МААМ-картинки

Комфортная развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как фактор развития ребенка дошкольного возраста

Анна Попкова
Комфортная развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как фактор развития ребенка дошкольного возраста

В настоящее время организация работы педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций основывается на федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Публикация «Комфортная развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как фактор развития ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Что значит развивающая предметно-пространственная среда? Согласно определению из стандарта, развивающая предметно-пространственная среда – это образовательное пространство, материалы, оборудование и инвентарь, для развития детей дошкольного возраста. Для выполнения своей задачи развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, должна соответствовать индивидуальным, возрастным и гендерным особенностям воспитанников.

В условиях групп компенсирующей направленности развивающая предметно-пространственная среда должна быть еще и коррекционно - образовательной, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Чтобы смоделировать такую коррекционно-образовательную среду в группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи в МБДОУ «Приданниковский детский сад комбинированного вида №5» нами были выделены центры, направленные на те или иные области развития дошкольника с нарушениями речи. Развивающее пространство группы организовано так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься той деятельностью, которой ему захотелось заняться в этот момент: играть, рисовать, знакомиться с музыкальными инструментами, закреплять математические навыки и умения, проявить свою ловкость и активность, упражняться в различных видах деятельности, наблюдать. Образовательное пространство позволяет организовать плавный переход от одной деятельности к другой, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Ключевой центр нашей группы – речевой. Представляет собой организованное пространство, позволяющее эффективно влиять на развитие разных сторон речи наших детей: логопедическое лото «Говори Л», «В мире звуков», игровое пособие «Логопед и Я», «Фонематика», дидактические материалы по фрмированию правильного звукопроизношения, картинный материал по определенным звукам. В речевом центре представлены материалы, пособия, картотеки и игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков. Центр содержит в себе картотеки артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, чистоговорок, стихотворений, речевых игр. К речевому центру относится наш уголок развития мелкой моторики : различные виды шнуровок, плетения, магнитные лабиринты, «Одежда для мишки», «Собери бусы», игры-балансиры, игры с прищепками, массажные мячики, мячи су-джок. Также речевой центр содержит материалы на нормализацию дыхания: картотеку дыхательных упражнений, игры «Сдуй бабочку», «Снежинка», «Самолет», «Листочки», «Бабочка», «Зонтик», ветродувы и др,

Речевой центр группы перекликается с наполнением центров логопедического кабинета. Центр «Играем с пальчиками», цель которого развитие мелкой моторики, используя традиционные и нетрадиционные методы. Центр «Дышу правильно», для развития речевого дыхания. Центр «Пойми меня» был создан с целью введения детей в сложный мир человеческих эмоций, помощи им справиться с переживаниями, негативными эмоциями. Центр «Играем с Язычком», для развития артикуляционной моторики и формирования правильного произношения. Центр «Обучения грамоте». Для организации занятий через игру, широко внедряю авторское многофункциональное настенное пособие «Сказочная деревня звуков».

Для поддержания физической активности воспитанников в группе создан центр физического развития, который содержит: картотеки подвижных игр, малоподвижных игр, игр на улице, зрительной гимнастики; спортивное оборудование (мячи разного размера, обручи, кегли, скакалки, гантели, развивающая игра «Веселый мотальщик», «Ловушка для мяча», кольцеброс, клюшки с шайбами, коррегирующие дорожки, массажные коврики, гимнастичекие палки). Данный центр позволяет детям удовлетворить свои потребности в движении, развитии ловкости, меткости, быстроты реакции, закреплении физических упражнений.

Центр патриотический позволяет формировать любовь к родине, гордость за свой народ и край. Знакомит детей с символами России, городами-героями, историей родного края и его достопримечательностями. Ребятам доступны атлас, глобус, картинный материал, книги и журналы о России, Красноуфимске, Красноуфимском районе, городах нашей родины.

Центр безопасности не менее важен в группе, он знакомит ребят с правилами безопасности дома, в быту, детском саду, на улице, на дороге. Содержит игры и пособия «Все на пожар», «Светофор», «Лото: Дорожные знаки», «Противоположности», «Мемо: Дорожные знаки», «Лото: Транспорт», «Ассоциации: ПДД», «Азбука безопасности», «Лото: Опасно», плакаты «Правила пожарной безопасности», «Правила безопасности дома», уголок ПДД «Светофор».

Музыкальный центр позволяет воспитанникам не только знакомиться с музыкальными инструментами, но и развивать фонематический слух. Центр содержит музыкальные инструменты (металофон, ксилофон, музыкальный молоточек, колокольчик, маракасы, игрушечный синтезатор, бубен, барабан, трещетки, деревянные ложки, дудочки, кастаньет, набор деревянных геометрических тел с разным наполнением.

Центр театральной деятельности помогает детям погрузиться в сказку, стать ее героями, придумать новые сказки, развивает не только речь дошкольников, но и их память, воображение, внимание, мышление, умение выступать на публике. Центр наполнен картотекой сказок, играми «Собери сказку», «Угадай героя», загадками, театральными масками, настольным театром, театром на варежке, магнитным театром, теневым театром, театром би-ба-бо, театральной ширмой.

Центр игровой направлен на развитие высших психических функций детей. Подбор игр осуществляется с учетом и речевых задач: игры-бродилки, «Мемо-карточаки», различные пазлы, кубики-картинки, лабиринты «Подводные приключения», «Лото», «Найди пару», «Одень куклу», «Подбери цвет», «Четвертый лишний», «Соответствия», «Противоположности» сюжетно-ролевые игры и другие.

В нашей группе центр конструирования пользуется наибольшим спросом у наших мальчиков, в нем представлены разные виды конструкторов, крупногабаритный деревянный конструктор, большой конструктор лего, мелкий конструктор лего. Этот центр позволяет детям нашей группы комфортно чувствовать себя, радостно и интересно проводить время.

Очень популярен у воспитанников нашей группы центр изобразительной деятельности, позволяющий развивать свой творческий потенциал. Материалы и оборудование позволяет детям попробовать свои силы в любой технике (альбомы, цветная бумага, цветной и белый картон, трафареты по темам, кисти, гуашевые и акварельные краски, восковые и пастельные карандаши, цветные карандаши, раскраски, фантики, губки, штампы, пластилин, схемы для оригами и рисования, ножницы, клей). Ребята с удовольствием занимаются творчеством, учатся новому.

Центр математический направлен на развитие и формирование математических представлений, ориентировку в пространстве и времени, развитие логики.

Центр природы состоит из нескольких частей: календаря природы в раздевалке, где дети и родители могут отметить день недели, погоду, время суток, но и почитать стихи о времени года, поиграть в загадки и даже узнать о праздниках. В группе центр природы состоит из многофункционального уголка природы, сезонного дерева и играх о временах года.

Центр экспериментирования содержит различные материалы для опытов, наблюдения за различными явлениями (наборы «Дары моря», «Удивительное вокруг нас», лупы, колбы, мерные стаканчики и ложки, игры «Что из чего сделано», «Из какого материала», «Наведи порядок», «Чья профессия?» и др).

В пространстве группы также организован уголок тишины с отгороженным мягким диванчиком, где ребята могут посидеть, полежать, или поиграть небольшой компанией.

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы насыщенна и постоянно пополняется, видоизменяется в соответствии с потребностями воспитанников и нашими коррекционно-развивающими задачами. Организованная согласно задачам среда помогает в устранении и преодолении речевых дефектов, позволяет детям проявлять себя, свои способности, интересы, помогает всестороннему развитию личности дошкольника. Направлена как на работу с детьми с нарушениями речи, так и на просветительскую работу с родителями, которые нуждаются в поддержке и помощи.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОСПредметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возрастаПредметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста (воспитатель Кузьмина И. М.) Цель: сконструировать.

Предметно-пространственная развивающая среда (вторая группа раннего возраста)Предметно-пространственная развивающая среда (вторая группа раннего возраста) Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих.

Развивающая предметно-пространственная среда группы раннего возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда группы раннего возраста Одна из важных условий образовательной работы в группе раннего возраста, является создание развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Главное требование к образовательной среде в ДОУ - предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комфортная развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как фактор развития ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 28 февраля 2021 в 11:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД