МААМ-картинки

К вопросу о формировании речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Марина Иванова
К вопросу о формировании речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

К вопросу о формировании речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Необходимо заметить что, воспитание подрастающего ребенка, как развитой личности является одной из самых важных задач в сегодняшнее время. Воспитание – это самая главная проблема современного общества. Необходимо отметить, что человек, формируясь как личность, требует от общества постоянного усовершенствования системы общественного воспитания, оставляя в прошлом обычные, стихийно сложившиеся формы. Большое значение на взаимоотношения ребенка со сверстниками, родителями, другими людьми оказывает формирование представлений о нормах и правилах поведения, которые помогают ориентироваться человеку в общественной жизни.

Публикация «К вопросу о формировании речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В современном обществе принято считать, что культура поведения – это характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам считается такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, музыке.

Главной целью обучения является то, чтобы ребёнок знал и умел правильно вести себя в обществе.

Слово «этикет» в толковом словаре русского языка понимается, как установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. К нему относятся правила вежливости и уважительного поведения, принятые в обществе. А теперь рассмотрим что такое речевой этикет. Под этим словосочетанием понимается система правил речевого поведения, система «вежливых» словесных формул и выражений в определенных ситуациях общения[4].

Следовательно, для того чтобы человек был успешным в обществе, реализовался в профессиональной деятельности, построил крепкие семейные и дружеские отношения играет важную роль этикет речевого общения, приобрел коммуникативную компететность.

Анализ педагогической литературы показывает, что в понятие речевой этикет входят : культура речевого общения и общение, как коммуникативный процесс.

Общение рассматривается, как передача информации от человека к человеку. Но есть и другие определения этого понятия, например: общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами. Воспитанность человека показывает один из значимых педагогических факторов, как культура речевого общения.

Заметим, что именно в дошкольном возрасте, который является коротким, но очень важным периодом, формируется человек, как личность. Ребенок, достигая этого возраста, обретает первые знания об окружающей жизни, у него начинает складываться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения. Поскольку вежливость является характерной категорией человеческой культуры, именно в старшем дошкольном возрасте закладываются и закрепляются основы овладения вежливостью.

Когда ребенок выполняет все нормы, правила общения со старшим поколением и со своими друзьями, берет за основу уважение и доброжелательность, использует соответствующий словарный запас, в общественных местах и в быту демонстрирует вежливое поведение, это и есть культура речевого общения дошкольника [2].

Принято считать, что овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить :

– различные формулы речевого этикета по каждой классической ситуации общения и умение правильно ими пользоваться;

– доступные способы «развертывания» вежливых формул;

– умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими не речевыми средствами.

Без формирования в группе доброжелательных отношений детей друг к другу не осуществляется обучение речевому этикету, каждая ситуация речевого общения предусматривает:

– обучение детей способам их «развертывания»;

– пополнение словаря дошкольников разными вариантами формул речевого этикета;

– развитие доброжелательности интонации и мимики.

Отметим, что формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущими педагогами выделяются основные способы педагогического воздействия: упражнение, пример для подражания, приучение, проблемные ситуации, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения [1].

Исходя из выше сказанного, речевой этикет формируется всегда, во всех организационных формах : занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях.

Огромную роль в становлении речевого этикета у дошкольников огромную роль играет речь воспитателя. Воспитатель должен владеть культурой общения, постоянно ее совершенствовать, это является его профессиональной обязанностью. Прежде чем начать развивать речь у своих воспитанников, педагог должен позаботиться о развитии своей речи. Его основной задачей является овладение основными методическими приемами развития речи, с учетом особенностей детской психики и интересов детей.

Е. И. Тихеева подробно рассмотрела культурные и методические требования к речи воспитателя, по ее мнению речь педагога должна быть:

1. Абсолютно грамотна и стилистически выдержана. Необходимо внимательно следить за своей речью, разбираться в ее особенностях, принимать во внимание все ошибки, которые были совершены и бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

2. Структура и содержание речи должно строго соответствовать развитию, интересам детей, их возрастным особенностям, опираться на имеющийся опыт дошкольников.

3. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.

4. Необходимо следить за точностью, ясностью и простотой речи, регулировать ее темп. От этого зависят точность детского восприятия, отчетливость понимания.

5. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание к ребенку.

6. Следует контролировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи [5].

Мы считаем, что оптимальный стиль общения между ребенком и воспитателем является демократический, при этом собеседники взаимодействуют, как равноправные партнеры, это является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада. Воспитателю необходимо наблюдать за детьми в ходе совместной деятельности, а также необходимо проводить индивидуальные диагностические беседы, во время которых рекомендуется обратить внимание на следующие компоненты:

– легко ли вступает ребенок в речевое общение со взрослыми и сверстниками;

– поддерживает ребенок разговор со взрослыми и сверстниками на знакомую ему тему или это ему удается с трудом;

как говорит ребенок с детьми: много, мало или молчалив [7].

Необходимо заметить, что игра является универсальным методом формирования речевого этикета. В ней ребенок приобретает опыт общения, важный для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в большей степени обеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со сверстниками. Во время игры формируются общественные качества детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение учитывать интересы другого. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками. В игре ребенок активно воспроизводит отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений. Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются им как реальные. Возникшие в игре моральные конфликты никогда не оставляют ребенка равнодушным, бесчувственным. Важным условием формирования культуры речевого общения является опора на возрастные особенности детей. Старшие дошкольники, как правило, уже умеют играть и работать подгруппами в 6-8 человек. Они пытаются найти выход в конфликтных ситуациях самостоятельно, без помощи взрослых, часто используют правила речевого этикета, которые успели усвоить. В этом возрасте, обучая речевому этикету, воспитателю необходимо расширять репертуар ролевых игр, вводить в них неожиданные ситуации [6].

Хочется отметить значение семейного воспитания для формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, его трудно переоценить. Общаясь с близкими людьми, ребенок усваивает начальные знания общественного поведения, отношение взрослых к другим людям и, основываясь на этих образцах, пытается строить собственное поведение. Ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить, если нет плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и воспитателями.

Чаще всего, в семье ребенок вступает в контакт с представителями разного возраста, пола, различных профессий, к тому же родными и близкими ему людьми, что позволяет широко проявлять и развивать эмоциональные и интеллектуальные потребности. Общение в семье всегда происходит на эмоциональной основе, для внутри-семейного общения характерно сопереживание. Такое сопереживание важно для развития нравственно-эмоциональной сферы ребенка, оно делает его более отзывчивым, чутким к переживаниям других людей [3].

Важно сказать, что форма обращения родителей к детям способствует возникновению у них эмоционально-положительных или эмоционально-отрицательных реакций по отношению к общению и формирует понятие у ребенка о норме обращения с окружающими, а также радость, удовлетворение или страх перед речевым взаимодействием со взрослым. Характер обращений зависит от уровня индивидуальной культуры общающихся: чем он выше, тем вежливее, спокойнее будет форма обращения.

Главной задачей в работе с родителями по этому направлению является приобщение их к очень тонкому и сложному процессу формирования у детей гуманного отношения к окружающим. В практике работы педагогов детского сада используются различные формы работы с родителями : посещение детей дома, индивидуальные и заочные беседы, консультации, так как семья - основной фундамент воспитания культуры общения.

В заключении можно с уверенностью сказать, что для формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста эффективным является: речь воспитателя; чтение художественной литературы; игры, упражнения; коммуникативные ситуации; беседы; взаимодействие с родителями воспитанников по данному вопросу; целенаправленное педагогическое руководство.

Литература

1. Даренская Л. С. Воспитание культуры общения / Л. С. Даренская // Ребенок в детском саду. – 2002. – №1. – С. 43-46.

2. Куатаева Г. Б. Формирование у детей старшего дошкольного возраста культуры общения / Г. Б. Куатаева // Проблемы и перспективы современной науки. – 2015. – №7. – С. 61-66.

3. Лисина, М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. И. Лисина, Г. И. Капчелия. – М. : Педагогика, 2002. – 127 с.

4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М. : Оникс, Мир и Образование, 2007. – 1200 с.

5. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей : Пособие для воспитателей детских садов / Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 2012. – 280с.

6. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М. : Изд-во Института Психологии, 2001. – 256 с.

7. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. – М. : ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2001. – 250 с.

Публикации по теме:

Проект «Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста» Идея. Современная педагогика находится в постоянном поиске новых приемов, методов воспитания и развития детей дошкольного возраста. Большое.

Организация образовательной деятельности по развитию речевого этикета у детей младшего дошкольного возраста Статья Тема: «Организация образовательной деятельности по развитию речевого этикета у детей младшего дошкольного возраста.» Выполнила:.

Использование дидактической игры в формировании грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление детей об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать.

Педагогическое партнерство ДОО в формировании ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Исследуя данную тему, мною была выделена актуальность проблемы, она связана с ухудшением здоровья страны на современном этапе социогенеза.

Перспективный план мероприятий по формировании ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 МАРТ Беседа «Чистота-залог здоровья» Цель: формировать осознанное отношение к выполнению гигиенических процедур как важной составляющей.

План по самообразованию педагога по теме «Моделирование при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Моделирование при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста» “Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем.

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста» Цель: привлечь родителей.

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Ход собрания - Добрый вечер, уважаемые родители.

Использование экологического дневника дошкольника в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста Использование «Экологического дневника» в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста «Хоть память крепкая –.

Презентация «Формирование навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование навыков столового этикета у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Тип проекта: практико-ориентированный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
К вопросу о формировании речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 декабря 2018 в 11:03
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД