Получи документы

Картотека дидактических игр для приобщения детей дошкольного возраста к мордовской культуре

Лобанова Марина
Картотека дидактических игр для приобщения детей дошкольного возраста к мордовской культуре

Подготовила Лобанова М. Ю. учитель -логопед

Цель: приобщать детей к традициям, истории мордовской национальной культуры. Развивать личностную культуру ребенка как основу его любви к Родине.

Мордовские игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.

1. «Найди названный предмет»

Публикация «Картотека дидактических игр для приобщения детей дошкольного возраста к мордовской культуре» размещена в разделах

Дидактическая задача : побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта.

Игровые действия: отгадывание.

Материалы: предметные картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек.

2.«Путешествуем по сказкам»

Дидактическая задача : закрепить знания детей о мордовских народных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках; воспитывать желание быть похожими на них.

Игровые действия: при помощи известного сказочного персонажа (например, Незнайки) ввести детей в игру, предложив им помочь узнать по картинкам героев любимых мордовских народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам). Ребёнку, который правильно назвал героя, сказку и рассказал о нём, воспитатель даёт фишку.

Материалы: картинки с изображениями известных персонажей мордовских народных сказок, кукла Незнайка, фишки.

3. «Чей орнамент?»

Дидактическая задача : назвать элементы национального орнамента.

Игровое действие: соотнести изображение фрагмента орнамента на маленькой карточке с его полным изображением на большой карточке.

Игровое правило: по указанию ведущего отгадать, орнамент какого народа изображён на карточке. Правильно ответивший ребёнок получает карточку, накрывает ею соответствующий участок на большой карточке.

Материалы: шесть больших карточек с изображением национальных узоров и столько же маленьких, представляющих фрагменты орнаментов.

4. «Встречаем гостей»

Дидактическая задача : закреплять знания детей о традиционной мордовской народной культуре; дифференцировать представления о правилах национального этикета; воспитывать культуру общения.

Игровые действия: приветствовать гостя на мордовском языке, сервировать стол, угощать традиционными национальными блюдами.

Материалы: куклы в национальных костюмах, посуда, муляжи национальных блюд.

5. «Кто знает больше "волшебных" слов по-мордовски»

Дидактическая задача : закреплять навыки владения мордовским языком с использованием «волшебных» слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др., воспитывать культуру общения.

Игровые действия: передавая мяч по кругу, дети называют вежливые слова на мордовском языке.

6. «Магазин одежды»

Дидактическая задача : учить детей узнавать национальный костюм по его элементам и цветовой окраске; воспитывать интерес к народной культуре.

Игровые действия: дети-покупатели по карточкам, на которых изображены элементы национальных костюмов, просят группу детей-продавцов подобрать им остальные детали национального костюма.

Материалы: карточки с изображением деталей национальных костюмов.

7. «Театр народного костюма»

Дидактическая задача : закреплять знания детей об элементах народного костюма; развивать навыки совместных действий, творческие способности.

Игровые действия: дети делятся на три группы – творческие лаборатории. Каждая группа определяет, костюм какого народа они будут «шить» и представлять на показе, отбирают его детали, создают и демонстрируют его под национальную музыку, комментируют.

Материалы: элементы народных костюмов, дополнительные украшения, музыкальное сопровождение.

8. «Художественный салон»

Дидактические задачи : учить устно, описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь – описание.

Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Игровые правила: точно описать предмет, который игрок хочет «купить».

Ход игры: предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие – «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия?» Когда «продавец» определит, что это за предмет, продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

9. «Узнай элемент узора»

Дидактические задачи : уточнить и закрепить представление об основных элементах мордовского орнамента, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к декоративному творчеству.

Материал: большие карты, украшенные мордовским орнаментом, элементы орнамента среди которых варианты узора, отличающиеся деталями.

Игровые правила: определить, какие из предложенных элементов орнамента подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры: получив большую карту и несколько элементов орнамента внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

10. «Составь узор»

Дидактические задачи : учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал: плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.

Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов мордовский узор в соответствии с правилами и традициями.

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумываю свою композицию.

11. «Разрезные картинки».

Дидактические задачи : закрепить знания о выразительных средствах, применяемые в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Материал: два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части.

Игровые правила: быстро составить из частей изделие в соответствии с образцом.

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Ведущий показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу играющие собирают из частей изображение, какого – либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

12. «Собери узор»

Дидактические задачи : закреплять умение детей составлять узоры способом аппликации. Закреплять названия элементов узора (галочка, ромб, крест). Поддерживать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Материал: набор элементов орнамента.

Игровые правила: детям предлагается набор элементов орнамента, из которых они должны выложить узор методом аппликации.

13. «Одень куклу»

Дидактические задачи : продолжать воспитывать детей в этнокультурной среде; закреплять знания детей о мордовском национальном костюме; учить отличать эрзянскую (мокшанскую) национальную одежду; учить различать элементы мордовского костюма; развивать у детей эстетический вкус, воображение. Развивать у детей интерес к мордовской национальной культуре; воспитывать интерес к истории мордовского костюма, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материал: набор бумажных кукол, комплекты национальной одежды

Игровые правила: в игре может принять участие один ребенок или группа детей. Детям предлагается набор бумажных кукол и комплекты национальной одежды. После рассмотрения дети наряжают своих кукол в национальные костюмы республики Мордовия. Куклу можно обуть в лапти или сапоги.

14. «Мордовские узоры»

Дидактические задачи : упражнять в умении составлять индивидуальный орнамент на основе знаний о мордовском узоре; использовать поверхности различных форм и различные цветовые сочетания; развивать творческое мышление, фантазию и эстетическое восприятие; способствовать развитию самостоятельности и инициативности; воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству мордовского народа.

Материал: Игра состоит из раскладных подносов различной формы и элементов мордовского орнамента : «ступеньки», «спираль», «крест», «галочка», «звезда», «ромб», «квадрат», «круг», «треугольник», «квадрат с продлённой стороной». Элементы имеют четыре основных цвета – красный, чёрный, жёлтый и зелёный. Все детали игры выполнены из белого и цветного картона.

Игровые правила: дети украшают поднос по собственному замыслу, соблюдая структуру построения мордовского национального орнамента и основные принципы расположения узора на плоскости.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом) Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции. Ход игры: Воспитатель произносит.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом) Цель: развивать у детей память, мышление, быстроту реакции. Материалы: мяч. Ход.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Цель: закреплять знания детей о частях суток. Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки,.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем» Цели: уточнить знания детей о растениях сада и огорода; назвать их признаки, описывать и находить.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Что это за птица?» Цель: уточнить и расширять представления детей о жизни птиц; учить описывать птиц по характерным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр для приобщения детей дошкольного возраста к мордовской культуре
Опубликовано: 13 января 2024 в 12:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД