Папки-передвижки

Как формируется характер ребёнка?

Светлана Ерескина
Как формируется характер ребёнка?

Как формируется характер ребёнка?

На консультацию к детскому психологу часто приходят родители, озабоченные тем или иным отклонением поведения ребёнка. При этом обычно запрос к специалисту один и тот же: «Сделайте что-нибудь с моим ребёнком! Он такой застенчивый (или агрессивный, неуправляемый и т. д. !» Родители чаще всего склонны видеть проблему в самом ребёнке, в особенностях его характера и упускают из виду причины, приведшие к отклонениям в поведении ребёнка.

Публикация «Как формируется характер ребёнка?» размещена в разделах

Между тем, необходимо в первую очередь задуматься, на какой почве произрастает ваш «цветок жизни», то есть – какова ситуация в семье, гармоничны ли взаимоотношения между её членами.

«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье и, как следствие, неудовлетворённых потребностей ребёнка.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье, и корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.

Как показывает практика психологической помощи детям и их родителям, огромное значение в правильном развитии личности ребёнка имеет стиль общения взрослого с ребёнком, а точнее – стиль семейного воспитания. Под этим понятием имеется ввиду совокупность родительских стереотипов воздействующих не ребёнка. Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему ребёнку, неоднозначны стили семейного воспитания.

Современная психология благодаря многочисленным исследованиям разных авторов располагает описаниями различных типов семейного воспитания.

А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания – демократический и контролирующий [3].

Демократический стиль характеризуется высокой степенью вербального общения между родителями и детьми, включённость детей в обсуждение семейных проблем, готовность родителей всегда прийти на помощь ребёнку.

Контролирующий стиль предполагает существенные ограничения поведения ребёнка, чёткие дисциплинарные меры и понимание ребёнком смысла ограничений. При этом родительские требования могут быть достаточно жёсткими, но предъявляются постоянно и последовательно, поэтому принимаются ребёнком как справедливые и обоснованные.

В. И. Гарбузов выделили три типа неправильного воспитания[3].

Воспитание по типу А (непринятие, эмоциональное отвержение) – непринятие индивидуальных особенностей ребёнка, жёсткий контроль, навязывание единственно правильного типа поведения. (Тип воспитания А может сочетаться и с недостатком контроля и полным попустительством).

Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) – тревожно-мнительная, чрезмерная забота о здоровье ребёнка, его социальном статусе, успехах и пр.

Воспитание по типу С (эгоцентрическое) – сосредоточение внимания всех членов семьи на ребёнке (кумир семьи, иногда в ущерб другим детям.

В цикле исследования детско-родительских отношений Д. Баумринд выделяет три модели [3].

Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитают не навязывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не боятся лишний раз похвалить ребёнка. Они требуют от ребёнка осмысленного поведения и стараются помочь им. Чутко относясь к их запросам.

Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители требуют беспрекословного подчинения их воле, ограничивают самостоятельность ребёнка, лишают права возражать взрослым, даже если он прав. Всё воспитание сводится к жесткому контролю, суровым запретам, выговорам и нередко – физическим наказаниям. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием, самоконтроль слишком слабый (если вообще появляется). Дети авторитарных родителей подозрительны, тревожны, угрюмы и вследствие этого – несчастны.

Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети. Такие родители сами не склонны контролировать детей и от них не требуют ответственности и самоконтроля. Они разрешают делать детям всё, что захочется, не обращая внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение. У детей возникают проблемы с дисциплиной, порой их поведение становится просто неуправляемым. Снисходительные родители при этом приходят в отчаяние и реагируют очень остро – грубо высмеивают ребёнка, а в гневе могут использовать и физические наказания. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

Из множества классификаций детско-родительских отношений наиболее интересной и детализированной представляется разработка А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллера [4]. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания.

Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребёнок остаётся без надзора. Нет интереса к его делам, возможна физическая заброшенность и неухоженность. Невключённость ребёнка в жизнь семьи приводят к асоциальному поведению из-за неудовлетворённой потребности ребёнка в любви и привязанности.

Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обострённом внимании и чрезмерной опеке ребёнка, в мелочном контроле, слежке, запретах и ограничениях. Ребёнка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности.

Потворствующая гиперпротекция. Воспитание по типу «кумир семьи». Родители потакают любым желаниям ребёнка, ограждают его от трудностей, восхищаются малейшими успехами и требуют восхищения от других. Результат такого воспитания – высокий уровень притязаний и стремление ребёнка к лидерству, которое может сочетаться с недостаточным упорством.

Эмоциональное отвержение. Родители тяготятся ребёнком, считают его обузой. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Встречается так же скрытое эмоциональное отвержение, завуалированное повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребёнка.

Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребёнке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребёнком стоит стена отчуждения, эмоциональной холодности и враждебности. Данный стиль воспитания является серьёзной психотравмирующей ситуацией, порождающей тревожность и массу негативных личностных образований.

Повышенная моральная ответственность. От ребёнка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующие его возрасту. Родители надеются на особое будущее ребёнка, а он боится их разочаровать. Эмоциональные отношения довольно тёплые, и ребёнок изо всех сил старается оправдать надежды родителей. В такой ситуации неудачи воспринимаются очень остро, так как ребёнок оказывается в ситуации потери любви к себе.

Помимо выше указанных выделяют также следующие типы отклонений в стиле семейного воспитания: предпочтение женских (мужских) качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх утраты ребёнка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Рассматривая семью, как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребёнка приходим к следующим выводам:

1. Нарушение детско-родительских отношений непосредственно обусловливают трудности в развитии ребёнка.

2. Для благополучного развития ребёнка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребёнка.

Как показывает практика, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удаётся наладить благоприятный климат взаимоотношений в семье.

Родителям, заинтересовавшимся данной проблематикой, можно посоветовать пройти соответствующие тесты и определить свой стиль семейного воспитания. При этом будут полезны: «Диагностика типов семейного воспитания» (АСВ)[4], «Методика измерения родительских установок и реакций» (Т. В. Архиреева, методика «Отношение к детям» (тест родительского отношения Р. С. Немова) [2], тест «Конструктивно-деструктивная семья» и др.

Великий педагог-гуманист, теоретик и практик Януш Корчак сформулировал универсальные советы по воспитанию [1], которые можно рекомендовать каждому родителю.

Десять заповедей для родителей.

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдёт.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

8. Ребёнок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

Литература

1. Кипнис М. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу. – Спб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 317с.

2. Немов Р. С. Психология. – М. :ВЛАДОС, 2005. – 630с.

3. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. – М. :Академический проект Трикста, 2008. – 735с.

4. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная терапия. - СПб. : Речь. – 260с.

Публикации по теме:

Как воспитать ребёнка счастливым! «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» Вряд ли можно найти ответ на вопрос о том,.

Cправка по результатам тематического контроля «Характер речевых коммуникаций ребенка и педагога в образовательном процессе» На основании приказа МБ ДОУ № 2 «Жемчужинка» от 17.01.2017г. № 9 «О проведении тематической проверки по теме: «Характер речевых коммуникаций.

Как и чем занять ребёнка дома Как часто вы приходите домой падая от усталости? Как часто вы находите силы только на домашние хлопоты, оставляя игры с собственным ребенком.

Консультация для педагогов «Как формируется связная речь у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Как формируется связная речь у детей дошкольного возраста» Речь присутствует во всех видах деятельности ребенка,.

Консультация для родителей «Посеешь привычку — пожнешь характер» Народная мудрость гласит: " Посеешь привычку - пожнешь характер". От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным,.

Культурное воспитание ребёнкаКультурное воспитание ребёнка Культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо.

Мяч в жизни ребёнка. Информация для родителей в рамках пропаганды здорового образа жизни и гармоничного развития ребёнка. Мяч в развитии ребёнка. Уважаемые родители! Откройте для себя важность и незаменимость мяча в развитии вашего ребёнка. Игра – неизменный.

Развитие ребёнка 1. Карточки- как научить ребенка счету. Просто распечатайте цветные карточки, которые помогут Вашему ребенку узнать цифры от 1 до 10. Предлагаю.

Воспитание вежливости у ребёнка. Вежливые и воспитанные дети умиляют и нравятся всем. А что такое вежливость и зачем ребенку необходимо учиться быть вежливым с ранних лет?.

Занятие для детей старшего дошк. возраста «Описание внешности и некоторых черт характера (Знаки Зодиака и характер человека)» Занятие "Описание внешности и некоторых черт характера (Знаки Зодиака и характер человека)" Цель: 1. Формировать у детей познавательный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Как формируется характер ребёнка?
Опубликовано: 6 марта 2017 в 13:34
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД