Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у дошкольников

лариса калмыкова
Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у дошкольников

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Единственный путь осуществления логопедизации - это тесное взаимодействие логопеда и других специалистов ДОУ (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

При работе с детьми с нарушениями речи, необходимо добиться их устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Как показывает практика, достигается это реализацией комплексного метода с применением наглядных и игровых приемов. Цель комплексного метода - добиться высокой результативности фронтальных занятий. Такая цель определяет основные задачи: повышение умственной и речевой активности детей, создание творческой атмосферы, психологического комфорта и эмоционального подъема. Их решение облегчается использованием таких типов фронтальных занятий. Например, на фронтальном занятии, направленном на развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи, помимо речевых заданий предусматриваются задания на восстановление психофизических функций. Это упражнения по релаксации, психогимнастика, игры на развитие мелкой, артикуляционной и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, задания на развитие познавательных процессов, пространственного и зрительного восприятия.

Поскольку время коррекционных занятий с детьми с речевыми нарушениями в детском саду общего типа строго лимитировано, то актуальным становится взаимосвязь и преемственность в работе логопеда и воспитателя, логопеда и музыкального руководителя, логопеда и педагога по физкультуре.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда и музыкального руководителя. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов. В мониторинге, который проводят музыкальные руководители, также имеются эти разделы. И наибольшая эффективность работы достигается, если материалы исследований, а также динамика развития этих функций будут постоянно взаимодополняться. Часто музыкальные руководители в своей работе используют фонетическую ритмику, ритмодекламации и другие формы работы, необходимые и логопеду.

Совместная работа логопеда и педагога по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путем включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. Занятия по физическому вопитанию учитывают и состояние общей моторики детей. Эффективно проводятся упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук. Элементы разминки могут включать в игровой форме отдельные упражнения по развитию артикуляционной моторики, упражнения, направленные на совершенствование мимической мускулатуры, также широко используются элементы логоритмики, различные речевые игры с движениями.

В большинстве ДОУ работает психолог. Некоторые специфические особенности памяти, внимания, мышления у ребенка данной категории тесно связаны, а иногда и обусловлены речевым дефектом. Психологи обладают большей, чем логопеды базой знаний для исследований и коррекции неречевых психических функций ребенка. Большое значение это имеет в условиях детского сада общего типа, когда логопед не имеет возможности их исследовать и, соответственно, коррегировать, как это происходит в речевых группах детских садов. Польза сотрудничества логопеда и психолога проявляется не только в четкой организации работы, но и в своевременных и успешных результатах коррекции.

Таким образом, использование комплексного метода для коррекции речевых и психофизических нарушений позволяет эффективно развивать произношение, лексику, грамматику, связную речь; способствует восстановлению психофизических функций, активизирует познавательные процессы.

Публикации по теме:

Мастер-класс по проведению логочаса на тему «Зима» МДОУ "Детский сад № 195" компенсирующего вида Мастер-класс по проведению логочаса на тему: "Зима" подготовительная группа Составила:.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Обучение грамоте
  • Пасха
Автор публикации:
Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у дошкольников
Опубликовано: 18 января 2014 в 20:44
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Опыт «Определение прозрачности снега»
Цель: учить определить, прозрачен ли снег;формировать представления детей о свойствах снега и воды , используя метод Савенкова А. И. – карточки,...
Светлый праздник! Сценарий развлечения к празднику Пасхи во второй младшей группе.
Звучит музыка. Дети входят и садятся на стульчики. Ведущий: Наступила весна, с каждым днем все теплее, и пришел самый светлый праздник Пасха. В этот день...
Танец «Грибная полька»
Танец «Грибная полька» ( музыка: Суворова-5, №8) Перед танцем: Под спокойную народную музыку выходят девочки-ёлочки и выстраиваются в кружок. Часть 1...
Рисование планет Солнечной системы мыльными пузырями. Фотоотчет детского творчества
Давно таилась в мыслях идея нарисовать планеты Солнечной системы мыльными пузырями. И вот пришло время творить вместе с воспитанниками. Ребята с большим...
Тематическая неделя: «Быть здоровыми хотим»
Тема недели: «Быть здоровыми хотим» Программное содержание: 1. Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. 2....