Лучший педагог года

Кадровое и материально-техническое обеспечение ФГОС обучающихся с ОВЗ

Ткачева Юлия
Кадровое и материально-техническое обеспечение ФГОС обучающихся с ОВЗ

Программа

Инклюзия — это буквально «вовлечение». Речь идет о таких условиях, которые позволят детям с ОВЗ обучаться в обычной образовательной организации. На данный момент инклюзивное образование вызывает больше вопросов, нежели ответов. Но есть и реальные результаты. В некоторых организациях, наряду с обычными группами, сформированы коррекционные, в которых обучаются дети с ОВЗ, требующие особого подхода и специальных условий. Они обучаются по собственной, адаптированной, программе, но они вовлечены в общую жизнь организации, участвуют в мероприятиях, общаются со здоровыми сверстниками.

Публикация «Кадровое и материально-техническое обеспечение ФГОС обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах

Программа, по которой занимаются дети с ОВЗ, как было сказано выше, не обычная, а адаптированная. Она зиждется на принципах коррекционной работы и направлена на получение детьми с инвалидностью образования в полном объеме, но в формах, учитывающих состояние их здоровья.

В связи с тем, что все школы и детские сады относятся к общеобразовательным организациям, приведем схему образовательных программ, реализуемых в современной образовательной организации:

Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может осуществляться как по адаптированной образовательной программе, разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, так и в условиях отдельного класса для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, осуществляющего образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе, т. е. образовательной программе, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированная основная образовательная программа любого уровня образования разрабатывается педагогами образовательной организации самостоятельно, с учётом требований ФГОС соответствующего уровня.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают образование по варианту 1 или 2 АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития – СИПР, индивидуальный учебный план, учитывая образовательные потребности отдельного обучающегося с умственной отсталостью.

АООП для обучающихся любых категорий ОВЗ может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ.

Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью, разрабатывается на базе основной образовательной программы (ООП) определённого уровня образования, с учетом индивидуальных образовательных потребностей и психофизических особенностей на период, определенный образовательной организацией самостоятельно, с возможностью её изменения в процессе обучения.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается для обучающегося с сочетанными нарушениями, в том числе, с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой, или глубокой степени, максимально на один год на основе АООП, учитывает индивидуальную специфику образования ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Об индивидуальном подходе в составлении адаптированной программы

Если группа имеет комбинированную направленность, то есть наряду с обычными детьми там находятся и дети с ОВЗ, необходимо, конечно, рассматривать каждого ребёнка индивидуально, для каждого писать адаптированную образовательную программу.

Нужно не забывать о детях-инвалидах. Для них обязательно составляется индивидуальная образовательная программа.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС не отличается принципиально от аналогичной программы для здоровых детей.

За основу берется программа соответствующего предмета и привести ее в соответствие с требованиями. Например, по многим предметам для детей с ОВЗ увеличено количество часов; в некоторых случаях (уроки физической культуры) имеются особенности в содержательной части.

Затем следует выбрать учебник из числа рекомендованных, сделать тематическое планирование, выбрать подходящие формы контроля. Надо иметь в виду, что дети с ОВЗ обычно сдают экзамены не в форме ОГЭ и ЕГЭ, поэтому стоит приблизить формы текущего контроля к особенностям ГВЭ. Разумеется, если речь идет об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ по ФГОС НОО, то это не имеет значения: ВПР обычно для детей с ОВЗ те же, что и для всех, им может быть предложено лишь дополнительное время на выполнение заданий, специальное освещение, задания, напечатанные крупным шрифтом.

Наконец, выполнив всю подготовительную работу, можно составлять саму программу.

С УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Реализация АОП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.

При реализация АОП необходимо создавать условия:

• учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);

• реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами;

• предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;

• привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

К реализации АОП в образовательной организации должны быть привлечены тьюторы, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи.

Кадровое и материально-техническое обеспечение

Комплексное дооборудование объектов и обеспечивает доступность зданий и прилегающих территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Перечень работ по внедрению доступной среды для инвалидов включает следующие пункты:

• обследование объекта

• разработка плана мероприятий по комплексному дооборудованию индивидуально

• поставка оборудования по программе доступная среда и его монтаж

обучение персонала эксплуатации оборудования

• полное сервисное обслуживание

КАДРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Учитель – дефектолог (логопед, сурдопедагог, тифлопедагог)

• Обследование детей, выявление потребностей и объем в коррекционной работе

• Составление индивидуального плана занятий

• Проведение индивидуальных и групповых занятий (развитие мышления, тренировка зрительной и слуховой функции, памяти, расширение словаря ребенка и т. д.)

• Консультирование и работа с другими педагогами

• Методическая помощь учителю инклюзивного класса (форма учебной работы вне класса, приемы обучения для успешного освоения материала)

• Консультирование родителей по организации занятий

Педагог – психолог

• Выявляет особенности ребенка, характер взаимодействия со сверстниками, родителями

• Готовит социальную среду, в которой будет обучаться ребенок с ОВЗ (разъясняет другим детям и педагогическому коллективу об особенностях детей с ВОЗ)

• Помогает учителю и другим педагогам наладить контакт с родителями ребенка с ОВЗ и родителями детей без нарушений, подобрать приемы взаимодействия друг с другом Проводит консультации педагогов, родителей, тьютеров

• Проводит занятия в сенсорной комнате (комнате психологической разгрузки)

Социальный педагог

• Контроль за соблюдение прав любого ребенка

• Выявляет потребности ребенка и семьи в социальной поддержке, в адаптации ребенка

• Взаимодействует с органами социальной защиты, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования

• Помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации, в среде других родителей

• Способствует социализации, информированию об инклюзивном образовании в учебном заведении

Тьютор

• Специалист непосредственного сопровождения ребенка с ОВЗ в течение всего учебного дня (как во время уроков, так и в свободное время)

• Основная задача – помощь всем участникам процесса (ребенок, родитель, учитель) адаптироваться в формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения

• Взаимодействие с учителем в процессе обучения, социализации детей, работы с родителями ребенка

ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обеспечение ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

Обеспечение ФИЗИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ЗДАНИЯ и ПОМЕЩЕНИЙ образовательных учреждений для учащихся с нарушением опорно- двигательных функций, инвалидов по слуху, зрению

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ С ОВЗ

НАРУШЕНИЕ СЛУХА ВИДЫ ПОТЕРЬ СЛУХА:

Кондуктивная потеря слуха возникает в наружном и среднем ухе. При этом нарушается проведение звуковых волн, а восприятие их остается неизменным. Человек продолжает слышать тот же самый звук, хотя и с меньшей громкостью.

Сенсоневральная (нейросенсорная) потеря слуха возникает в улитке и (или) в центральной нервной системе. При этом нарушается восприятие звука. То есть, громкость звука может оставаться неизменной, но сам звук искажается, порой до неузнаваемости.

Смешанная потеря слуха сочетает в себе кондуктивные и сенсоневральные элементы (нарушение как звукопроведения, так и звуковосприятия).

СЛУХОПРОТЕЗИРОВАНИЕ

Слуховой аппарат – это простой и эффективный в использовании электронный звукоусиливающий прибор, применяющийся по медицинским показаниям при различных формах стойких нарушений слуха.

Виды:

Заушный слуховой аппарат (BTE) помещается за ушной раковиной.

К нему с помощью звукопроводящей трубочки присоединен ушной вкладыш (стандартный или индивидуальный, который вставляется в слуховой проход и проводит звук в ухо. Заушный аппарат обеспечивает большее усиление и предоставляет дополнительные технические возможности (например, подключение FM-систем).

Внутриушной слуховой аппарат (ITE)

полностью размещается в слуховом проходе. Все электронные компоненты находятся в корпусе аппарата, который изготавливается в соответствии с анатомическим строением уха. Основное достоинство аппарата заключается в его незаметности.

Кохлеарная имплантация - это программа мероприятий, направленных на полноценную социальную адаптацию ребенка или взрослого с сенсоневральной тугоухостью IV ст. и глухотой.

Кохлеарная имплантация – клинически проверенный, эффективный и безопасный метод реабилитации людей с тотальной глухотой. Это самая современная технология реабилитации людей, дающая возможность слышать человеку, который родился глухим, или человеку, потерявшему слух.

Для ребенка с тяжелой потерей слуха кохлеарная имплантация открывает широкие возможности для обучения и, в будущем, возможность хорошего трудоустройства. Ребенок с кохлеарным имплантом сможет слышать как нормально слышащий человек.

СЛУХОВЫЕ АППАРАТЫ КОСТНОЙ ПРОВОДИМОСТИ

Односторонняя сенсоневральная глухота

ПОКАЗАНИЯ:

Кондуктивные и смешанные формы тугоухости

при атрезии слухового прохода, микротии, врожденных синдромах (синдром Тричера Коллинза, синдром Дауна, синдром Гольденхара, и др)

при заболеваниях наружного и среднего уха, не подлежащих или не поддающихся стандартным способам хирургической коррекции или приводящих к невозможности использования заушных и внутриушных слуховых аппаратов (хронические отиты, отосклероз и т. д.)

FM-системы передают звук (например, голос преподавателя) с микрофона непосредственно на динамики слуховых аппаратов слабослышащих учащихся, что позволяет им обучаться совместно с нормально слышащими учащимися.

Преподаватель имеет возможность свободно перемещаться по классу или аудитории, не напрягать голосовые связки, индивидуально работать со слабослышащими учащимися.

Использование FM-системы позволяет создать в любом учебном помещении условия комфортного обучения учащихся с разными возможностями по слуху.

АКУСТИЧЕСКИЕ FM-СИСТЕМЫ (Системы свободного звукового поля)

Акустические системы являются дополнительным элементом FMсистемы,

и служат для создания в учебном помещении условий хорошей слышимости для всех групп учащихся.

Голос преподавателя поступает с микрофона через FM-передатчик на акустическую колонку. Одновременно сигнал поступает и на FMприемники слабослышащих учащихся. Динамики аудиоколонок мягко усиливают голос преподавателя, равномерно распространяют его по помещению.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ (ИНДУКЦИОННЫЕ) СИСТЕМЫ

Индукционные системы служат для передачи голоса или иного аудиосигнала с микрофона непосредственно в слуховые аппараты или звуковые процессоры системы кохлеарной имплантации учащихся:

• когда не удобно использовать индивидуальные FM-системы - в библиотеке, у кабинете директора, в спортзале, в деканате, и т. д. ,

• при необходимости обеспечить трансляцию выступления в крупных аудиториях, актовых залах без выдачи индивидуальных FM-приемников;

В крупных и общественных помещениях (актовые и концертные залы, большие аудитории, холлы, коридоры, и пр.) размещаются стационарные информационные панели, которые подсоединяются к громкой связи зала (микрофону, звукоснимающему оборудованию, микшерному пульту, и обеспечивают значительный радиус передачи речи, музыки (до 700 кв. м.).

СУРДОЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЁР «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА»

Представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей, развития слухового восприятия.

Позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные задачи:

• коррекция речевого дыхания и голоса

• развитие лексико-грамматической стороны речи

• внесение игровых моментов в процесс коррекции речевых нарушений

• многократное дублирование необходимого типа упражнений и речевого материала

• использование различных стимульных материалов (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь)

• работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика коррекция восприятия, внимания, памяти

Состав:

• Микрофон основная программа

• подробное текстовое практическое руководство с описанием приемов работы и методикой по проведению индивидуальных и групповых занятий

Слухоречевые тренажёры

Предназначены для проведения индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия, отработки ритмико-интонационной речи в коррекционной работе с детьми, имеющими различную степень потери слуха.

Используются в коррекционных учебных заведениях, а также в учебных заведениях, реализующих систему инклюзивного образования.

• помогает осмыслить и понять каждое сказанное слово;

• помогает слышать свой голос, развивать свою речь, общаться с педагогом с большим пониманием и уверенностью;

• имеет высокое качество звука, позволяет учащимся регулировать свой голос;

Комплект реабилитационных материалов

Комплект реабилитационных материалов – это сборник методических пособий, необходимых для педагогической слухоречевой реабилитации людей с нарушенной функцией слуха.

Уникальный информационный ресурс для: Родителей детей с КИ и СА; Сурдопедагогов, логопедов, реабилитологов; Педагогов; Всех специалистов, занятых в процессе реабилитации людей с нарушенным слухом.

Комплект реабилитационных материалов создан ведущими мировыми и отечественными специалистами в области кохлеарной имплантации, слухопротезирования, сурдологии, аудиологии и коррекционной педагогики.

УЧАЩИЕСЯ С НАРУШЕННОЙ ФУНКЦИЕЙ ЗРЕНИЯ

ЭЛЕКТРОННЫЕ ВИДЕОУВЕЛИЧИТЕЛИ (ПОРТАТИВНЫЕ)

Использование видеоувеличителей является самым современным способом чтения для слабовидящих людей. С их помощью человек сможет прочесть даже самый мелкий и неразборчивый шрифт. В зависимости от сферы применения могут различаться в размерах и возможностях.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ВИДЕОУВЕЛИЧИТЕЛИ (СТАЦИОНАРНЫЕ)

Использование видеоувеличителей является самым современным способом чтения для слабовидящих людей.

С их помощью человек сможет прочесть даже самый мелкий и неразборчивый шрифт.

В зависимости от сферы применения могут различаться в размерах и возможностях.

ПОРТАТИВНЫЙ ДИСПЛЕЙ-КЛАВИАТУРА БРАЙЛЯ

Дисплей-клавиатура Брайля - это электро-механическое устройство для незрячих людей, владеющих азбукой Брайля, позволяющее им полноценно пользоваться персональным компьютером. Дисплей-клавиатура Брайля снабжен высококачественными брайлевскими клавишами и рассчитан на пальцевое управление и восприятие информации. Устройство можно использовать вместе с программами экранного доступа, что позволяет учащимся полностью управлять компьютером на своем учебном месте.

Программное обеспечение экранного доступа

Современное развитие адаптивных технологий расширяет возможности незрячих в области освоения компьютерной техники общего назначения. Наиболее популярными из средств, призванных помочь незрячим и слабовидящим людям получить доступ к компьютерным и информационным технологиям, являются программы экранного доступа, экранного увеличения, текстовые редакторы, программное обеспечение для сканирования и чтения.

• Функция экранного увеличения, поддержка речевого выхода и возможностью ввода/вывода текста посредством шрифта Брайля.

• Речевой синтезатор и поддержка брайлевского ввода/вывода текста.

• Экранное увеличение и чтение содержимого экрана.

• Программа экранного увеличения высокого разрешения (HD)

Принтеры Брайля

Принтеры Брайля позволяют незрячим и слабовидящим людям не только печатать текст рельефно- точечным шрифтом, но и конвертировать обычный текст в текст, написанным с помощью азбуки Брайля. Для людей с полной либо сильной потерей зрения чтение точечно-рельефного шрифта является основным средством получения информации после аудио-носителей. Брайлевские принтеры способны воспроизводить на бумаге не только текст, но и изображения, а также комбинировать их. Для незрячего человека это является отличным подспорьем в развитии образного мышления и воображения.

Читающая машина и клавиатура для работы с монитором

Читать можно когда угодно и где угодно с помощью сканирующей (читающей) машины. Она сочетает высокую скорость распознавания и возможность выбора естественно звучащего голоса.

• Можно читать учебники, журналы, газеты, книги. Устройство можно носить с собой, его питание осуществляется от встроенного аккумулятора.

• Для начала чтения необходимо включить устройство, выставить ручку камеры и поместить печатный источник под камерой. Нажать кнопку сканирования. Текст будет сфотографирован, и уже через несколько секунд устройство начнет чтение распознанного текста. Голосовое воспроизведение текста осуществляется благодаря встроенному синтезатору речи.

Пишущие машинки

Подойдут и тем людям, которые только начинают изучать чтение и письмо шрифтом Брайля, и тем, кто уже этими навыками владеет. Наличие экрана на машинке делает возможным для зрячих преподавателей и родителей наблюдать за буквами на экране, помогая и принимая активное участие в обучении. Обратная аудиосвязь превращает обучение в игру, которая поможет заинтересовать даже самых маленьких пользователей.

Нагреватель для тактильной печати

С помощью нагревателя можно легко и быстро создавать тактильные изображения (рисунки, диаграммы, карты, схемы и т. д.) форматов А3 и А4. Любая информация доступна благодаря возможности перевода ее в тактильный вид.

Нагреватель рекомендуется использовать в специализированных библиотеках, школах и других образовательных учреждениях. Прекрасно подходит для организации рабочего места. Его применение открывает новые возможности для обучения слабовидящих и незрячих людей.

Лупы

Увеличительные устройства - линзы, лупы и т. д. - оптические приборы для рассматривания мелких объектов, которые плохо различимы глазом. Более серьезно и детально - это оптическая система, состоящая из линзы или нескольких линз, предназначенная для увеличения и наблюдения мелких предметов, расположенных на конечном расстоянии. Лупы используются во многих областях человеческой деятельности, чаще всего связанных с мелкой ручной работой.

С подсветкой/ Без подсветки

Асферические/ Двояковыпуклые

Карманные/ Настольные

АУДИОТЕХНИКА

• Карманные тифлоплееры

• Тифломагнитолы

• Диктофоны

ПОСОБИЯ И КНИГИ

Пособия предназначены для занятий со слабовидящими или незрячими детьми для занятий с дошкольниками в детском саду. Вся информация дублируется шрифтом Брайля.

ДОСУГ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ:

• Тактильные шашки, шахматы, домино, нарды

• Пятнашки, Судоку, Монополия со шрифтом Брайля

• Игральные карты со шрифтом Брайля

Мячи: звенящие и со звуковым сигналом

УЧАЩИЕСЯ С НАРУШЕННОЙ ФУНКЦИЕЙ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

АДАПТИРОВАННЫЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПК

Для учащихся с нарушениями ОДА необходимо сформировать адаптированное рабочее место.

Адаптированные устройства для ПК:

•клавиатура с клавишами увеличенного размера и изолированными в отдельную ячейку с помощью специальной накладки, что позволяет исключить возможность одновременного нажатия разных клавиш

•адаптированный джойстик со сменными насадками, необходимыми для выбора захвата устройства •выносные кнопки увеличенного диаметра для выполнения функций кнопок компьютерной мышки.

АДАПТИРОВАННАЯ МЕБЕЛЬ ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Учащиеся с нарушениями опорно-двигательных функций и маломобильные группы учащихся нуждаются в специальной мебели, которая позволит правильно и комфортно расположиться ребенку на рабочем месте.

Варианты специализированной мебели:

• Адаптированный стол

• Специализированный стул или опора для сидения

СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ И АДАПТАЦИИ.

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

Сенсорная комната – особым образом организованное и оформленное помещение, безопасное и интересное для ребенка и взрослого.

Сенсорная комната – это идеальная среда для отдыха, расслабления и развития. Сенсорная комната рекомендована:

• Детям дошкольного, младшего и старшего школьного возраста;

• Взрослым с изменяемым поведением, психическими отклонениями, неврологическими заболеваниями, поражением опорно-двигательного аппарата, нуждающиеся в нормализации психологического и эмоционального состояния;

• Детям и взрослым при комплексном восстановительном лечении.

Наполняемость сенсорной комнаты:

Мягкое оборудование, светозвуковые панели, воздушнопузырьковые трубки, сухие бассейны, тактильное оборудование, развивающие оборудование, фиброоптические изделия.

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ПОСОБИЯ для детей и учащихся с разными формами инвалидности

Предназначены для использования в учреждениях дошкольного возраста, а также в начальных классах образовательных школ, реализующих систему инклюзивного образования. Индивидуальная комплектация зависит от стоящих перед учебного учреждения задач и может включать в себя:

• Комплект оборудования и игрушек для развития зрительной функции и зрительного восприятия;

• Адаптированные комплексы для детей-инвалидов по слуху;

• Набор игрушек для развития детей и учащихся с формами аутизма и ЗПР;

• Развивающий набор на креплениях для детей с нарушением ОДА

Занятия ЛФК и физической культурой

ЛФК и физическая культура служит для профилактики и восстановления здоровья учащегося, как с ОВЗ, так и без.

Цель — воспитание здорового человека.

Методы, применяемые в ЛФК - это физические упражнения, массаж, гимнастика, игры для развития артикуляции, крупной и мелкой моторики.

В процессе занятий ЛФК применяются упражнения на координацию движений и равновесия, силовые и аэробные нагрузки.

Составной частью ЛФК являются механотерапия и трудотерапия.

Публикации по теме:

Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школыОбеспечение преемственности в работе ДОУ и школы Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть,.

Техническое моделирование из бросового материала детьми старшего дошкольного возрастаТехническое моделирование из бросового материала детьми старшего дошкольного возраста Моделирование и конструирование имеют огромные возможности для развития и воспитания детей, с помощью этих видов деятельности у детей старшего.

Консультация для воспитателей «Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ» Детство – маленькая удивительная страна. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное.

Методические рекомендации для воспитателей и молодых специалистов ФК «Обеспечение безопасности ОД по плаванию в ДОУ»Методические рекомендации для воспитателей и молодых специалистов ФК «Обеспечение безопасности ОД по плаванию в ДОУ» До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны.

Нормативно правовое обеспечение дошкольного образования. Что такое Устав? Устав - это свод правил, регулирующих деятельность организации, ее взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Основная образовательная программа ДО Основная образовательная программа дошкольного образования – это обязательный документ, который должен быть в каждом образовательном учреждении,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кадровое и материально-техническое обеспечение ФГОС обучающихся с ОВЗ
Опубликовано: 17 января 2024 в 11:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД