 2 3 3

Число взаимных выборов (сумма) 1 1 1 1 2 - 2 1 - 1 2 1

2. Итоги социометрии :

Статус ребенка Фамилия, имя ребенка

«Звезды» (1) 1. Даша (1)

2. Паша, (1)

итого-2чел.

«Принятые» (2) Кирилл;

Саша;

Матвей;

Марк;

Эва;

Ваня;

Дима;

Денис.

Итого:8 чел

«Непринятые» (3) Настя;

Ксюша

Итого: 2 чел.

«Изолированные» (4) 0 чел.

3. «Статус ребенка в коллективе»

Статус ребенка % от общего числа детей в группе

«Звезды» 16,7.%

«Принятые» 66.6%

«Непринятые» 16.7.%

«Изолированные» 0%

4. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе:

Благоприятный - 2(1)+8(2)=10

Неблагоприятный - 2 (3)

УБГ - высокий (2 + 8) больше (2+0)

5 Индекс изолированности – 0%

6. Коэффициент взаимности :

КВ= 10/36 100% = 0.28 (28%)

7. Вывод о наличии микрогрупп в коллективе:

КВ – 28%

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

1. С помощью диагностического метода социометрии «Секрет» выявлены дети с трудностями в межличностном общении: Настя, Ксюша. Эти дети находятся в категории «непринятые», т. к. по результатам диагностики получили по 1 выбору. Анализ взаимности выборов показал, что они имеют по 1 взаимному выбору друг от друга. Это свидетельствует об их удовлетворенности в общении, поэтому можно говорить об эмоциональном благополучии этих детей в группе.

Анализ мотивировок детей группы позволяет сделать вывод:

• Настя оказалась в категории «непринятые», т. к. имеет агрессивное поведение.

• Ксюша посещает данную группу 2 месяца, что не позволило детям

оценить ее личностные качества.

1. Показатель уровня благополучия в группе - высокий, т. к. статусной категории «изолированных» детей 0%, «непринятых» 16.7%, а категория «звезды» и «принятые» 83.3%.

Анализ категории «звезды» позволяет сделать вывод, что в эту категорию попали дети инициативные, доброжелательные, с которыми все хотят играть.

2. На основании определения статуса каждого члена группы делаем вывод о наличии микрогруппы в коллективе - КВ 28%, что рассматривается, как положительный показатель, который является признаком благополучного психологического климата в группе.

Итак, данные выводы позволяют наметить следующие цели и задачи для коррекции межличностных отношений детей в группе:

Цель: Развитие групповой сплоченности.

Задачи: развивать коммуникативные навыки и умения у детей группы, эмпатию, рефлексию по отношению к Насте и Ксюше.

Для реализации задачи использовать следующие игры, в которых Ксюша и Настя могут выполнять роли ведущих:

«Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птенцы», «Общий круг», «Переходы», «Эхо», «Передай движение», «Передай настроение». «Выбери партнера», «Упрямое зеркало», «Лепим скульптуры», «Слепой и поводырь», «Мостик»,

«Заводные игрушки», «Весы».

Литература:

1. Социальная психология : конспект лекций / И. Т. Кавецкий, С. А. Беляев. - Минск: Изд-во МИУ, 2009.-268 с.

2. Диагностико - коррекционная работа с детьми / Сост. О. М. Цыганкова. – Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2001.- 116 с.

3. Общение детей 5-7 лет / 2-е издание. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001.-160 с.

4. «Межличностные отношения дошкольников» /Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова.

Публикации по теме:

Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста Проблема развития доброжелательных отношений у детей - одна из актуальных проблем в современном дошкольном образовании. Это обусловлено.

Анализ статьи Крыловой О. Л. «Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр» Анализ на статью «Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр» автор Крылова О. Л. (Справочник старшего воспитателя дошкольного.

Блицтурнир «Знатоки искусства» между родителями и детьми старшей группы Цель: Создание благоприятной, доброжелательной обстановки, способствующей плодотворному, творческому взаимодействию: родители – дети – педагог,.

Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками как условие предупреждения агрессивного поведения Дошкольный возраст – один из самых важных периодов в воспитании, потому что именно в этом возрасте происходит первоначальное становление.

НОД по познавательному развитию «Конфликты между детьми» старшая группа Цель: Формирование понятий «дружба», «друзья». Задачи: • Научить детей самостоятельно решать конфликты, побуждать к добрым поступкам. •.

НОД по познавательному развитию «Конфликты между детьми» старшая группа Цель: Формирование понятий «дружба», «друзья». Задачи: • Научить детей самостоятельно решать конфликты, побуждать к добрым поступкам. •.

Преемственность между детьми дошкольного возраста В последнее время одним из любимых занятий ребенка дошкольного возраста стал просмотр мультфильмов. «Ура! Мультики!» - волшебное слово для.

Проект «Саквояж безопасности»  Изучение правил дорожного движения с детьми младшего дошкольного возрастаПроект «Саквояж безопасности» Изучение правил дорожного движения с детьми младшего дошкольного возраста Цель – формировать элементарные первичные знания о правилах дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: - формирование.

Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием.

Стили взаимоотношений между воспитателями и их воспитанниками Автор статьи воспитатель МБДОУ № 11 в г. Сосновый Бор: Дружинина Ангелина Романовна Уважаемые педагоги, а задумывались ли вы когда-нибудь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Изучение взаимоотношений между детьми, метод игровой социометрии
Опубликовано: 7 октября 2016 в 19:39
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД