Лучший педагог года

Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОВЗ в ДОУ

Рушанья Фахретдинова
Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОВЗ в ДОУ

Методика обследования познавательного развития Семёна К. (5л. 2м.)

Задания на проверку внимания и памяти

Задание 1. Найди отличия.

Ребенку показывают две картинки, на которых изображено практи-

чески одно и то же (персонажи известных детям сказок, мультфиль-

мов, сюжетные картинки и пр.). Элементы рисунка могут различаться

по цвету, штриховке, орнаменту, по наличию или отсутствию какого-

либо элемента. Возможны вариации в деталях одежды героя, в его

расположении, позе, жестах и т. д. Таких отличий должно быть 10.

Оценка:

Нашел 9–10 отличий – высокий уровень;

Публикация «Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах

6–8 отличий – средний уровень;

5 и менее отличий – низкий уровень (-)

Задание 2. Отвернись и назови.

Ребенку показывается 10 игрушек, в течение нескольких минут он

их рассматривает. Затем он отворачивается и называет игрушки.

Оценка:

9–10 игрушек – высокий уровень;

6–8 игрушек – средний уровень (+)

5 и менее игрушек – низкий уровень.

Задание 3. Отвернись и назови, что изменилось.

Ребенку показывается определенное количество игрушек, в течение

нескольких минут он их рассматривает. Затем он отворачивается, в это

время можно убрать какую-то игрушку, заменить ее другой или прос-

то переставить местами. Затем ребенку предлагается повернуться и

рассказать, какие изменения произошли на столе. (+)

Задание 4. Посмотри, запомни, расскажи.

Ребенку показывается картинка, дается время ее рассмотреть. За-

тем картинка переворачивается, ребенку задается 5 контрольных во-

просов по ее содержанию. Например: Мимо чего проходят ребята?

Кто глядит в окно? Что девочка несет в руках? Сколько деревьев рас-

тет за забором? И т. п.

Оценка:

5 ответов – высокий уровень;

3–4 ответа – средний уровень;

2 и менее ответов – низкий уровень (+)

Задание 5. Запомни и повтори.

Называется цепочка из 10 слов. Задание: запомнить и повторить.

Чашка, ветер, дорога, елка, мальчик, солнце, дождь, сахар, книга,

ложка.

Оценка:

9–10 слов – высокий уровень;

6–8 слов – средний уровень ;

5 и менее слов – низкий уровень (+)

Задания на проверку уровня развития мышления

Задание 1. Найди лишнее.

Ребенку показываются серии из четырех картинок. Нужно объяс-

нить малышу, что несмотря на много общего, одна картинка в каждой

серии – лишняя. Задача – найти ее.

На картинках могут быть изображены (лишнее выделено курсивом) :

– дуб, ель, роза, береза;

– лев, кот, слон, жираф;

– помидор, морковь, репа, редис;

– автомобиль, воздушный шар, самолет, поезд;

– туфли, носки, сапоги, ботинки.

Не следует давать долго рассматривать изображения. После того

как ребенок сделал свой выбор, его просят аргументировать ответ,

можно также спросить, как можно назвать одним словом оставшиеся

слова. Если ребенок выделил другое слово и аргументированно дока-

зал свой выбор, его умение отстаивать свою точку зрения, доказывать

и находить веские аргументы следует поддержать и поощрить.

Оценка:

4–5 – высокий уровень;

2–3 – средний уровень (+)

1 и менее – низкий уровень.

Задание 2. Назови лишнее.

Это более сложный вариант первого задания, поскольку задание на-

до выполнить без опоры на картинки, устно.

– корова, волк, лошадь, коза (+)

– яблоко, груша, огурец, слива (+)

– тарелка, чашка, ложка, ведро (-)

– сладкий, соленый, кислый, маленький (-)

– синий, желтоватый, добрый, красный (-)

Оценка:

4–5 – высокий уровень;

2–3 – средний уровень (+)

1 и менее – низкий уровень.

Задание 3. Добавь недостающее.

Ребенку предъявляются 8 картинок, разложенных в три ряда по

три картинки в каждом, одна картинка убрана. На картинках изобра-

жены геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник). Ребенку

предлагается догадаться, какого изображения в одной серии не хвата-

ет, а затем добавить недостающий элемент.

Оценка:

Сам рисует изображение – высокий уровень.

Выбирает изображение из предложенных дополнительно – средний

уровень (+)

Задание 4. Разложи по порядку.

Ребенку предлагаются серии четырех сюжетных картинок. Напри-

мер: Птица несет в клюве веточку. Птица кормит птенца. Птенец

вылупляется из яйца. Птица сидит на гнезде. Задача – разложить

картинки по порядку и объяснить свое решение (-)

Задание 5. Определи, чего больше.

Ребенку предлагаются 15 картинок с изображениями овощей,

фруктов, ягод. Задание: разложи картинки на 3 группы. Посчитай,

сколько фруктов и овощей. Скажи, чего больше (+)

Задания на проверку развития воображения

и пространственных представлений

Задание 1. Собери картинку.

Ребенку предлагается картинка, разрезанная на произвольные эле-

менты.

Оценка:

Сам собрал правильно и быстро – высокий уровень.

Сам собрал правильно, но медленно – средний уровень.

Собрал по образцу правильно и быстро – средний уровень (+)

Задание 2. Сложи из полосок бумаги.

Ребенку даются бумажные полоски разной длины, ширины. Воз-

можные задания: сложи из них домик, машину, елку (+) , облако и т. п.

Задание 3. Сложи изображение.

Ребенку даются разноцветные кубики. Задание: сложи птичку, ма-

шинку, зайца, кота и т. п. (-)

Задание 4.

Ребенку дается лист бумаги в клетку. Далее пошагово предлагается

выполнить задание:

1. Найди примерную середину листа и поставь точку (+)

2. От этой точки опустись на 3 клетки вниз и на 5 клеток вправо (-)

3. Поставь еще одну точку (+)

4. Нарисуй такой круг, чтобы в него попали обе точки (+)

5. Нарисуй такой квадрат, чтобы в него попала только одна точка (-)

Задание 5.

Ребенку дается чистый лист бумаги. Далее пошагово предлагается

выполнить задание:

1. Нарисуй на листе прямую линию (+)

2. Проведи другую прямую, короче первой (-)

3. Нарисуй кружок над этими линиями (-)

4. Нарисуй два кружка под этими линиями (-)

Задание 6.

Ребенку дается лист бумаги с нарисованным кругом. Задание: дори-

суй, как хочешь (солнце).

Задание 7. Графический диктант.

Задание выполняется на листе бумаги в клетку. Взрослый диктует:

одна клетка вверх, две клетки вправо; одна клетка вниз, две клетки

вправо, одна клетка вверх … Точка начала узора должна быть обозна-

чена (–)

Условные обозначения: (+) Задание выполнил.

(-) Задание не выполнил.

Характеристика - представление на Семёна К.

5л. 2м., 1год обучения. ОНР 3уровня.

Мальчик воспитывается в полной семье. Воспитанием занимаются оба родителя. Материальные условия семьи достаточные. Взаимоотношения между членами семьи доброжелательные. Физическое развитие соответствует возрасту. Отмечаются нарушения осанки, общей и тонкой моторики. Ведущая рука - правая.

Познавательные интересы развиты. Внимание неустойчивое Трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Произвольная память развита недостаточно. Память кратковременная. Понимает и выполняет инструкции взрослого.

Может варьировать темп и интонационную выразительность речи: произносить слова громко и тихо, говорить быстро-медленно.

С помощью педагога справляется с заданиями, направленными на выделение звука в слове, однако нарушено звукопроизношение.

Семён понимает назначение предлогов и правильно их использует в речи, но затрудняется в использовании сложных предлогов (из-под, из-за, между). Затрудняется в образовании имён существительных множественного числа в именительном о родительном падежах. Сложность вызывает образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Правильно согласует существительные с глаголами.

Мальчик выделяет субъект и объект действия, их признаки, часть-целое. Доступно элементарное обобщение, но затрудняется в дифференциации сходства и различий между ними. В то же время у Семена отмечаются определенные сложности в усвоении абстрактных понятий (слов — действий, предметов, признаков и т. д.)

Передает своими словами впечатления из личного опыта, любит рассказывать о том, что с ним произошло за день.

Семён может пересказать прочитанную ему сказку или небольшой рассказ, но отмечаются нарушения функционально-смыслового единства текста. При пересказе перескакивает с одной мысли на другую, предложения не заканчивает. Описательный рассказ составляет только с помощью педагога или с опорой на схему.

Представления о количестве сформированы. Есть понятия «один — много», «больше — меньше». Счет прямой до 15, обратный счет не сформирован. Счетные операции в пределах 5 на наглядной основе.

Различает и называет цвета. Находит заданный цвет в окружающем пространстве. Различает плоскостные и объемные формы. Правильно определяет и называет низ, верх и центр листа. При обозначении правой и левой сторон возникают проблемы. Представления о последовательности частей суток сформированы.

Знает сведения о себе и о своей семье, месте проживания: город, улица, квартира, дом. Мальчик путает времена года. Не дифференцирует их признаки, забывает словесное название некоторых времен года («весна», «осень»). У ребенка не сформировано представление о последовательности расположения месяцев друг за другом и наполняемости месяцами времен года. Представления о днях недели сформированы фрагментарно и неустойчивы.

Быстро собирает разрезные картинки из 5-6 частей. Конструирует по образцу.

Владеет навыками самообслуживания. Культурно-гигиенические навыки и умения развиты, но выполняются ребенком не всегда.

На контакт со взрослыми идет легко, но в группу сверстников не всегда может быть принятым.

В игре очень активный, подвижный принимает любую роль, как ведущую, так и второстепенную. Играет с определенной группой детей, в основном с мальчиками. Часто конфликтует с ребятами. На замечания реагирует не сразу. Поручения выполняет с неохотой. Работает в медленном темпе. Не проявляет заинтересованность в конечном результате.

Ребенок легко идет на контакт. С удовольствием действует со взрослым сообща. Любит слушать сказки, рассматривать картинки.

Индивидуальная программа развития Семёна Б.

1. Закрепить понятия «один-много», упражняя в образовании существительных единственного и множественного числа.

1. Упражнять в определении места звука в слове, какой звук первый, сколько слогов в слове.

2. Развивать фонематический слух, постановку звуков.

1. Упражнять в составлении описательных рассказов, разных типов предложений, умению преобразовывать их, составлять рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания.

1. Развивать умение ориентироваться в пространстве, употреблять в речи понятия «между», «за», «перед».

1. Усвоение слов-антонимов.

2. Усвоение категорий существительных множественного числа в именительном и

родительном падежах.

3. Развивать умение обобщать, дифференцируя сходства и различия.

4. Упражнять в использовании в речи сложных предлогов: «из-под, из-за, между».

5. Формировать умение образовывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

1. Продолжать развивать долговременную память.

2. Развивать устойчивое внимание.

3. Формировать целенаправленное восприятие

1. Учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 10.

2. Развивать умение

ориентироваться на листе бумаги.

3. Формировать умение называть дни недели, месяцы, времена года, их признаки.

1. Развивать зрительно-двигательную координацию.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Продолжать развивать координацию движений.

1. Стимулировать потребность в общении со сверстниками.

Публикации по теме:

Перспективный план проведения игр и упражнений на развитие памяти и внимания Сентябрь: «Найди себе пару» Развивать быстроту реакции, внимание, понимание отдельных инструкций; умение удерживать их в памяти и правильно.

Составление рассказа по картинкам Уважаемые родители! Составление рассказов по сюжетным картинкам имеет огромное значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОВЗ в ДОУ
Опубликовано: 16 апреля 2015 в 22:15
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД