Как помочь ребенку ввести в речь звуки, сформированные на логопедических занятиях (консультация для воспитателей)

Татьяна Корась
Как помочь ребенку ввести в речь звуки, сформированные на логопедических занятиях (консультация для воспитателей)

Уважаемые коллеги!

Правильная, чистая и выразительная речь – один из важнейших критериев готовности ребенка к обучению в школе. Но не каждый ребенок может овладеть ею самостоятельно. Как показывает практика, до 70 процентов детей в той или иной степени нуждаются в помощи специалиста-логопеда. Подготовка артикуляционного аппарата, формирование звуков, введение их в речь ребенка – процесс кропотливый и зачастую длительный. Как быстро начнет ребенок пользоваться новыми звуками, зависит от многих факторов: это и его индивидуальные физиологические особенности, состояние его соматического и неврологического здоровья, частота, и регулярность занятий с логопедом, и, конечно, заинтересованность, вовлеченность в процесс коррекции всех окружающих взрослых. Первые заинтересованные лица – это родители, но в будние дни ребенок большую часть времени проводит в детском саду, и тут его главные помощники – воспитатели.

Как же помочь ребенку начать легко и бегло использовать в обиходной речи новые и такие непривычные звуки? Есть два основных направления в этой работе – это тотальный контроль за произношением (к сожалению, не обойтись без настойчивости и твердости). И автоматизация, закрепление поставленных звуков в различных играх, игровых ситуациях, знакомых нам по занятиям по развитию речи и звукопроизношению. Единственным требованием в этом случае является подбор картинного и речевого материала таким образом, чтобы отрабатываемый звук занимал в нем лидирующую позицию. Здесь на помощь придут альбомы по автоматизации на все группы звуков (свистящие, шипящие, соноры, которые можно приобрести в книжных магазинах (авторы Комарова, Ларина, Резниченко, Лебедева и др., а также логопедические лото. Их использование сделает досуг детей (и не обязательно «речевых») не только полезным в плане автоматизации звуков, но и развивающим, увлекательным и интересным.

Как помочь ребенку ввести в речь звуки, сформированные на логопедических занятиях (консультация для воспитателей)

Работа по формированию лексико-грамматического строя, развитию фонематического слуха, совершенствованию связной речи, основ фонематического анализа и синтеза – все это присутствует, но произносительный навык отрабатывается любом упражнении, любой игре, так подобран картинный материал.

Дидактические же приемы: «найди ошибку» (из 3-х слов, в одном произнести автоматизируемый звук неверно, ребенок исправляет, «чего не стало?», «что появилось?», «сфотографируй глазками?» (запоминает и проговаривает верно названия 5-6 картинок, «подбери слово» (простые ассоциации, «половинки» (я назову начало, или конец слова, а ты закончи, «хлопушки» (деление на слоги, «жадина»(согласование с местоимениями моя, моя, мое, «цепочка»(запомнить и повторить 4-5 слов из 9-10 в заданной последовательности) и многие другие - станут быстрой игрой в любой ситуации.

Еще одно направление работы – использование разнообразных схем. Это и составление рассказов по лексическим темам, и описательные рассказы, и заучивание чистоговорок, стихов, в этом случае читающим детям можно добавить и работу по формированию навыка чтения. Но не забываем об основной нашей задаче – автоматизации произносительного навыка, т. е каким бы сложным и интересным не был сочиняемый текст, контролируйте вместе с ребенком автоматизируемые звуки.

И, конечно, работа по заучиванию чистоговорок, стихов, содержащих закрепляемые в речи звуки. Здесь предоставляются широкие возможности для работы над мелодико-интонационной стороной высказывания («расскажи тихо-громко.», «высоким или низким голосом», «представь, что ты бабушка и расскажи.», «что ты медведь.», «представь, что у тебя грустное, веселое, сердитое, удивленное настроение, расскажи.» и т. д.)

Можно предложить детям рассказать хором, по строчке, от имени какого-то персонажа из стихотворения. Не забываем и о выразительности речи, смысловой, интонационной окрашенности, ведь - это практически актерская работа – и интересно, и приобретаются новые навыки смелого и уверенного речевого поведения, соревновательный момент тоже присутствует.

Ниже приведем речевой материал, используемый для автоматизации в обиходной речи шипящих и соноров, возможно он будет вам полезен. Главное же, что всегда работает – ваш неподдельный интерес и искренняя заинтересованность в результатах, ребенок должен быть всегда уверен в вашей поддержке, и не жалейте похвал, ведь дети, как и боги, любят бывать там, где их хвалят. Так пусть рядом с нами малышам всегда будет комфортно, интересно и весело!

Шипящие звуки (Ж, Ш, Ч, Щ)

Шапка да шубка – вот и наш Мишутка.

Маша сшила для мартышки

Шубу, шапку и штанишки.

Жук упал и встать не может,

Ждет он – кто ему поможет.

Лежебока, рыжий кот отлежал себе живот.

У кукушки – кукушонок,

У лягушки – лягушонок.

А у Пашки и у Лушки –

От солнышка веснушки.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

Бегом Андрюшка бежит за лягушкой,

Прыжком лягушка ушла от Андрюшки.

Мыши жадные шуршали,

Шоколад в шкафу жевали.

А потом всю ночь чихали,

Нашей кошке спать мешали.

Мы у мышки были,

Чай из чашек пили.

Кушали лепешки,

Ватрушки да пышки.

Мышка играла на губной гармошке,

От души плясала,

Натрудила ножки.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Шесть мышей несли сорок грошей,

Две мыши поплоше несли по два гроша.

Саша шустро сушит сушки,

Саша высушит штук шесть.

И спешат, спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

Слишком много ножек у сороконожек.

Жаба в лужице сидела,

Жадно на жука глядела.

Жук жужжал, жужжал, жужжал,

И на ужин к ней попал.

Дело в общем было так,

Сшил червяк себе пиджак,

Встретил жабу, задрожал,

И под кочку убежал.

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Лука полторы головки,

Да капусты кочешок,

Да петрушки корешок.

Раз, два, три – огонь зажжен,

Кочерыжка, выйди вон!

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Барсучиха-бабушка испекла оладушков.

Угостила двух внучат,

Двух драчливых барсучат.

Барсучата не наелись,

Дружно ложками стучат.

Ну-ка, сколько барсучат

Ждут добавки и молчат?

Звуки Л и ЛЬ.

Было небо голубое,

Было солнце золотое,

На крылечке кот лежал.

Мальчик деревце сажал,

Время медленно текло,

Было тихо и тепло.

Белая болонка пила у колонки,

Пила у колонки белая болонка.

На полу голодный кот

Ел холодный эскалоп.

Кошка Алла молоко лакала,

А лакомка Полка молоко не лакал.

Лошадь лапти покупала,

Лыковые лапоточки.

Лошадь голову ломала,

Подойдут ли лапти дочке?

Веник пол подметал.

Веник очень устал.

Он забрался под стул,

Он зевнул и уснул.

Лунный свет голубой

Спать ослу не давал

Сел осел на валун,

И зевал, и зевал.

И случайно осел

Проглотил вдруг луну.

Улыбнулся, зевнул,

И спокойно уснул.

Бегал заяц по болоту.

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Я захотел устроить бал.

И я гостей к себе позвал.

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый пирог.

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не идут.

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек откусил,

Потом подвинул стул, и сел.

И весь пирог в минуту съел!

Когда же гости подошли,

То даже крошек не нашли

Эй, спасайся поскорей,

Убежал из кухни клей!

Никого он не жалеет,

Всех, кого не встретит – клеит.

Склеил банки и бутылки.

Ложки, плошки, чашки, вилки.

Склеил вешалку и шляпу,

Склеил лампу и пальто,

К стулу он приклеил папу не отклеить ни за что.

Доедая с маслом булку,

Братья шли по переулку.

Вдруг на них из закоулка

Пес большой залаял гулко.

Сказал старший: «Вот напасть,

Хочет он на нас напасть!

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку в пасть!»

Все закончилось прекрасно,

Братьям сразу стало ясно,

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою булку!

Улитка Алина в лесу обитала,

Алине дела в лесу хватало,

Плясала, гуляла,

Пила и ела,

Делала сальто

И весело пела.

Звуки Р и РЬ.

Шел Егор через двор,

Нес топор чинить забор.

У Егора огород,

Там есть редька и горох,

Рядом огород Федоры,

Там на грядках помидоры.

Робкая сорока и рослая ворона

Прогнали их гороха хромого носорога.

Краску красную беру,

Крашу розы поутру.

Завтра буду синей

Красить георгины.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Сорока – на воротах,

Ворона – на пороге,

А воробей – на дороге.

Гриша грыз коржик,

Орешки грыз Жоржик,

А Гарик – сухарик.

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Взял Валерка тарелку,

Взял Валерка поднос.

На подносе тарелку

Мне Валерка принес.

Рано утром спозаранку

Заводил баран шарманку.

Разбудил баран шарманкой

Всех баранов спозаранку.

Спокойной походкой

Идет по перрону

С большим чемоданом

Большая ворона.

А рядом с вороной,

Чуть сзади, и сбоку,

Ее провожая,

Шагает сорока.

И все б это было совсем хорошо,

Если б их поезд давно не ушел

Крра!- Кричит ворона-

Крража! Карраул! Гррабеж! Прропажа!

Вор пробрался утром рано,

Грош украл он из кармана,

Карандаш, картонку, пробку!

И красивую коробку!

Эй, ворона, не кричи!

Не кричи, ты, помолчи,

Жить не можешь без обмана,

У тебя ведь нет кармана!

Как! – воскликнула ворона,

И моргнула удивленно.

Что ж вы раньше не сказали!

Карраул! Каррман украли!

Потерялась буква «Р»!

Где? В трамвае, например,

Может мы ее вчера не забрали со двора?

Потеряли в гастрономе?

Не нашли за дверью в доме?

Или спрятали, роверьте,

В распечатанном конверте?

Может милиционер приведет к нам букву «Р»?

Но сказала громко Маша;

«Отыскалась буква наша!

Посмотри, как просто это-

Рыба, рак, река, ракета!»

Кот ловил мышеи крыс,

Кролик грыз капустный лист.

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону.

Публикации по теме:

Пособие для обучения чтению дошкольников.Пособие для обучения чтению дошкольников. Детей очень трудно научить читать. Есть только два действительно правильных условия для начала обучению чтению. Если ребенок сам проявляет.

Тест для родителей будущих первоклассников Проверим уровень своей готовности к обучению ребенка в школе. Отвечайте на вопросы искренне. Это поможет выявить трудности, которые могут.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Как помочь ребенку ввести в речь звуки, сформированные на логопедических занятиях (консультация для воспитателей)
Опубликовано: 22 февраля 2014 в 10:07
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...