Татьяна Алекберова
Клубный час для детей старшего возраста «Легенды седого Байкала»
МАДОУ детский сад №161 «Ёлочка» г. Улан-Удэ
Клубный час
«Легенды Седого Байкала».
Автор: старший воспитатель высшей квалификационной категории Алекберова Татьяна Ивановна
Клубный час «Легенды Седого Байкала».
Участники: Дети подготовительных групп, воспитатели всех подготовительных групп, узкие специалисты.
Тип «Клубного часа» : игровой
Время и дата проведения: 15.15 – 16.15 - 24 мая 2018 года.
Публикация «Клубный час для детей старшего возраста „Легенды седого Байкала“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
Ресурсное обеспечение: перспективный план педагогической технологии «Клубный час», план-схема размещения помещений ДОУ, стимульные кружки голубого цвета, музыка для рефлексивного круга – «Славное море-священный Байкал», эмблемы – указатели на центрах помещений.
Предварительная работа среди родителей:
- информировать родителей о том, как, когда и в какое время будет проводиться «Клубный час» и как это повлияет на детей;
- каким образом будет обеспечена безопасность детей;
- предоставить возможность родителям самим принимать участие в работе «Клубного часа» («Мастер-класс»).
Предварительная работа среди педагогов:
- разработать творческой группой ДОУ план «Клубного часа»;
- обсудить организационные моменты;
- обсудить с детьми правила поведения во время «Клубного часа»;
- определить количество детей, участвующих в мероприятии;
- уведомить всех сотрудников ДОУ о времени проведения «Клубного часа» и о возможной необходимости включения в процесс мероприятия по ситуации.
Цель. Ввести детей в ситуацию «Клубный час». Помогать детям приобретать жизненный опыт (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Задачи:
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
- учить детей ориентироваться в пространстве;
- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
- формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
- формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
- учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
- развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
- формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
- поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;
- помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.
План мероприятий
1. Организационный момент: (обсуждение между педагогом и детьми плана – схемы ДОУ, с обсуждением где, что находится)
2. Ход мероприятия: (перемещения детей в течение 1 часа по всему зданию ДОУ, соблюдая определённые правила поведения (разработанные ранее, и по звонку колокола возвращение в группу).
По своему усмотрению дети посещают любую группу или кабинеты ДОУ, где им предоставляется возможность выбрать себе деятельность по интересу:
• Холл детского сада - «Непроходимая тайга»;
• Группа №8 - «Дикие животные Сибири»;
• Кабинет бурятского языка – «Лекарственные растения Забайкалья»;
• Группа №4 - «Горный лабиринт»;
• Группа №11- «Бурная горная река»;
• Музыкальный зал - Заключение КЧ. Рефлексия;
По возвращении детей в группы, проводится обсуждение – «Рефлексивный круг», где каждый участник делится впечатлениями, рассказывает о том, удалось ли соблюдать правила (если правила поведения не нарушены - «кружки голубого цвета» сохраняются, если нет, то почему; что запомнилось, что понравилось.
Педагог фиксирует проблемы, возникшие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждают их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности.
3. Итог.
После проведения мероприятия «Клубного часа» на педагогическом часе педагоги и сотрудники обмениваются мнениями:
- что делали дети, приходя на их территорию, что было особенного в их поведении;
- как реагировали дети, которые находились в своей группе, когда к ним приходили гости;
- соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать;
- какие задачи необходимо решать на следующем «Классном часе».
Используемая литература
1. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребё нка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / - М. : Вента-Граф, 2015. – 184с.
2. Гришаева Н. П., Струкова Л. М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе.
Содержание клубного часа «Легенды Седого Байкала».
Действующие лица: Байкал, Ангара, ветры: Сарма, Баргузин, Култук, Шелонник; заяц.
Оборудование: озеро, изображения деревьев Сибири и юга, картинки диких животных нашего края, следы зверей, лекарственные растения Забайкалья, бинт, аптечка, «горы», лабиринт между гор, река Енисей, модули, конструктор, для строительства корабля, загадки о ветре, фонограмма с песней «Славное море, священный Байкал», «омулевая» бочка, шоколадные рыбки (печенье - рыбки).
Предварительная работа: рассматривание картинок о Байкале, чтение легенды о Красавице Ангаре; игры на классификацию южных деревьев и деревьев Сибири; познавательные беседы о ветрах Байкала – Сарма, Баргузин, Култук, Шелонник; конструктивно-исследовательская деятельность; рассматривание и беседа о лекарственных растениях Забайкалья; познавательные занятия о диких животных нашего края, соотношения по их следам. Чтение о бурятских богатырях – героях бурятского фольклора – Гэсэре, Баторе, Будамшу.
Ход КЧ:
Сидит Седой Байкал на берегу озера и печалится, горюет.
Байкал (Б) : Давно это было, уж и сам не помню когда. Была у меня дочь – Красавица Ангара. Хорошо мы жили. Но случилось влюбиться моей ненаглядной дочери в Енисея, как я не отговаривал, не послушалась меня Ангара убежала к своему жениху. Сильно я тогда разгневался на свою дочь – Ангару, собрал своих помощников: все сильные ветры призвал и Сарму, и Баргузина, и Култука, и даже Шелонника. В догонку за дочерью они полетели, но не догнали… Ох, и далеко она теперь от меня, в чужих, дальних краях. А я стар стал, силы покидают – один на белом свете теперь остался. Простил я свою дочь ненаглядную, хотел вернуть её, да куда уж мне дальнюю дорогу не осилю. Хоть бы глазком её увидеть, обнять. Никто мне не может помочь. Горе мне.
Дети (Д) : Мы поможем!
Б: Куда вам, малы вы ещё. Мне богатыри пытались мне помочь – и Гэсэр, и Батор, Будамшу тоже пытался, но ничего не вышло у них. Не смогли они одолеть путь тернистый, опасный и трудный.
А вам и подавно не справиться, малы ещё.
Д: А мы справимся, говори, куда идти надо?
Б: А что может и вправду сила молодая поможет, сердца храбрые справятся с трудностями, ноги быстрые преодолеют препятствия. Век благодарен буду.
Сразу предупреждаю! Что путь не близок, на пути и тайга непроходимая встретится, и звери дикие, реки бурные, горы высокие непроходимые. Не испугаетесь?
Д: нет, все пройдем и преодолеем.
Б: А в помощь вам мои ветры будут Сарма – самый сильный и могучий из ветров, Баргузин – тоже сильный ветер, Култук не такой сильный, зато шустрый, и самый младший – Шелонник – самый умный и проворливый.
Б: удачи вам!
Сарма (С) : Ребята, ступайте за мной, покажу вам дорогу.
Дети идут за ветром.
1-ое препятствие – «Тайга непроходимая». Задание – много деревьев у нас на пути, не пройти дальше, если деревья не проредить. Надо разобрать деревья южные и деревья Сибири. (Дети классифицируют деревья и называют их названия).
С: Молодцы, справились с заданием, можно теперь идти дальше. А дальше мой брат Баргузин с вами пойдет, он лучше эту дорогу знает. До свидания!
Баргузин (Б) : Пойдемте со мной, друзья, только не отставайте, я быстро лечу.
2-ое препятствие - «Дикие животные Сибири». Задание: Дальше идти опасно, здесь много диких зверей, но пройти можно, если выполнить задание. В прошлый раз, когда мы с братьями пролетали здесь, то перепутали все следы зверей. Вот звери и находятся здесь, никого не пропускают. Надо найти каждому зверю его след.
(Дети соотносят следы с картинками животных, называют всех животных нашего края).
После выполнения задания Баргузин прощается с ребятами.
Выбегает заяц (З) (ребенок).
Заяц (З) : Ребята, спасибо вам большое, наконец-то все дикие звери убежали. Мне теперь не страшно. А вы куда идете, куда путь держите, расскажите, может, я вам пригожусь?
Д: рассказывают куда идут, кого ищут.
З: Я знаю туда дорогу, но у меня лапка болит. Когда убегал от волка с лисой лапку поранил, теперь идти не могу. Может, вы поможете? Д: Да, поможем. А как помочь, мы же в лесу, аптеки нет, больницы нет?
З: я знаю полянку недалеко там много трав растет, может там найдем полезную?
Заяц ведет детей на полянку с лекарственными травами.
3-е препятствие - «Лекарственные растения Забайкалья». Задание: из всех представленных трав выбрать подорожник, перебинтовать лапку зайцу.
З: Спасибо, ребята, вы меня и от диких зверей спасли и лапку подлечили. Пойдемте, я вам покажу дорогу дальше.
Заяц ведет детей к горам.
З: Дальше я вам не помощник, на такие горы я не смогу забраться, но я знаю кто вам поможет. Это мой друг ветер – Култук.
Заяц зовет ветер Култук.
Култук (К) : С радостью помогу вам, а то тяжело смотреть на Старого Байкала, очень он печалится о своей дочери Ангаре.
Култук провожает детей до горного лабиринта.
4-е препятствие - ««Горный лабиринт». Задание: пройти лабиринт и найти младшего из братьев ветров – Шелонника.
К: Пройти горные цепи по лабиринту не просто, не боитесь?
Д: Нет.
К: тогда в дорогу, а ещё пройдя по лабиринту вы найдете нашего младшего брата –ветра Шелонника. А он знает дорогу дальше.
Дети самостоятельно проходят лабиринт и находят Шелонника.
Шелонник (Ш) : Спасибо ребята, вы освободили меня и прошли лабиринт. Это ещё никому не удавалось. Я хоть и ветер, да силы у меня не хватило перелететь через высокие горы, а в лабиринте запутался, не мог выбраться.
Ш: слышал я от птиц куда вы идете, я вам помогу – покажу дорогу.
Шелоник провожает детей к бурной горной реке.
5-е препятствие - «Бурная горная река». Задание: перебраться через реку, построив корабль.
Ш: ребята река широкая глубокая и бурная, а на берегу ни одной лодочки. Как перебраться на другой берег?
Д: построить корабль.
Ш: Молодцы, правильно, давайте построим корабль и переправимся на нем.
Дети строят корабль по выбору – из мягких модулей, конструктора «Лего».
Ш: А чтобы корабль отправился в плавание надо отгадать загадки и вспомнить в каких сказках есть ветер.
Дети отгадывают загадки, и сказки где присутствует ветер. Переправляются на корабле через реку и находят Красавицу ангару.
Ангара (А) : Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуй и ты друг мой Шелонник. Кто вы и откуда?
Дети рассказывают о том, что их послал Байкал за ней, что он простил Ангару и ждет к себе в гости.
А: Я тоже очень люблю своего отца, скучаю, но боялась гнева отца, вот и не возвращалась.
Д: Не бойся, мы тебя отведем к твоему отцу, к Байкалу.
Дети ведут Ангару к Байкалу.
Входят в музыкальный зал, звучит фонограмма «Славное море, священный Байкал».
Встреча Байкала и Ангары.
Б: Спасибо, ребята, а я не надеялся, что вы справитесь, поможете мне дочь мою вернуть! А как же вы нашли мою красавицу?
Рефлексия: дети рассказывают, кто им помогал, что пришлось преодолеть, где были, кому помогали, что узнали нового.
Б: за вашу смелость, знания, умения, быстроту и смекалку я вас награжу – подарю «омулевую» бочку.
Байкал дарит «омулевую» бочку (внутри шоколадные рыбки).
Б: никогда не забуду вас, спасибо, до свидания!