Получи документы

Комплекс занятий для развития навыков культуры общения

Наталья Тураева
Комплекс занятий для развития навыков культуры общения

Занятие 1

Приветствие

Все встают в круг, берутся за руки и громко говорят: «Доброе утро (день!».

Затем сами выбирают способ контакта-приветствия, который будет повторяться на каждом занятии. Например: ладонь-ладонь, локоть-локоть, колено-колено. Этот ритуал повторяется каждое занятие.

«Найдем волшебные слова»

Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета.

Публикация «Комплекс занятий для развития навыков культуры общения» размещена в разделах

Ход игры

Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Спасибо, Сережа»«Пожалуйста, Наташа».

«Секрет»

Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм.

Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.

Ход игры

Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д., кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.

«Подарок на всех»

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

Оборудование: цветик-семицветик.

Ход игры

Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?

Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удаюсь ли каждому высказать свое желание, и как сделать так, чтобы можно было высказать желания всех детей.

Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.

Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.

Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.

Прощание

Описание: Дети становятся в круг так, чтобы можно было руками дотянуться друг до друга.

Детям говорят: закрыв глаза, на вдохе, протяните руки в стороны и коснитесь ими рук партнера, попрощайтесь с ним руками. До свидания!

Таким образом происходит завершение каждого занятия.

Занятие 2.

Приветствие

«Луноход»

Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества.

Оборудование: индивидуальные «пульты управления».

Ход игры

Участники игры делятся на пары. Половина детей — «луноходы», вторая половина — работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на пересеченной местности.

Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.

«Приветствие гостей»

Цель: упражнять детей в применении норм этикета, принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство.

Ход игры

Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо по-разному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.

При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты, соблюдать следующие правила:

• смотреть в глаза гостю,

• улыбаться, слегка наклонив голову.

В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому?

Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?

«Назови ласково»

Цель: учить детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие, ласковость, нежность.

Игровые действия: дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева). Например, милый, дорогой Ванечка. И т. д.

Правила игры: думать, правильно образовывать и подбирать слова, слушать внимательно ответы товарищей, при необходимости – помогать.

Оборудование: волшебная палочка.

«Круг желаний»

Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

Игровые действия: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т. п.

Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т. п.).

«Вспомни сказку»

Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела

Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку. В конце игры педагог

Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.

Оборудование: цветные фишки. Приз для победителя.

«Прощание»

Цель: способствовать усвоению норм и способов общения, принятых при прощании.

Ход игры

Воспитатель сообщает, что гостям пора улетать. Выясняет, что прощаться можно не только с помощью слов, но и движений — можно попрощаться кивком головы, глазами и т. д. Детям предлагается прощаться, используя вербальные и невербальные средства общения. Каждый ребенок может сам выбрать способ прощания.

Занятие 3.

«Приветствия»

Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации.

Оборудование: магнитофон.

Ход игры

Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.

«ДОБРО — ЗЛО»

Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать мирность, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

Игровые действия: дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.

Водящим можно выбирать детей.

«ТАЙНЫЙ ДРУГ»

Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.

Игровые действия: Сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.

Оборудование: конверты по количеству детей, детские фотографии.

«Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик

Ход игры:

Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т. д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т. д.

«Небоскреб»

Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.

Необходимые приспособления: 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, башня строится заново.

Занятие 4.

«МОСТИК»

Цель: учить детей реализовывать знание правил этикета в игровых и жизненных ситуациях; способствовать формированию навыков культуры поведения в общении с детьми разного пола.

Оборудование: гимнастическая доска или гимнастическая скамейка.

Организация и методика проведения

На полу лежит гимнастическая доска — это «мостик».

Вариант 1. Дети делятся на две команды: мальчиков и девочек. С двух сторон одновременно к «мостику» подходит по одному игроку от каждой команды. Кому идти первым? Мальчик вежливо помогает девочке пройти по «мостику» первой, подает ей руку, помогая сойти с «мостика», а затем идет сам. И так поочередно все дети. Воспитатель подчеркивает, что девочки нуждаются в особой заботе и внимании со стороны мальчиков. Но и мальчики «рыцари» заслуживают благодарности со стороны девочек. Поэтому в знак признательности девочки улыбаются мальчикам и благодарят за услугу и помощь.

Вариант 2. Группа произвольно делится на две команды. К «мостику» с каждой стороны подходит по одному ребенку. В зависимости от того, кто встретился у «мостика», дети сами решают, кому следует идти первым, и договариваются, кто кого пропустит (мальчик—девочку; старший — младшего; тот, кто вежливее, первым уступит дорогу) Тот, кого пропустили первым, не забывает поблагодарить сверстника.

Вариант 3. Игра-соревнование двух команд: кто лучше знает и выполняет правила этикета при прохождении по «мостику».

«Только вместе»

Цель: Обучить детей устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения партнера.

Содержание: Дети встают парами и вместе держат мяч (каждый ребенок старается держать мяч двумя руками). По команде дети должны одновременно присесть, стараясь не выпустить мяч из рук, пройти по группе, попрыгать. Их главная задача – научиться действовать согласованно, не выронить мяч.

«Мы – солдаты»

Ход игры: Ведущий просит ребят представить, что они превратились в солдат, защищающих свою страну, и им нужно четко выполнять команды. По команде «По коням!» - громко топать, «В разведку» - шептать «тсс…», «В атаку» - кричать «ура!», «За пулеметы» - хлопать. Прощание.

Занятие 5.

Приветствие

«Ах, какой я молодец!»

Ход игры: Дети движутся по кругу подскоками.

Ведущий называет любые числа. Когда прозвучит число «пять», дети останавливаются, хлопают в ладоши и произносят: «Ах, какой я молодец!»

Так повторяется несколько раз.

«Вежливые слова»

Цель: Развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.

Ход игры: Игра проводится с мячом по кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, извинения (извините, простите, жаль, прощания (до свидания, до встречи).

Чтение и обсуждение стихотворения «Вежливый ослик»

Был ослик очень вежлив,

Воспитанный он был.

Всем улыбался, кланялся

И «Здравствуй» говорил.

Потом он отходил на шаг

И говорил:

- Тюлень – тюфяк,

А заяц – трус,

А лев – дурак,

А слон – обжора и толстяк…

Ни разу доброго словца

Он не сказал ни про кого, --

И я прошу тебя, дружок,

Не будь похожим на него.

Происходит совместное обсуждение ситуации:

• Вежливый ли ослик на самом деле?

• А почему? Ведь ослик улыбался, кланялся, говорил – «Здравствуй».

Разыгрывание ситуаций

Воспитатель предлагает детям разыграть следующие ситуации:

– В группе появился новый мальчик (девочка, и ты остался с ним наедине. Что ты будешь делать?

– Обидели твоего товарища, а ты оказался рядом. Что ты будешь делать?

– У тебя потерялась игрушка в детском саду. Как ты поступишь?

Прощание

Публикации по теме:

Единство ДОУ и семьи в вопросах развития навыков общения и самостоятельности через игровую деятельность «Единство ДОУ и семьи в вопросах развития навыков общения и самостоятельности через игровую деятельность" Сюжетно-ролевая игра - это основной.

Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками Уважаемые коллеги! Мир детского сознания сложен и строится из других миров. Мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений.

Бизиборд, или развивающая доска, как стимулятор развития внимания, памяти, мышления, речи, навыков общения и моторики рукБизиборд, или развивающая доска, как стимулятор развития внимания, памяти, мышления, речи, навыков общения и моторики рук По методу известного педагога Марии Монтессори. с целью стимулировать у особенных детей развития внимания., памяти, мышления, речи, навыков.

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков общения Игра «Подарки» Цель: развитие эмпатии и творчества в общении, способности предвидеть желания другого. Дети делятся на два круга и двигаются.

Конспект занятия по формированию навыков культуры общения у детей и подростков с ОВЗ «Мы живём среди людей» Тема: «Мы живём среди людей» Автор: Подгайная Татьяна Николаевна Должность: социальный педагог Цель. Формирование знаний, умений и.

Психологические игры для развития навыков общения у детей дошкольного возраста «Клубочек» (для детей с 4 лет) Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает.

Семинар-практикум «Психологический ресурс песочной терапии для развития у детей навыков межличностного общения» В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при.

Формирование навыков культуры общения у учащихся младших классов коррекционной школы О. Н. Зайцева учитель-дефектолог муниципального казенного образовательного учреждения «Коррекционная школа № 8» г. Арзамаса Нижегородской.

Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольника Дидактическая игра как средство формирования монологической речи дошкольника Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,.

Тест «Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольников» Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольников. Подготовила: Ларичева Ю. В. Модуль 1. Теоретические основы технологии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс занятий для развития навыков культуры общения
Опубликовано: 23 января 2019 в 21:20
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД