Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений

Олеся Архипова
Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений

Улавливай шепот.

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Играющие делятся на две команды и выполняют задание:

1) Ведущий предлагает изобразить на лице определённое состояние (радость, грусть, усталость, испуг, внимание и т. д) или отгадать, какое состояние он сам изобразит.

2) Ведущий называет профессию, а дети показывают её с помощью движений.

Продолжительность игры 10-15 минут.

Картотека

(игры, речевые упражнения)

Чего не стало.

Цель: активизировать в речи существительные в родительном падеже множественного числа с нулевым окончанием.

Наглядный материал: предметные картинки с изображением одного или нескольких предметов

- Чего не стало?

(яблок, носков, гольфов, сапог)

Волшебный мешочек или

Волшебная корзинка.

Цель: учить описывать предмет, упражнять в согласовании существительных, прилагательных; активизировать использование прилагательных.

Воспитатель достаёт из мешка предметы, не показывая их, а дети должны догадаться, что это.

1 Она длинная, оранжевая. Что это? (морковь)

2 Он зелёный, длинный. (огурец)

3 Оно круглое, красное. (яблоко)

4 Он круглый, оранжевый. (апельсин)

5 Он круглый, красный. (помидор)

6 Он желтый, овальный, кислый. (лимон)

Кто внимательный?

Цель: развитие фразовой речи, слуха.

Оборудование: куклы, кубики, машины, др.

Дети сидят на стульях. Вызванный ребёнок выполняет задание, произнесённое ведущим шепотом (действия с игрушками).

Водящим и ведущим могут быть дети, выбранные по желанию или считалкой.

Расстояние от водящего от 3 до 5-6 метров.

Игра 10-15 мин.

Кто где?

Цель: упражнять детей в различении пространственных отношений: рядом, напротив, друг за другом.

Наглядный материал: 3 пары кукол (две куклы рядом, две куклы напротив друг друга, куклы друг за другом).

- Где стоят куклы?

-А эти куклы?

- Найдите кукол, которые стоят рядом, и поставьте их на другом столе друг за другом.

-Найдите кукол которые стоят друг за другом, и поставьте на полки, одну на верхнюю, другую на нижнюю.

Ласковые имена.

Цель: дать ласковые имена и названия (словообразование с помощью суффиксов)

Аня-Анечка, Соня-Сонечка, и т. д

Мама-мамочка, папа-папочка

(дочь, сестра, сын, брат, т. д)

Что это?

Цель: активизация употребления в речи детей несклоняемых существительных типа пальто.

Наглядность: картинки

Воспитатель задаёт вопросы:

- Что это? (пальто). Я уберу картинки, чего не стало? (пальто).

- Слово пальто произносится одинаково, много их или одно.

Предложения по картинкам:

- На вешалке висит много пальто;

- Девочка надевает (снимает) пальто;

Составьте рассказ о пальто.

Скажи одним словом.

Словарный материал:

Длинное ухо – длинноухий,

Короткий хвост – короткохвостый,

Длинные рога – длиннорогий,

Рыжий хвост – рыжехвостая,

Любит труд – трудолюбивый,

Ходит быстро – быстроходный и т. д.

Красный-белый.

Цель: нахождение в словах, произнесённых голосом или шепотом, шипящих и свистящих звуков.

Оборудование: на каждого ребёнка по два кружка – красный и белый.

Воспитатель называет слова. Если в них есть шипящий или свистящий звук, дети поднимают красный кружок, если нет белый.

Игра 10-20 мин.

Эхо.

Цель: продолжать работу над дикцией, совершенствовать произношение слов и словосочетаний, развивать фонематический слух, вызвать интерес к слову.

Ход игры:

Выбирается ребёнок, использующий роль «эха». Остальные дети называют любое слово и чётко и внятно (не громко) произносят его. Ребёнок – «эхо» должен тот час громко повторить его, как бы вернуть обратно. Слово произносятся детьми полушепотом, они должны быть разнообразными.

Найди исправь ошибку.

Цель: развивать слуховое внимание, учить слышать речь окружающих, учить соотносить звучащее слово с картинкой, упражнять в построении предложений с использованием глаголов.

Например – Кошка лает? (нет)

-А что может делать кошка? (мяукать, мурлыкать, царапать)

- Где живёт? (дома, с человеком и т. д).

Поймай рыбку.

Цель: активизация свистящих и шипящих звуков.

Оборудование: небольшие картинки, к ним прикреплены скрепки, удочка с магнитом.

Дети по очереди вылавливают удочкой картинку с изображением рыбки (щуки, карпа, пескаря, и т. д, называют их, определяют наличие свистящего или шипящего звука.

Игра 20-30 мин.

Угадай на что похоже?

Цель: активизировать речь детей, развивать словарный запас, развивать воображение, мышление память.

Наглядный материал: картинки, требующих воображаемых дорисовок, которые могут изображать разные предметы.

Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает «На что похоже?»

Например: - очки, штанга, самокат, велосипед.

Новое слово.

Цель: научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок.

Наглядный материал: картинки, с изображением мальчика в действии.

Дети рассматривают картинку, отвечают на)

Одним словом:

-Мальчик по тротуару (что делал) шёл

-Мальчик к дому (что сделал) подошёл

-Мальчик вокруг дома (что сделал) обошёл

Затем дети сами составляют:

- Коля пришёл …; - Коля вошёл, т. д.

Весёлые предлоги.

Цель: упражнять в правильном употреблении предлогов.

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Дети отвечают на вопросы, рассматривая сюжетные картинки.

1 Игрушки стоят в шкафу.

-Где стоят игрушки?

-Игрушки стоят в шкафу.

2 Стул стоит у стола.

-Где стоит стул?

-Стул стоит у (возле, около) стола.

Добавь слог.

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры:

Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить слово:

«Ма» - «ма», «Кни» - «га».

Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

Составь предложение.

Цель: учить детей составлять предложения с однородными членами.

Наглядный материал: предметные картинки (цветы, овощи, фрукты, одежда).

По картинкам дети составляют предложения типа «В саду поспели фрукты: яблоки, сливы, груши» или «В магазине не продают одежду: пальто, платья, костюмы».

Слово можно прошагать.

Цель: закрепить знание о том, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности показать, что в разных словах разное количество звуков.

Содержание:

- Дети, узнать длинное слово или короткое можно по шагам.

Например произносит «суп» и делает шаг, «шар»- шагают один шаг с детьми.

Далее педагог предлагает называть разные слова и одновременно шагать.

-Кто назовёт самое длинное слово, тот и победитель!

Звуковое лото.

Цель: учить опознавать звук в речевом потоке, учить составлять характеристики предметов (для описания).

Воспитатель выкладывает звук лото с предметными картинками, и просит отобрать те из них, закрыв их фишками, в названии которых есть звук (с, и т. д.

Далее ребёнок описывает картинку по выбору.

Страна Гномия.

Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, упражнять в употреблении сущ-ных во мн. числе.

Наглядный материал: карточки с парными картинками – высокий предмет, низкий предмет.

«Мальчик Саша попал в страну Гномия. Там всё было такое же, как у нас, но очень маленькое. Он увидел не дорогу, а дорожку, не куст, а кустик. Давайте поиграем в эту игру! Что ещё увидел мальчик в стране Гномии.

Что для чего?

Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределённой формы, конструкций сложноподчинённых предложений.

Игра: не обозначая словом сам предмет, назвать его применение.

Например: утюг- «Чтобы гладить», кисточка- «Чтобы рисовать».

Закончи предложение.

Цель: учить детей составлять сложносочинённые предложения с союзом а.

Воспитатель начинает, а дети продолжают:

Морковь сладкая, а редька (горькая).

Помидор красный, а огурец (зелёный).

Усложнение: детям дают задание:

-сравнить по вкусу лимон и мёд;

-по цвету уголь и мел;

-на ощупь вату и дерево; т. д.

Кому это?

Цель: закреплять названия фруктов, овощей, их описание.

Упражнять в построении распространённых предложений с использованием прилагательных.

Перед детьми сидят заяц, белка и кукла.

Вынимая из конверта картинки с изображением овощей и фруктов, воспитатель спрашивает детей: -что это? –кому это?

Какой? Какая? Какое?

Цель: учить согласовывать сущ-ные с прилагательными, правильно строить фразу.

Наглядный материл: предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, кастрюлька, коробка сока, банка из под варенья.

Игра: назвать сок – вишнёвый (какой) – яблочный, какое варенье? – малиновое, какой суп? – грибной, гороховый.

Подбери слово.

Цель: развивать сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Ход:

Воспитатель предлагает вопросы:

-Вспомните, что можно шить?

Дети – (пальто, платье, шубу и т. д)

-Что можно штопать? (носки, варежки, чулки и т. д)

-Завязывать? (верёвку, шнурки, шарф).

Узнай по голосу.

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры:

На площадке круг. Все дети бегают по площадке. После слов воспитателя: «Раз, два, три, в круг беги!». Все дети собираются в круг. Один завязывает глаза. «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай».

Ребёнок в кругу называет имя водящего.

Испорченный телефон.

Цель: развивать слуховое внимание

Ход игры:

Выбирается ведущий. Все садятся на стулья в ряд. Ведущий тихо говорит слово рядом сидящему, тот передаёт его следующему.

Ведущий спрашивает у последнего игрока: «Какое ты услышал слово?» если не правильно, остальные говорят что слышали они – узнают кто испортил.

Ромашка.

Цель: активизировать речь, обогащать словарный запас, учить классификации предметов.

Наглядный материал: Лепестки ромашки с предметными картинками.

Игра: собери - предметы посуды

-растения

-мебель

-инструменты

-транспорт

-обувь

-одежда

-головной убор

Публикации по теме:

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей»Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Воспитание звуковой культуры речи детей 2–3 лет Воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков,.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений
Опубликовано: 22 августа 2013 в 17:59
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление развивающей среды на стене в беседке ДОУ. «Времена года».
Стену в беседке мы решили оформить в экологическом направлении, дерево "Времена года". Сначала подготавливаем стену: обдираем старые облущенные слои,...
Конспект познавательно-игрового занятия для старшей группы «Август заглянул сегодня в...
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды...
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...