Лучший педагог года

Картотека «Игровые упражнения для развития дыхания»

Мухина Маргарита
Картотека «Игровые упражнения для развития дыхания»

Дыхательные упражнения для детей от 2-х до 3-х лет.

«Лети, бабочка!»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки

прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки

висели на уровне лица стоящего ребенка.

Публикация «Картотека „Игровые упражнения для развития дыхания“» размещена в разделах

Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.

- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они

летать. Педагог дует на бабочек.

- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при

выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка

выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

«Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить

ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения

ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:

- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка

вертится быстрее.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

«Снег идёт!»

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и

игра повторяется снова.

«Плыви, кораблик!»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик.

Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики

быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.

- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер!

Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!

Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой,

обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового

выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик

быстрее приплывет к цели.

Дыхательные упражнения для детей 3-х – 4-х лет

«Милиционер»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: свистки.

Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые

легче дуть. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в милиционеров.

- Кто знает, что есть у настоящего милиционера? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот

вам свистки - давайте поиграем в милиционеров! Вот милиционер увидел нарушителя - свистим

в свисток!

Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не

переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

«Свистульки»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде

различных птиц и животных.

Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки

и предложите подуть в них.

- Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши - птичка, а у Вани -

олень. Давайте устроим лесной концерт - каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!

Игру можно повторить несколько раз. Следить, чтобы дети дули, не напрягаясь, не

переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

«Подуй в дудочку!»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные

гармошки.

Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что игра на

духовых инструментах - одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания.

Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть.

Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем

вместе. - Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки - начинаем играть!

Если у кого- то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует:

выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его

необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.

Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Игра может проводиться как

индивидуально, так и в группе детей. Если же у кого-то из детей не получается, не настаивайте.

Возможно, лучше к этому заданию вернуться позже, когда ребенок немного подрастет.

«Бумажный флажок»

Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги ( размер: 15x2,5 см).

Ход игры: Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как можно подуть

на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).

- Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер -

вот так! Флажки полощутся на ветру!

Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше вернуться к

нему позже, когда ребенок немного подрастет. Игра может проводиться как индивидуально, так и в

группе детей.

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки

различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок

наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что

выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей.

Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и

выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость

для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте

следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.

Дыхательные упражнения для детей от 4-х до 5-ти лет.

«Надуй игрушку!»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.

Ход игры: Педагог раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает

их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие

игрушки.

- Посмотрите, наши игрушки совсем больные - худенькие, без животиков. Как же с ними играть?

Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!

Тот, кто надует игрушку, может поиграть с ней.

Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить малышейправильно держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух. Предлагайте эту игру только

после того, как сильный плавный выдох уже сформирован.

На последующих занятиях можно предложить надуть воздушные шары, что еще сложнее. Если

у ребенка не получается, не настаивайте.

«Воздушный шарик»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он

высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.

Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите

ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол. - Давай дуть

на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к

стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар

нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.

Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие

команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара 50-60 см) и

одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную

территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки).

«Музыкальный пузырёк»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: чистый стеклянный пузырёк (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1-

1,5 см).

Ход игры: Педагог показывает детям пузырёк и предлагает игру.

- Как выдумаете, что это такое? Правильно, пузырёк. Что можно делать с пузырьком? Налить в него

воду. Насыпать в пузырёк витаминки. А еще? Не знаете! Сейчас я вам покажу фокус! Вот такой

музыкальный пузырёк - гудит как труба.

Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает

одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа

должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует

несколько секунд, не напрягаясь. Так как в игре необходимо использовать стеклянные пузырьки, в

целях безопасности игра проводится индивидуально, или на занятии в группе дети дуют в

пузырьки по очереди. Если у кого-то из детей не получается это задание, не настаивайте.

Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет.

«Чья птичка дальше улетит?»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация мышц губ.

Оборудование: фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

Описание игры: Птичек ставят на стол у самого края. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок

садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном

выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки.

Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).

«Капитаны»

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха; активизация мышц губ.

Оборудование: таз с водой и бумажные кораблики.

Описание игры: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой.

Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города

значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы,

как для звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П -пп.» — губы складываются, как для звука п. Или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не. надувая

щек. Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры

нужно пригнать кораблик к определенному месту (городу).

«Бегемотик»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый

произносит рифмовку:

Бегемотики лежали,

бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики,

потрогали животики.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

«Дует ветерок»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую

моторику; активизировать мышцы губ.

Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед.

По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

Золотое солнышко по небу катается

С утра улыбается,

А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая "солнышко" и

встают в круг).

Что было дальше?

Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая

"тучку"). Вдруг подул ветерок,

А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).

Дыхательные упражнения для детей старшего дошкольного возраста «Варим кашу»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.

Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.

Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли" : молоко, сахар, крупа, соль.

На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

"Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек".

Каша варится.

Дети, выпячивая живот и набирая воздух в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот -

выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш".

Огонь прибавляют.

Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе.

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

«Веселые движения»

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение

сочетать речь с движениями.

Я люблю играть в футбол,

Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу).

Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо).

И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол).

Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением

следующей строки делается вдох.

«Рычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "р").

Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

«Мычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха,

медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М"

«Насос»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном

выдохе согласного звука С.

Ход игры: предложите детям поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается

движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.

- Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин

и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмём насосы и накачаем колёса – вот так!

«С-С-С» - работают насосы!

Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока

насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во

время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребёнок

сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания .

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Уважаемые родители!Психолог Н. И. Жинкин писал: “Речь—это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Консультация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Наверное всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи - речевое дыхание. Речевое дыхание - это дыхание в процессе.

Упражнения для развития дыхания для младшего дошкольного возраста 1. Снежинки Возьмите кусочек ваты, порвите её на маленькие (кусочки) снежинки. Положите маленькие снежинки на одну руку (на обе руки). Снежинки.

Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детейЗанимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека «Игровые упражнения для развития дыхания»
Опубликовано: 18 марта 2021 в 13:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД