Папки-передвижки

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью коллекционирования при реализации ФГОС Видео (4 фото)

Ольга Большакова
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью коллекционирования при реализации ФГОС Видео

В этом учебном году в нашем районе проходил впервые Конкурс-Аукцион педагогических идей "Школа творческих открытий"

Я не могла не поучаствовать и даже заняла призовое 2 место и победила в номинации "Оригинальность представления идеи"

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью коллекционирования при реализации ФГОС Видео
Фото №1 Материалы для педагогов Старшая группа ФГОС

Тема: «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование в условиях реализации ФГОС ДО»

Публикация «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью коллекционирования при реализации ФГОС Видео» размещена в разделах

Место проведения: МДОУ «Детский сад № 2» Волоколамского муниципального района Московской области.

Фото №2 Внедрение и реализация Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка июнь Место проведения МДОУ Детский сад Волоколамского муниципального района Московской области Фото №3 Характеристика аудитории воспитатели старшие воспитатели заведующие образовательных учреждений Волоколамского муниципального района

Характеристика аудитории: воспитатели, старшие воспитатели, заведующие образовательных учреждений Волоколамского муниципального района.

Цель: расширение диапазона профессионального общения; применение современных педагогических технологий, способствующих эффективной реализации ФГОС ДО

Задачи: поделиться опытом работы по коллекционированию, как методу социально – личностного развития, стимулирования речевого, познавательного, художественно – эстетического, физического развития в период перехода на ФГОС ДО;

раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду;

показать систему работы с детьми по разным моделям календаря, переживания длительности всех представленных промежутков времени, осознанного овладение эталонами времени, в соответствии с видами календарей старшими дошкольниками;

познакомить с помощью видеоэкскурсии на практике.

Оборудование: Коллекция календарей;

Информация для родителей и педагогов по коллекционированию;

Видеоролики «Наши коллекции»,

«Видеоэкскурсия «Даёшь, коллекцию

2. Презентация идеи.

Добрый день, уважаемые коллеги (идёт видеоролик «Наши коллекции»)

- Я, Большакова Ольга Николаевна, рада приветствовать вас!

Познакомившись с Положением Аукциона, захотелось принять участие. Долго думала, с чем придти?

Модернизация в дошкольном образовании дает свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста.

Педагогами используются различные варианты современных форм обучения: игры-путешествия; экспериментирование; занятия с музейными экспонатами в детском саду; коллекционирование; инсценировки; занятия-сказки; занятия-сюрпризы.

Исходя из этого, решила показать работу по коллекционированию, как форму развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Для формирования познавательной активности старших дошкольников это направление представляет большой интерес. Ведь устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению.

Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы, представляющих научный, художественный, литературный интерес. Это одно из древнейших увлечений человека.

В Китае говорят: "Кто имеет увлечение, проживает две жизни".

Тяга к собирательству заложена в детях самой природой. Познавая мир, они приносят домой все, что их заинтересовало – листики, камушки, ракушки, стеклышки, фантики от конфет и прочие всякие вещи. Нужные с точки зрения ребенка. Родители же, как правило, не очень разделяют детскую страсть и просят малыша приносить с улицы поменьше мусора. Однако с такого невинного собирательства начинается полезное во всех отношениях хобби – коллекционирование. Именно оно может стать замечательным увлечением, объединяющим родителей и ребенка.

Что же лучше всего коллекционировать в детском саду?

Собирать можно все, главное предметы должны быть безопасными и нести познавательную нагрузку. Выбирать должны дети, а воспитатель способствовать этому.

Можно сначала собирать несколько разных коллекций и лишь потом, когда будет виден интерес детей к какому-либо виду больше, можно определиться с главным выбором. С чего же начать?

В нашей группе собраны разные коллекции.

В начале учебного года я рассказала детям о коллекционировании, его видах, принесла из дома в группу коллекцию кофейных турок, которые собираю сама. Дети с интересом рассматривали их, делились впечатлениями, говорили, что дома у них тоже есть различные коллекции. И я попросила родителей представить некоторые из них. Семьи живо откликнулись, помогли детям оформить свои коллекции и продемонстрировать в детском саду ребятам и взрослым. Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование и собирательство – очень увлекательный процесс для детей и взрослых, оформила информационные папки о роли и пользе коллекционирования.

Так я сделала первые шаги к формированию у детей интереса к коллекционированию

Но что же нам начать собирать? Идея пришла совсем неожиданно.

Обратила внимание ребят на наличие календарей группы (календарь природы, календарь праздников, календарь дней рождения детей и взрослых, календарь настольный у воспитателя и карманный в планировании)

Предложила собирать коллекцию календарей.

На сегодняшний день календарь является нечто большим, чем просто удобный способ разделить год на определенные промежутки времени. Календарь, пожалуй, есть у каждого человека. Вся жизнь подчинена календарю и этому есть серьезное доказательство – если лишить мир календаря, то люди просто потеряются, наступит настоящий хаос.

Можно выделить несколько функций, которые призван выполнять календарь.

Во-первых, календарь отмеряет промежутки времени: месяцы, недели, дни. Во-вторых, календарь отражает различные даты: церковные, общественные, знаменательные, праздничные.

В-третьих, современный календарь выполняет еще и рекламную функцию. Зачем же нужен календарь ребёнку? Время – такое размытое понятие, такое неуловимое… Три дня, неделя, месяц – чем младше ребёнок, тем сложнее ему понять, а много это или нет? Сколько тут прогулок, сколько завтраков, сколько маминых объятий перед сном? А сколько это будет «в шоколадках»? Или в интересных историях на ночь? Календарь помогает почувствовать течение времени. И помогает учиться считать!

Мы рассматривали все принесё нные календари и календарики: вид, форма, цвет, величина; сравнивали, рассматривали в лупу карманные календарики. Выясняли пользу календарей, использовали для дидактических игр («Назови вид календаря», как материал по познавательному развитию (Д/и «Когда это бывает» (времена года, месяцы, дни недели, части суток); Д/и «Дни недели, месяцы, времена года по порядку становись»; «Четвёртый лишний» (дни недели, месяцы, времена года); Д/и «Времена года» (разложить картинки к каждому времени года); отгадывание загадок; игры с отрывным календарём (разложи дни недели по порядку, найди осенние месяцы, разложи числа по порядку); Д/и «Что неправильно?» (найди ошибку, последовательность частей суток); календари – закладки, для сюжетной игры «Почта», «Школа» и др. ; проблемные ситуации: «Как узнать, какой месяц, день недели, какое время года?»; «Какой календарь подарить?» (назначение тематических календарей); «Как создавать коллекцию

Чтобы привлечь внимание детей к созданию коллекции календарей, показали детям их важность, необходимость в жизни человека в нод, беседах – пятиминутках, после которых предлагалось дома с родителями найти ответы на вопросы, просмотр мультфильма «Смешарики. Коллекция», который вызвал живой отклик детей и желание принести свои коллекции и рассказать о них.

Коллекционированием нужно управлять. Самый верный способ привлечь внимание детей к чему-либо - самому взрослому проявить к этому интерес. И задача нас взрослых не только увлечь ребенка идеей создания коллекции, но и всячески помочь ему в этом. Поскольку польза от такого рода занятий неоспорима. Почему?

Во-первых, собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, т. е. у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Во-вторых, таким способом ребенок тренирует память, внимание, целеустремленность, интеллект, у него развивается аккуратность, бережливость. В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению, умению поддержать беседу. Ну и, наконец, коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Конечно, родители оказали большую помощь в создании и проведении проекта. Благодаря участию родителей, их дети испытали чувство гордости за свой «Календарь Праздников семьи», все участники Конкурса были награждены грамотами и подарками.

Так мы все вместе создали Коллекцию календарей, которые были представлены на выставке для родителей и работников ДОУ.

Этот проект создал хороший микроклимат между всеми участниками.

Экспонаты коллекции можно трогать руками и заниматься, играть с ними, рассматривать. Самостоятельная или специально организованная игровая ситуация с коллекцией приветствуется, что способствует развитию социально - коммуникативных способностей дошкольников, овладению ими средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Мы не только создаём новые экспонаты, но используем этот материал на занятиях. Таким образом, еще одним достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность (связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием)

С рождением нашей коллекции рождались и новые экспонаты коллекции. Они принимали все новые и новые формы. Примечателен экспонат, посвящённый 70-летию Победы, о котором вы могли узнать из районной газеты «Волоколамский край».

Экспонаты коллекций не прекращают своей жизни после демонстрации.

Они служат:

-подарками родным и близким (рисунки - календарики);

-подарки малышам ДОУ (Крошки-календари погоды);

-подарки участникам Аукциона (календари – закладки);

-экспонатами тематических выставок в ДОУ.

Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно познавательным, доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста. Поэтому именно коллекционирование стало объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением.

Приглашаю вас, коллеги, на видеоэкскурсию по нашей коллекции

«Даёшь, календарь!»

Просмотр видеоэкскурсии

3. Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов.

То, что мы собираем с детьми, только условно можно назвать коллекциями : ни материальной, ни общественной ценности они, конечно, не имеют, но очень важны как средство и форма воспитания. Но не следует забывать, что наша задача, задача взрослых – помогать малышу, проявлять заинтересованность и оказывать всяческое содействие его начинаниям. Иначе интерес может легко угаснуть. Такой уж это возраст… Спасибо за внимание!

СПАСИБО за оказание методической поддержки Тагановой О. Н.

Предлагаю видеоролики, которые готовила к Конкурсу

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ
Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ
Публикации по теме:

«Аукцион педагогических идей». План педсовета в ДОУ АУКЦИОН ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ЦЕЛИ: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; повышать.

Сценарий методического мероприятия для педагогов «Аукцион педагогических идей»Сценарий методического мероприятия для педагогов «Аукцион педагогических идей» Сценарий методического мероприятия для педагогов «АУКЦИОН ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ» Цель: обобщение опыта работы МБДОУ детского сада III категории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью коллекционирования при реализации ФГОС Видео
Опубликовано: 12 июня 2015 в 22:07
+91Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 59.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



Результаты конкурса
Папки-передвижки
МААМ-Картинки

Получить документы
Зарегистрироваться Войти Поиск Лучшее Новое Новости Темочки Картинки Лэпбуки Передвижки Спросить Конкурсы Календарь О МААМ
На Главную МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД