Комплексное занятие по закреплению знаний о видах русской народной росписи «Разноцветная ярмарка» (старшая группа)

Светлана Сёмина
Комплексное занятие по закреплению знаний о видах русской народной росписи «Разноцветная ярмарка» (старшая группа)

МБДОУ Тисульский сад№1 «Колосок»

Комплексное занятие ИЗО

Разноцветная ярмарка»

Ст «аршая группа

Комплексное занятие по закреплению знаний о видах русской народной росписи «Разноцветная ярмарка» (старшая группа)

Автор – составитель:

Сёмина Светлана Николаевна

Тисуль 2013г

Цель: Закрепить знания о творчестве мастеров: городецкой, гжельской, хохломской

росписи.

Прививать любовь к труду народных умельцев, продолжить знакомство с

дымковской игрушкой, учиться расписывать её, развивать чувство прекрасного,

чувство удовлетворения плодами собственного труда.

Ход занятия.

Рассказ воспитателя о происхождении дымковской игрушки.

Оказывается игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".

Изготавливая глиняных свиней, коней, индюшек, коз, женщины как бы синхронизировались с процессами, происходящими в окружающем мире, подталкивая природу в нужную сторону, то есть в сторону увеличения плодородия. Расписная игрушка одновременно и продолжала древнюю традицию, и знаменовала своим появлением отход от мировоззрения предков.

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.

Входит Зазывало в народном костюме.

Заходите, торопитесь на товары подивитесь.

Всем торгуют молодцы расторопные купцы.

А товаров здесь не счесть, всё, что в доме нужно есть.

Только здесь и лишь сейчас, всё на ярмарке для вас.

Торопитесь, заходите, полюбуйтесь и купите.

Воспитатель: Звали нас, да видно кто – то

Позабыл открыть ворота.

Как же нам ребята быть?

Чем ворота нам открыть?

Голос ворот: Мы тесовые, мы сосновые,

Да с дубовыми мы засовами.

Хоть и крепко мы закрываемся.

Словом правильным открываемся.

Воспитатель: А какое правильное слово вас откроет?

Голос ворот: А вот послушайте, подумайте, да ответьте.

Точки, линии, кружочки,

Юбки пышные как бочки.

Гривы пышны и легки,

Краски сочны и ярки!

Кони, барышни всё – чудо,

Привезли товар откуда? (Из Городца)

Чашки, чайники и вазы,

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов,

Синий небушка синей,

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда? (Гжель)

Листочки ягодки, цветочки,

Стебелёк, завиток.

Здесь хозяева три цвета,

Чёрный, красный, золотой.

Кто привёз товар такой? (Хохлома)

Ворота отворяются

1 купец: Вот товар красивый яркий,

Покупайте для подарка,

Поглядишь всего лишь раз,

Оторвать не сможешь глаз.

2 купец: Мой товар куда важней,

Потому что он нужней.

Кружевной, голубой,

Кто сравнится со мной.

3 купец: Как за Волгою рекой

Под кистью хмель вьётся.

Тонкой нитью золотой

Линия плетётся.

Как на нашей стороне

Житьё пребогато.

Налетайте, покупайте

Мой товар ребята!

Воспитатель: Ой, народ честной, не обманывают ли нас? Говорят яркие и голубые и

невесть красивые какие, а все белые да чёрные.

4 купец: Мой товар не простой,

Мой товар не дорогой,

Чтоб себе его купить

Надо руки приложить.

Воспитатель: Что же не приложил.

4 купец: Краски родимая пропали.

Воспитатель: Может быть краски спрятались в сказках?

В чащах лесных? В цветах полевых?

В рыжих веснушках? В старых избушках?

В тёплых окошках? В нарядных матрёшках?

Спрятались краски от нас? Кто же поможет в пути

Краски для наших игрушек найти?

Дрёма: Постараюсь вам помочь в эту сказочную ночь.

Вот краска синяя очень уж красивая!

Луна: Только лучик мой коснётся вашей рукавички

Он цыплёнком обернётся и желтком яичным.

Ночь: Потемнело за окном, значит, ночь приходит в дом.

Чёрный цвет не очень мил и играть, уж, нет сил.

Ночь пришла всем спать пора, знает это детвора.

Огонь: Красные щёчки горят на морозе,

Красные маки и красные розы.

Красные искорки в поле сверкают,

Путника красный костёр согревает,

Искорку эту я вам подарю,

Цвет её может окрасить зарю.

Солнышко: Рано утром на заре солнышко играет.

Своим лучиком везде землю согревает.

И от этого кругом, всё засеребрится.

И в оранжевый цветок солнце превратится.

День: Белый цвет, он цвет надежды,

Белый цвет, он очень нежный.

Первый подснежник белеет в дали,

Белые в небе летят журавли,

Всё вокруг белым – бело, белый день глядит в окно.

Воспитатель: Краски на месте, пора и за работу приниматься.

Звучит песня «Разноцветные ярмарки».

Дети берут игрушки и расписывают их.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Узнавайка» для детей старшего дошкольного возраста.Дидактическая игра «Узнавайка» для детей старшего дошкольного возраста. Дидактическая игра "Узнавайка". Цель: закреплять знания детей о народно-прикладных промыслах России, умение находить нужный элемент росписи.

Продолжение проекта «Гипс, музеи, зоосад». Роспись гипсовых изделийПродолжение проекта «Гипс, музеи, зоосад». Роспись гипсовых изделий Цели и задачи проекта смотрите в блоке "Гипс, музеи, зоопарк". занятие №3 Роспись гипсовых изделий Цель. Закреплять знания детей о гжельской.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Комплексное занятие по закреплению знаний о видах русской народной росписи «Разноцветная ярмарка» (старшая группа)
Опубликовано: 1 сентября 2013 в 16:00
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...
Стенгазета к Дню матери «Мамочка моя, больше всех на свете я люблю тебя!»
Ничего нет на свете чудесней И сильней материнской любви. С чем сравнить ее? Может быть, с песней, Что поют на заре соловьи? Доброты материнской...