Инна Епифанова
Проект «Книжки умные читаешь — правила дорожного движения узнаешь»
Авторы проекта : Епифанова Инна Владимировна
воспитатель высшей квалификационной категории.
Мартынцова Татьяна Геннадьевна
воспитатель
Длительный проект «Умные книги прочитаешь – правила дорожного движения узнаешь»(с участием детей, родителей средней группы)
Пояснительная записка.
Актуальность.
Публикация «Проект „Книжки умные читаешь — правила дорожного движения узнаешь“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Проекты
- Книжки своими руками по безопасности ОБЖ
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2022
Изучение правил дорожного движения в детском саду необходимо, прежде всего, для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах на дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Мы привыкли к обилию машин на дорогах, считая их частью нашей жизни, и совершенно забываем об опасностях, которые с ними связаны. А ведь под колёсами машин погибает огромное количество людей. И каждый десятый погибший - ребёнок! Но невозможно представить, что человек совсем откажется от транспорта, в целях личной безопасности. Конечно, транспорт нам необходим, но нельзя при этом забывать о мерах безопасности. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной задачей в государственном масштабе. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности и жить которым придётся при несравненно большей интенсивности автомобильного движения. Наши дети будут не только пешеходами, им предстоит быть и водителями, поэтому надо донести до их сознания, что пешеходы и водители взаимосвязаны. На дорогах страдают не только пешеходы по вине водителей, но и водители по вине пешеходов. Часто страдают и машины.
Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста. Построение работы по обучению ребёнка правилам дорожного движения должно проводиться по нарастающей степени сложности, начиная с элементарных задач воспитания детей второй младшей группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята старшей группы: ведь большинство из них станут после детского сада самостоятельно ходить в школу. И здесь, главная проблема - невнимательность детей на дороге, не достаточно быстрая реакция при решении дорожных ситуаций, т. к. внимание у детей дошкольного возраста является рассеянным. Важно научить ребёнка сосредоточиться в нужный момент, адекватно оценить обстановку на дороге. Поэтому необходимо обучать детей правилам дорожного движения через все виды деятельности.
Осознавая серьезность проблемы было изучено большое количество методической литературы: Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице», Т. П. Гарнышева «Как научить детей ПДД»,Поддубная Л. Б. «Правила дорожного движения». Анализ современной методической литературы показал, что при обучении детей правилами поведения на улицах и дорогах наиболее широко используются объяснительно-иллюстративные методы: беседы, дидактически игры, рассказы, чтение художественных произведений. Художественная литература иллюстрирована, позволяют в кротчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед дошкольниками проблемы и указать пути их решения, вызвать в сознании яркие картины и дорожные ситуации, активизировать память и чувства. Содержание образования в литературе определяется действующими Правилами дорожного движения.
На основе изученного разработан проект по формированию безопасного поведения на дороге через чтение художественной литературы. Проект нашел отражение и в нашей образовательной программе.
В нашем дошкольном учреждении реализуется программа «Детство»
ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Раздел «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Основная идея программы - формирование понимания ценности здоровья и жизни человека через разумный образ жизни проходит через все виды деятельности. В программе соблюдается принцип последовательности: формирование навыков поведения на дорогах состоит в том, что любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем опыте, а обучение преподносится только в игровой форме.
Новизна проекта заключается в том что в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит не только формирование навыков безопасного поведения,но и развитие коммуникативных навыков; развивается диалогическая речь. Дети учатся задавать вопросы и получать ответы на них, обращаясь к разным источникам (воспитатели, родители);
• Совместная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата. А также, интересна работа по совместному сочинению стихотворений и рассказов по теме проекта что способствуют, привлечению и удержанию внимания детей на изучаемой теме;
• Реализуя проект, участники образовательного процесса «родители – дети – воспитатели» (все участники равноправны) учатся взаимодействовать и сотрудничать между собой;
• Произведения художественной литературы способствовали усвоению материала, зрительная и вербальная информация совместно усваивается быстрее.
Использование инновационных технологий.
Основные виды инновационных технология, используемые в рамках проекта : развивающие, игровые, личностно-ориентированные технологии и ИКТ.
Перспективы использования материалов в работе воспитателей.
Перспектива использования материалов проекта предполагает :
• Передача и обмен опыта по формированию навыков безопасного поведения посредством художественной литературы;
• ориентация на ребенка, на его потребности, возможности и способности;
• использование новых информационных технологий;
•
Содержательная часть проекта
Цель проекта : формирование навыков безопасного поведения на дорогах посредством художественной литературы.
Задачи проекта :
- Познакомить детей со значениями дорожных знаков, правилами поведения на дорогах, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
- Развивать речь, наблюдательность и любознательность.
- Воспитывать умение ориентироваться на местности.
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
Целевая группа - дети средней группы.
Используемые технические средства обучения: музыкальный центр, телевизор, ноутбук,DVD.
Используемые информационно - коммуникативные технологий.
В рамках проекта использовались слайд-шоу, аудиосопровождение и видеосопроваждение, просмотр мультфильмов.
Методики:
- методика Л. А. Вдовиченко «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге,на улице,в транспорте»
- ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( АВТОРЫ: Р. Б. СТЕРКИНА, О. Л. КНЯЗЕВА, Н. Н. АВДЕЕВА)
Описание этапов работы проекта
Реализация проекта осуществлялась в 4 этапа.
Подготовительный этап.
На подготовительном этапе мы с детьми познакомились с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина», О. Бедарев «Если бы…», Н. Носов «Автомобиль», В. Головко «Правила движения», смотрели мультфильмы, где вместе с детьми обсуждали поведения героев, почему они так поступают и что надо всем знать, чтоб не случилось беды. Дети заинтересовались и захотели поближе познакомиться с правилами дорожного движения. После обсуждения у нас был создана инициативная группа детей.
Перед началом работы по проекту мы с родителями познакомились целями, задачами проекта, постарались убедить их в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к заданиям и играм детей. К сожалению, далеко не все родители понимают необходимость воспитания безопасного поведения на улицах. Однако работа в рамках проекта оказывается привлекательной для многих мам и пап, бабушек и дедушек, сближает их с детьми. Очень часто приходят на помощь старшие братья и сёстры. Выяснить, какой вид транспорта имеется в семье. Предложила родителям провести вместе с детьми разнообразные опросы среди родственников и знакомых на тему ПДД, игры во время отдыха на природе, на даче.
После этого мы вместе с родителями начали собирать материала по ПДД,.
На этапе формулирования проблемы. На этом этапе мы с детьми сформулировали проблему. Из- за чего герои художественных произведений и мультфильмов попали в беду: недостаточное знание правил дорожного движения. И мы начали искать пути решения этой проблемы на следующих этапах проекта.
На основном этапе мы с детьми подготовили сборник стихотворений и рассказов по теме проекта для детей других групп нашего детского сада. Были проведены беседы: «Правила дорожного движения», «Машины на нашей улице», разучивали много стихов и песен о дорожных знаках обыгрывали разные ситуации. С родителями была проведена анкетирование на тему: «Обучаем ПДД», где можно было увидеть, что многие родители стали заинтересованными в том, насколько их ребенок знает правила безопасности. Также была проведена викторина совместно с детьми и родителями, она прошла в игровой форме и очень интересно, где дети старались показать свои знания по ПДД и выиграли команду родителей. Дети с удовольствием играли в дидактические игры, некоторых даже сами помогали изготавливать: «Говорящие знаки», «Расставь правильно знак», «Светофор».Дети совместно с родителями рисовали иллюстрации к стихотворениям и рассказам собственного сочинения.
На заключительном этапе нашего проекта была представлена презентация книги «Книги умные прочитаешь -правила дорожного движения узнаешь». Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Тематический план работы с детьми среднего возраста по ПДД посредством художественной литературы
Месяц Название произведения Цель работы Содержание работы
Сентябрь
С. Михалков «Светофор»,
«Если бы…» О. Бедарев. Выяснение причин несчастного случая. Чтение, обсуждение.
Вопросы беседы:
Причина аварии?
Как можно было избежать беды?
Октябрь А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города»,
«Мой приятель-светофор» С. Прокофьев.
«Светофор» И. Пляцковская. Закреплять знания о сигналах светофора и о правилах поведения на улице. Чтение, аппликация.
Вопросы беседы:
Для чего нужен светофор?
Какой цвет светофора запрещает (разрешает) идти?
Разучивание рифмованного правила
Ноябрь «Дядя Степа-милиционер» С. Михалков.
«Посмотрите, постовой» Я. Пишумов.
Н. Носов «Автомобиль», Знакомство с работой милиционера-регулировщика. Чтение, инсценировка.
Вопросы беседы:
Зачем нужен милиционер-регулировщик?
Где обычно стоит постовой?
Декабрь Загадки о транспорте.
«Пассажир» А. Дорохов. О. Бедарев «Если бы…», Знакомство с транспортом и правилами поведения в нем. Отгадывание загадок. Сюжетное рисование.
Вопросы беседы:
Как нельзя себя вести в транспорте?
Какие правила поведения в транспорте нарушил главный герой?
Январь «Перекресток» А. Дорохов.
«Законы улиц и дорог» И. Серяков. Знакомство с правилами перехода через улицу. Чтение, режиссерская игра.
Вопросы беседы:
Что такое перекресток?
В каком месте нужно переходить через улицу?
Как нужно переходить улицу?
Февраль «Марта и Чичи идут в парк».
Стихотворения «Зебра»,
«Веселый светофор» Закрепление знаний о правилах перехода через улицу. Чтение.
Вопросы беседы:
Какие правила нарушили героини?
Почему пешеходный переход называется «зеброй»?
Расскажите, как им нужно было переходить дорогу?
Март «Моя улица» С. Михалков.
«Самый лучший переход» Я. Пишумов. Уточнение знаний о переходах. Чтение, сюжетное рисование.
Вопросы беседы:
Для чего нужен подземный переход?
В каких местах он находится?
Апрель «Волшебный мяч» Т. Шорыгина.
«Как Стобед качался на качелях» Д. Орлова. Знакомство с правилами поведения во дворе. Чтение, настольный театр, режиссерские игры.
Вопросы к беседе:
Какие правила поведения во дворе вы знаете?
В какие игры можно играть во дворе?
Май «Как неразлучные друзья дорогу переходили» А. Иванов.
Литературная викторина. Обобщение и закрепление знаний о правилах безопасного поведения на улице. Чтение.
Вопросы к беседе:
Какие правила поведения на улице вы знаете?
Все ли герои правильно вели себя на улице?
Какие правила они нарушали?
Помимо всего прочего в рамках проекта происходит расширение тематического словаря у детей среднего дошкольного возраста по разделам:
Улица: автодорога, автомагистраль, шоссе, проезжая часть, мостовая, обочина, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, водитель, шофер, пешеходный переход, светофор, милиционер-регулировщик, жезл, перекресток, железная дорога.
Транспорт: грузовой транспорт, пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мопед, легковой автомобиль, грузовая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, бетономешалка, экскаватор, снегоуборочная машина, трактор, цистерна, «скорая помощь», пожарная машина, ветеринарная помощь, машина ДПС, милиция, маячок, звуковой сигнал, сирена, кузов автомобиля, прицеп, капот, фара, тормоз, двигатель автомобиля, трос.
Дорожные знаки : железнодорожный переезд без шлагбаума, пешеходный переход, дети, пункт питания, движение запрещено, остановка автобуса, остановка троллейбуса, опасные повороты, поворот (направо, налево, одностороннее движение, место стоянки, пункт первой медицинской помощи, техобслуживание, АЗС, объезд
Взаимодействие с родителями
Работа по усвоению детьми правил безопасного движения эффективна только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями.
На первом этапе:
информировать родителей о теме проекта;
привлечь родителей к проявлению интереса к правилам поведения на дороге : рассказ – беседа родителей «Правила нужно знать» (Смирнова С. В.);
оформить информационный стенд для родителей «Безопасность дорожного движения»;
На последующих этапах
Нами были проведены:
родительское собрание по теме «Роль художественной литературы в формировании правил безопасного поведения»
Совместный досуг «КВН по сказкам»
анкетирование,
Консультации «Правила дорожного движения»
беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма,
совместное оформление атрибутов к играм.
В родительских уголках каждой возрастной группы имеется иллюстративный материал и рекомендации для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Систематически оформляются выставки совместного творчества детей и родителей.
Краткий анализ работы детей
В рамках проекта совместно с детьми изготовили книжку-малышку литературных произведений. С детьми проводили экскурсию на улице, на которой расположен детский сад. Дети сами находят опасные места, на которые следует обратить внимание, чтобы избежать травмы или не попасть под машину.
В музыкально-спортивном зале детского сада стоят дорожные знаки, что даёт детям возможность обыгрывать дорожно-транспортные ситуации, («Аварии на дороге», «Дорожно-транспортные происшествия», «Пешеходы и водители», и другое) .
Для закрепления знаний детей провели викторину, на которой членом жюри были представители родительского коллектива.
Результаты
Показателями эффективности работы стало следующее:
• Отсутствие несчастных случаев с детьми МБДОУ детсад N 7
• Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными требованиями).
• Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях (наблюдение за детьми во время игровой деятельности)
• Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
• составлен каталог «Совместная деятельность с детьми ОО «Художественное – эстетическое развитие по теме: «Изучаем Правила Дорожного движения»(с подбором художественной литературы) для того, чтобы воспитатели могли дать знания детям по данной теме с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и чтобы дети смогли успешно усвоить правила дорожного движения. Работая над каталогом, я учитывала интересы детей, возрастные особенности, изучила рекомендации работников ГИББД и большой объем программного материала по ПДД.
Важнейшими условиями обучения должны являться регулярность образовательных ситуаций, их непрерывность, преемственность, систематичность. Чередование иллюстративного материала и чтение с детьми дошкольного возраста помогает добиться поставленных целей.
Отслеживание результатов в рамках проекта.
Для отслеживания эффективности воспитательного процесса выделены две группы параметров, по которым отслеживаются достижения воспитанников: образовательные и личностные.
I Образовательные достижения.
1. Уровень усвоения детьми знаний правил дорожного движения.
На данном уровне критериями выступают разнообразие умений и навыков, практических действий, знаний правил дорожного движения.
2. Устойчивый интерес детей к содержанию поставленных задач.
Критериями данного параметра являются характер мотивов изучения правил дорожного движения, участие детей в мероприятиях, предусмотренных программой.
II Личностные достижения.
1. Культура поведения дошкольников на проезжей части, в транспорте и во дворе.
Ориентация детей на выполнение общепринятых правил дорожного движения.
2. Творческая активность детей
При анализе степени проявления творческих способностей детей обращается внимание на то, как у детей проявляется желание реализовать свои возможности в разных видах деятельности: изобразительной, театрализованной, художественно-речевой.
Критерии эффективности образовательного процесса
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Критерий «Уровень освоения детьми знаний по правилам дорожного движения»
Знакомство с основными знаниями. Ребенок самостоятельно не справляется с заданиями Усвоение основных правил. Ребенок справляется с заданиями с помощью взрослого Владение основными знаниями. Ребенок самостоятельно справляется с заданием, дает полный ответ.
Критерий «Устойчивый интерес к содержанию познавательной деятельности»
Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности: мотив случайный, кратковременный Интерес иногда поддерживается самостоятельно: мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса Интерес поддерживается самостоятельно: устойчивая мотивация; ведущий мотив познавательный и общение среди сверстников.
Критерий «Культура поведения детей на проезжей части, в транспорте, на улице»
Нежелательное выполнение общепринятых правил дорожного движения Недостаточная ориентация на выполнение основных общепринятых правил Высокий уровень культуры поведения, соответствующий возрастным особенностям.
Критерий «Творческая активность детей»
Не проявляет интереса к творчеству, не проявляет инициативы. Отказывается от выполнения заданий. Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в открытии новых способов деятельности. Есть положительный эмоциональный отклик на собственные успехи и успехи детского коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи.
Диагностический инструментарий
Nп/п Критерии Как изучить
(методы и методики изучения) Обработка результатов
1
Уровень усвоения детьми знаний по правилам дорожного движения.
1. Педагогические наблюдения, опрос (автор Т. И. Данилова).
2. Комплекс занятий, творческая и самостоятельная деятельность.
3. Викторины, конкурсы, тестовые задания с использованием ИКТ, занятия контрольных знаний 1. Карты наблюдений,
графическая запись опросника.
2. Заполнение карты посещения занятий.
3. Составление справки.