Папки-передвижки

Кейс-технология как формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников в условиях реализации ФГОС до

Ильмира Гудова
Кейс-технология как формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников в условиях реализации ФГОС до

Кейс метод, как технология формирования нравственных ценностей дошкольников в условиях формирования ФГОС ДО

Гудова Ильмира Рамильевна

воспитатель МКДОУ д/с №44 «Мозаика»,

магистрант II курса НГПУ

«Управление инновационным развитием ДОО»

Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем гармоничного развития личности.

Публикация «Кейс-технология как формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах

В психолого-педагогическом словаре Е. С. Рапоцевича : нравственность (мораль) рассматривается как совокупность норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.

Разработка методов воспитания нравственных качеств личности и привычек нравственного поведения является в настоящее время одной из главных задач, которая ставится обществом и родителями перед нами - педагогами. Актуальность заключается в определении основных путей, методов и средств нравственного развития у детей дошкольного возраста.

Сегодня вашему вниманию я представлю инновационную технологию формирования нравственных ценностей дошкольников – это кейс метод.

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество педагога и учащегося!

Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, метода диалога, дискуссии, творческих по сути.

Кейс способствует развитию умений:

• Анализировать ситуации.

• Оценивать альтернативы.

• Выбирать оптимальный вариант решений.

• Составлять план осуществления решений.

И как результат - устойчивый навык решения практических и жизненных задач, направленных на формирование нравственного поведения а именно этого требует от нас ФГОС ДО (целевые ориентиры «ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»).

Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:

1. У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

2. В жизни детям пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение, уважая при этом чужое.

3. Достоинством кейс-технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.

Требования к содержанию кейса

1. Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

2. Информация может быть представлена не полно, т. е. носить ориентирующий характер.

3. Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Действия педагога в кейс – технологии :

1) создание кейса или использование уже имеющегося;

2) распределение воспитанников по малым группам (4-6 человек, если этого требует кейс ситуация;

3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий, организация работы учащихся в малых группах, определение капитанов– правила кейса;

4) организация презентации решений в малых группах;

5) организация общей дискуссии;

6) обобщающее выступление педагога, его анализ ситуации;

Действия детей в кейс игре

1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап — выделение основной проблемы (проблем,

3 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

4 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

5 этап — презентация решения кейса — групповая или индивидуальная презентация.

Создание кейса

Вначале нужно ответить на три вопроса:

- Для чего пишется кейс?

- Чему должны научиться дети?

- Какие уроки они из этого извлекут?

Примерная структура кейса

1. Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни.

2. Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

3. Комментарий ситуации, представленный педагогом.

4. Вопросы или задания для работы с кейсом.

Виды кейсов

Практические кейсы.

Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их воспитательное назначение может сводиться к тренингу, закреплению знаний, навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

Например кейс «Адрес». Кейс проигрывается на прогулке, тк действия его разворачиваются в обычном дворе. Предварительная работа – подготовка карточек, определяющих роли детей. Дети делятся на 2 группы. Им раздаются картинки, определяющие их роль в кейсе : мальчишки, играющие в футбол, мама, гуляющая с маленьким ребенком, девочки, играющие в классики, мальчик, перебегающий дорогу, водитель за рулем машины (мальчик и водитель – фигуры общие для двух групп).

Ребята занимают исходные позиции, педагог читает инструкцию к кейсу.

Ясный летний день. Ребята вышли гулять во двор. Мальчишки играют в футбол, девчонки прыгают в классики, мама с малышом играют в песочнице. Лето, всем весело. Вот в проулок заехал автомобиль, водитель едет, замедлив скорость, он никогда не нарушает правил, но перебегавший дорогу мальчишка не смотрит по сторонам и сталкивается с машиной. К счастью водитель успевает затормозить, но мальчик всё же ушибся, он упал на асфальт и плачет, держась за ногу.

Ребята, сейчас ваши группы могут обсудить, что должны сделать каждый из участников кейса. Напоминаю, что у одной подгруппы есть телефон у мамы, у другой нет. Приступаем к обсуждению. После бурного обсуждения следует выслушать всех участников, проанализировать действия, выявить алгоритм оптимальной поведенческой реакции для каждого из участников.

Обучающие кейсы.

Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному».

Например кейс «Одна бумажка».

Кейс может проигрываться как на прогулке, так и в помещении группы. Действия разворачиваются во дворе. Предварительная работа – подготовка карточек, определяющих роли детей, бумажные фантики от различных продуктов. Детям раздаются картинки, определяющие их роль в кейсе здесь это дворник, подружки идущие со школы, папа с сыном, выходящие из машины, мама с детьми, идущие из магазина, мальчишки, которые возвращаются домой из спортивной секции.

Ребята сидят на круговом сборе, педагог читает инструкцию к кейсу.

Какая красивая и чистая улица Березовая, здесь стоит много домов и живет много семей. Но вот что случилось в один день. Подружки шли со школы и весело болтали, одна из них решила угостить всех жевательной резинкой, куда же деть одну бумажку – фантик? Никто не увидит, если мы её выбросим здесь, прямо на улице! Одну бумажку небрежно бросают и остальные участники кейса. На утро, дворник не справляется с мусором и все просыпаются уже на свалке. Что произошло? Почему люди так поступили? А как они могли поступить?

Далее следует обсуждение, что должны были сделать каждый из участников кейса.

Исследовательские кейсы.

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Например кейс «Плачет Земля».

Кейс проигрывается в группе. Предварительная работа – подготовка карточек, определяющих роли детей. Ребята делятся на 4 подгруппы (4 стола, каждая подгруппа выбирает капитана, что тоже является диагностической и воспитательной ситуацией, ведь детям необходимо договориться. Капитаны по очереди подходят к воспитателю и выбирают карточку (растения, животные, насекомые, человек). Далее педагог зачитывает инструкцию кейса.

Сегодня планета Земля проснулась и горько заплакала. На ней исчезли все растения, животные, люди, насекомые (соответствующие картинкам команды обсуждают разные ситуации. По очереди команды представляют свои гипотезы, что же будет с планетой, если исчезнет тот или иной её представитель. Далее педагог делает общий вывод о необходимости дружного существования всех на планете Земля.

Источники формирования кейсов

Большая часть кейсов должна базироваться на местном материале. Ребята чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать, например, американскую среду, поведение и мотивы людей других стран.

Каковы характеристики «хорошего кейса»?

1. Хороший кейс рассказывает историю.

2. Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес детей.

4. Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания героям кейса.

6. Хороший кейс содержит проблемы, понятные ребенку.

7. Хороший кейс требует оценки уже принятых решений.

Кейс дает возможность воспитателю развивать личность ребенка, мотивацию и способности детей в различных видах деятельности и охватывает все образовательные области, к тому же кейсы положительным образом зарекомендовали себя в работе с коллегами и, конечно, родителями.

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение таких мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка. Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи, а в дальнейшем школы и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

И в заключении, педагогической общественностью на разных уровнях обсуждаются проблемы воспитания и развития современных детей, говорится о частых случаях агрессии, гиперактивности ребенка 21 века, негативном влиянии гаджетов, всё происходит от того, что образование не успевает за внешним миром, в котором живут дети, современному педагогу необходимо использовать на ряду с традиционными инновационные, интересные для ребенка методы, технологии, к которым относятся кейсы. И тогда, наряду с проблемами, мы поговорим о достижениях.

Публикации по теме:

Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОСЛэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС «Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО». МБДОУ д/с № 27 г. Глазова УР является.

Из опыта работы «Развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством сказки» «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» /В. А. Сухомлинский. / Федеральный государственный.

Воспитание духовно-нравственной культуры в условиях реализации ФГОС в ДОУ .

Формирование нравственных ценностей у дошкольников как основа здоровья нации Формирование нравственных ценностей у дошкольников как основа здоровья нации Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется.

Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС Выступление на педагогическом часе Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в свете требований ФГОС» Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска.

Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС Выступление на педагогическом часе Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в свете требований ФГОС» Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска.

Формирование духовно-нравственных ценностей в семье у детей старшего дошкольного возраста через связь поколений Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была актуальной и приобретает особое значение. Согласно содержанию Государственного.

Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Педагогический совет «Построение образовательного процесса ДОУ на основе духовно-нравственных ценностей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 «Аленушка» г. Волжского Волгоградской области» (МДОУ д/с № 30).

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Кейс-технология как формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников в условиях реализации ФГОС до
Опубликовано: 5 апреля 2018 в 16:52
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД