Лучший педагог года

Консультация «Какая методика обучения чтению кажется наиболее оптимальной и почему?»

Барашкова Елена
Консультация «Какая методика обучения чтению кажется наиболее оптимальной и почему?»

Какая методика обучения чтению кажется наиболее оптимальной и почему?

Для большинства родителей и педагогов выбор методики обучения чтению - весьма актуальная тема. Если родителями не движет тщеславие, то многие задумываются: «Как сделать процесс обучения чтению увлекательным и интересным и, при этом, не требующим от родителей и детей огромных усилий»? «Как получить хороший результат и, по возможности, быстро»?

Публикация «Консультация „Какая методика обучения чтению кажется наиболее оптимальной и почему?“» размещена в разделах

На мой взгляд, чтобы ответить на эти «вечные» вопросы, необходимо отталкиваться от структуры языка, чтению на котором обучаем и самих физических возможностей ребёнка, возможностей взрослых уделять должное время, средства, и желание трудиться.

Для большинства взрослых людей чтение - это естественный процесс, а для ребёнка- это процесс, требующий упорства и значительных усилий. Ребёнку сложно произносить одну букву за другой, удерживать их последовательность в голове, пытаясь понять, что же за слово получилось? Ребёнку трудно читать, мало что из прочитанного запоминает, а поэтому читать не интересно. (И нужно заметить при том, что в русском языке правила чтения гораздо проще, чем в английском или французском, где существует обилие слов -исключений. Большинство слов в русском языке читаются так, как пишутся). Все предложенные методики обучения чтению, которые мне удалось изучить в данном курсе, на мой взгляд можно условно разделить на фонетические и «визуальные». (К «визуальным» я бы отнесла методику Глена Домана например). К фонетическим или звукобуквенным я отнесла методику Д. Б. Эльконина. Вспомним, что фонетический метод состоит из системы обучения чтению, которая строится на алфавитном принципе. Главным составляющим звеном является обучение соотношениям между буквами или группами букв и их произношением. В основе обучение произношению букв и звуков (фонетика). В процессе обучения ребёнок накапливает знания, затем переходит к чтению слогов, а потом целых слов. «Буква-Звук-Слог-Слово». Постижение звукобуквенных соответствий не сулит быстрых успехов и довольно скучное занятие. Но для ребёнка знание букв и способность выделять фонемы из устной речи являются платформой для успехов в чтении. До 1930-х годов было проведено около 8 исследований, направленных на то, чтобы понять, нужно ли вообще учить фонетике. В ходе исследований необходимость преподавать фонетику стала очевидной. (В России на это указывал ещё К. Д. Ушинский). После 1930-х годов исследования велись в плоскости: как и в каком количестве обучать фонетике.

По моему убеждению, обучение чтению должно быть основано на твёрдом понимании букв и звуков. Знание букв и знание звуков помогает обращать внимание ребёнка на напечатанный текст. Изучая литературу, касающуюся методик обучения чтению, можно сравнить методику звукобуквеного обучения чтению с методикой обучения чтению целыми словами.

Методика обучения чтению целыми словами дает быстрый результат в отличие от звукобуквенного способа обучения чтению. Дети осваивают чтение гораздо раньше, чтение беглое с пониманием прочитанного про себя. Но на мой взгляд есть один очень существенный минус- при этом способе не обращают внимание на звукобуквенное соотношение. Ребёнок в процессе чтения ассоциирует слово с определённым значением, но не точно. В 80-х годах исследования Элдера показали, что при обучении методом целых слов- дети прочитывают слово близкое по смыслу и далёкое по структуре, то есть угадывают при чтении. «Лев» вместо «Тигр», «Колёса» вместо «Машина», «Девочка» вместо «Дети». Дети испытывают трудности в прочтении слов, записанных разным шрифтом. А в школе испытывают сложности с грамотностью (пропуски букв и слогов, проглатывание окончаний, сложности с разбором слов). В этой связи хочу ещё раз обратить внимание на то, что хотя метод звукобуквенного обучения более долгий и даёт не быстрый результат, всё же в ходе исследований доказано, что дети обучающиеся таким способом лучше читают незнакомые слова, лучше читают про себя, лучше понимают прочитанное и имеют больший словарный запас, меньше проблем с грамотностью в школе.

Так какой же метод обучения чтению оптимальный? Из моего рассуждения можно сделать вывод, что фонетический, но я думаю, что обучение с помощью одной фонетики ведёт к снижению интереса к чтению вообще. Ведь не секрет, что то, что ребёнку трудно и не увлекает, не даёт ощущения успешности и результат не так очевиден, то это всё и не интересно. Поддерживать интерес к чтению можно в том случае, если ребёнок довольно быстро достигнет успехов. Например, можно научить ребёнка узнавать несколько десятков слов (подписать дома разные предметы, повесить под ними таблички, поиграть в «угадайку») и это принесёт уверенность в своих силах. Но при этом медленно, но уверенно учить фонетике, читать детям вслух.

Универсальных методик не существует. Однако есть ключевые элементы, из которых состоит чтение, их необходимо освоить (звукобуквенное соответствие). Надо обязательно учитывать структуру языка, на котором учим читать и конечно же физические возможности ребёнка

Публикации по теме:

Методика обучения математике в современной школе Пономарева Юлия Васильевна Учитель математики МБОУ Каменно-Балковская СОШ Методика обучения математике в современной школе Слово «методика».

Консультация для род родителей «Оптимальный возраст для начала обучения чтению» Нет такого языка на земле на котором легко было бы научиться читать и писать. Очень хорошо когда процесс обучения совмещается с игрой, но.

WOOD MASTER инновационная методика обучения детей чтению и развитию мелкой моторики рукWOOD MASTER инновационная методика обучения детей чтению и развитию мелкой моторики рук Использование в работе Работая в подготовительной группе детского сада, для детей в уголок "Сумей-ка" по развитию мелкой моторики рук я.

Консультация для воспитателей «Методика обучения аппликации во второй младшей группе детского сада» Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, основанной на вырезании, наложении различных.

Консультация для воспитателей «Методика обучения дошкольников театрализованной деятельности» Годованая О. Ю., музыкальный руководитель МБДОУ д/с «Академия детства», г. Нижний Тагил Свердловской области. Данная методическая разработка.

Методика обучения дошкольников ползанию и лазанью Содержание Введение 1. Лазанье. Ползание. Программные требования 2. Методика обучения лазанью и ползанию в разных возрастных группах Заключение.

Методика обучения ползанию в старшей группе 1. Возрастная группа: (5-6 лет) 2. Виды упражнений: ползанье на четвереньках по гимнастической скамейке 3. Графическое изображение: 4.

Консультация «Методики обучения чтению» Многочисленные методики обучения чтению можно условно разделить на несколько групп. Азбуки В этом методе каждая буква подкреплена опорной.

Педагогическая консультация «Методика обучения упражнениям со скакалкой» Педагогическая консультация. «Методика обучения упражнениям со скакалкой». Комарова Л. А. г. Ялуторовск, 2019 Прыжки со скакалкой укрепляют.

Теория и методика физической культуры и спорта. Методика обучения двигательным действиям Теория и методика физической культуры и спорта Методика обучения двигательным действиям. 1. Двигательные умения и навыки как предмет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Какая методика обучения чтению кажется наиболее оптимальной и почему?»
Опубликовано: 10 августа 2019 в 11:07
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД