МААМ-картинки

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Лена Проскура
Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены следующие задачи:

-формирование словаря,

-формирование грамматического строя речи,

-воспитание звуковой культуры речи,

-развитие связной речи,

-ознакомление детей с художественной литературой.

Публикация «Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи» размещена в разделах

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры ребёнок не только получает эмоциональное удовольствие, но и развивает свою речь, внимание, память, мышление, восприятие. Поэтому осуществлять работу по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста предлагаю с помощью игр и игровых упражнений.

Игра «Сосчитай до пяти»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.

Лексический материал :

Один город —.

Одна улица —.

Одна страна —.

Одна река —.

Одно поле —.

Одна гора —.

Игра «Один – много»

Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.

Ход игры: предложите назвать существительные, употребляя слово «много».

Лексический материал :

казак

урожай

колосок

река

порт

парк

вокзал

дом

магазин

житель

горожанин

Игра «Кто больше!»

Цель: упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.

Ход игры: назвать как можно больше слов, относящихся к данному действию.

Лексический материал :

плывет. (корабль, лодка, пароход, катер);

летит. (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей.);

едет. (поезд, автомобиль, пассажир);

волнуется (море, река, мама, папа);

собирает (урожай, гостей).

к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они, затем – числительное (один, одна, одно, одни).

Игра «Отгадай»

Цель: согласовывать имена прилагательные с существительными.

Ход игры: предложите послушать словосочетания:

Лексический материал :

Красивый город, красивое море, красивая набережная, красивые парки

Попросите угадать, о чем вы сейчас говорите:

Красивый, красивое, красивая, красивые….

Чистое небо, чистый парк, чистая улица

Попросите угадать, о чем Вы сейчас говорите:

Чистый, чистое, чистые…

Предложите придумать свои слова к данным признакам (Про что еще в нашем городе, крае можно сказать красивый, чистая? и т. д.).

Игра «Какой, какая, какие»

Цель: совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных.

Ход игры: предложите ответить на вопросы.

Лексический материал :

шум города – шум (какой)(городской);

фонарь на улице – фонарь (какой) – …;

скамейка в парке – скамейка (какая) – …;

гости города – гости (какие) – …;

знак у дороги – знак (какой) - ….

Игра «Подбери признак, действие»

Цель: развивать и обогащать словарь детей по теме, закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: предложить придумать как можно больше слов-признаков.

Лексический материал :

Россия (какая) —. (богатая, большая, красивая, необъятная и т. д.)

Ейск (какой) —.

Дом (какой) —.

Край (какой) – …

Город (какой) — …

Парк (какой) —.

Памятник (какой) —.

Горожане (что делают) - …

Игра «Назови ласково»

Цель: закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, обогащать словарь детей по теме.

Ход: попросить назвать ласково.

Лексический материал :

город – городок

улица –

мост — …

дом — …

магазин — ….

Игра «Есть – нет»

Цель: образовывать существительные в родительном падеже.

Ход: предложить образовать слова по образцу.

Лексический материал :

город – нет города аптека — …

вокзал — … дом — …

магазин — … парк — …

улица – … житель — …

горожанин –

Игра «Образуй новое слово»

Цель: образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных.

Ход игры: предложите образовывать слова по образцу.

Лексический материал :

Город – городской, Кубань – (кубанский, хлеб – (хлебный, казак – (казачий).

Ейский – Ейск, горный – (гора, речной – (река, морской – (море).

Печь – пекарь, пахать – пахарь, плыть – плавец.

Игра «Исправь ошибку»

Цель: закреплять умение правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры: предложить исправить ошибки в словосочетаниях.

Лексический материал :

Красивая город.

Большие сквер.

Старое памятник.

Новая район.

Привокзальные площадь.

Игра «Придумай предложение»

Цель: развивать связную речь, умение составлять предложение, правильно согласовывать слова (существительные, глаголы, прилагательные) в роде, числе, падеже, обогащать словарь по теме.

Ход игры: предложить составить предложение о Краснодарском крае по образцу.

Например: «В Краснодарском крае много полей;… лесов…рек…гор, озер».

Игра «Подбери родственников»

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, обогащать словарь по данной теме.

Ход игры: предложить придумать как можно больше родственных слов.

Лексический материал :

Река — речка — реченька — речушка — заречный — речной — речонка; Капля — … Трава – …

Игра «Скажи наоборот»

Цель: сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству, подбирая антонимы.

Ход игры: Назвать слова, противоположные по смыслу.

Лексический материал :

Богатый край -

Мелкое море -

Темная улица -

Широкая аллея -

Дождливая погода -

Светлое небо -

Яркая зелень -

Холодный дождь -

Прохладный фонтан -

Шумный город -

Многоэтажный дом -

Новый сквер –

Игра «Назови слова-приятели»

Цель: подбирать синонимы, развивать адъективный словарь.

Ход игры: предложите подобрать слова, близкие по смыслу.

Красивый –. (прекрасный).

Большой –. (огромный).

Трудный –. (тяжелый).

Бежать –. (мчаться, нестись).

Предложите ребенку составить предложения с этими словами по теме.

Игра "Гости города"

Цель:

- воспитывать патриотические чувства, интерес к своей Родине, городу, краю;

- развивать связную монологическую речь и диалогическую речь;

- развивать память, мышление;

- закреплять знание достопримечательностей города, памятников;

- воспитывать любовь к своему городу.

В комплект игры входят: карточки с видами города Ейска пронумерованные, кубик с цифрами, несколько машинок.

Ход игры: Педагог предлагает считалкой выбрать экскурсовода по городу. Ребёнок-экскурсовод бросает кубик, выпавшее число на кубике ищет на открытке. Задача ребёнка - рассказать о том месте, которое изображено на карточке, как можно интереснее, доступнее. «Экскурсовод» выбирает "транспорт" и с "гостями" города отправляется на экскурсию.

Игра "Что откуда?"

Цель:

- воспитывать любовь к своему городу, закреплять знание достопримечательностей, памятников, умение ориентироваться в городе.

- воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей Родины, города, края;

- развивать связную монологическую речь и диалогическую речь;

- развивать память, мышление;

В комплект игры входят: карточки с видами города Ейска и карточки с памятниками, объектами города.

Ход игры: Предложить детям карточки с видами города и попросить подобрать к ним памятники, объекты которые находятся в этих местах. Рассказать, что откуда и как называется объект города и кому посвящен памятник.

Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. Развивая речь, мы развиваем ребенка.

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей 6–7 лет с ТНР по лексической теме «Почта» Лексическая тема «Почта». «Сказка про письмо». Цель занятия: продолжать учить употреблять названия предметов, названия действий, названия.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Профессии. Библиотека» Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, в подготовительной группе ОНР. Тема: Профессии. Библиотека. Цель:.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР Тема: День защитников Отечества Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи. Задачи: 1. Расширение словарного запаса по данной теме.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи во второй младшей группе «Домашние птицы» Тема «Домашние птицы». Задачи: Активизация словаря по теме. Продолжать учить составлять предложения из 3 слов. Развитие умения отвечать.

Конспект НОД с логопедом в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи Конспект НОД с логопедом в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи. Тема: «Все профессии.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в 1 классе для детей с ТНР .

Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм.

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Насекомые» НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: Актуализация словаря в семантическом поле: «Насекомые».

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников «Во саду ли, в огороде» Открытое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста на базе лексической.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
Опубликовано: 23 мая 2016 в 07:47
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД