Как определить, нуждается ли Ваш ребенок в помощи логопеда?

Екатерина Ванесян
Как определить, нуждается ли Ваш ребенок в помощи логопеда?

Консультация для родителей

Тема: «Как определить, нуждается ли ваш ребенок в помощи логопеда?

Становление речи ребенка, как известно, проходит ряд этапов и длится от года до 6 лет. Звуки языка усваиваются не сразу, а от самых простых к более сложным. Звуки родного языка дети усваивают не отдельно, а в составе слова. Сначала коверкают слова, но со временем произношение уточняется и приближается к норме.

На начальном этапе звукопроизношения ребенок учится произносить простые звуки (А, О, Э, и согласные М, П, Б). Так появляются первые слова: мама, папа, баба. По мере укрепления мышц артикуляционного аппарата появляются гласные У, И, Ы, согласные Д, Г, Н,К, Х, Ф, В,Й. Эти звуки появляются уже к 3-м годам. От 3 до 5-ти лет ребенок учится произносить свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ). Важную роль при этом играет речевой слух (или фонематическое восприятие). Если фонематическое восприятие не нарушено, то ребенок свободно различает в речевом потоке звуки речи. Речевое общение будет затруднено, если нарушен речевой слух, который формируется у детей при восприятии речи окружающих и при собственном произношении.

Итак, к 3-5 годам у детей появляются свистящие и шипящие звуки, а к 5-6 годам сонорные, самые сложные в произношение звуки (Р и Л).

Как говорилось выше, сначала звуки проходят ряд этапов становления, искажаются в речи и к определенному возрасту «находят» нужную артикуляционную позицию. Так как же узнать каковы признаки нормального становления звукопроизношения, а где появляется патология в развитии ребенка?

1. Некоторые звуки могут отсутствовать полностью (ОДКА вместо ЛОДКА, АКЕТА вместо РАКЕТА).

2. Ребенок может заменять сложный звук более простым (ШАПКА – САПКА)

3. Когда ребенок научился правильно произносить звук, он еще не везде может правильно его использовать. Бывает, что он употребляет его даже в тех словах, где его не должно быть (САМОЛЕТ – ШАМОЛЕТ).

Такое смешение скоро проходит само собой, если у ребенка нет патологий в речевом развитии. Именно такое становление звукопроизношения и называется «возрастными особенностями детской речи».

Что касается грамматического строя речи, то он тоже развивается поэтапно. К 6-7 годам дети должны правильно строить предложения, согласовывать слова в роде, числе, падеже; уметь правильно образовывать новые слова; самостоятельно давать описания предметам, пересказывать сказки.

Если все вышеперечисленное наблюдается у вашего ребенка, то нет причин для беспокойства. А если вы замечаете, что ваш ребенок после 5-6 лет все же употребляет неправильные звуки, искажает их, (например С произносит «межзубно», неправильно строит фразу, или использует неправильные окончания, значит это уже не возрастные особенности, а задержка речевого развития, которая говорит о наличии каких-то патологических причин, которые мешают ребенку вовремя овладеть родной речью. В этом случае вам необходима поддержка специалистов: невролога, логопеда, дефектолога.

Публикации по теме:

Анкета для родителей на начало года Анкета на начало года Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет специалистам лучше узнать Вашего ребенка и спланировать.

Когда обращаться к логопеду? Когда обращаться к логопеду? Вашему ребенку 2-3 года, а он совсем не говорит? Вас это волнует? Ему уже 4 года, но его не понимают окружающие.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Деревья и листья
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Как определить, нуждается ли Ваш ребенок в помощи логопеда?
Опубликовано: 29 ноября 2012 в 19:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Планирование проектной деятельности в младшей группе на май (часть девятая)
Дата: 1 и 2 - ая недели ( 1. 05 -12. 05) Тема: Этот день победы! Содержание работы: Цель проекта. Формирование первоначальных представлений о Великой...
Конспект НОД по аппликации «Лес — многоэтажный дом» в подготовительной группе...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию ( аппликация) в подготовительной группе по теме «Лес –...
Коллективная работа «Пасхальная корзинка». Мастер-класс.
Коллективная работа «Пасхальная корзинка». Мастер-класс. В светлый праздник Пасхи все радуются и празднуют воскрешение Господне. Во всех домах готовят...
«Пасхальные сувениры»
Накануне праздника Пасхи мы в нашей группе объявили творческий конкурс поделок и пасхальных композиций "Пасхальный сувенир". Сейчас у меня новые дошколята...
НОД по рисованию на тему «Наши комнатные растения»
НОД "Художественно-эстетическое развитие ( Рисование) " на тему " Наши комнатные растения "[/h4] ( рисование с натуры) Программное содержание : -...